UA / RU
Поддержать ZN.ua

Аграрный интерес. Есть ли будущее у ГПЗКУ?

Публичное акционерное общество "Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины" (ГПЗКУ), получившая возможность распоряжаться трехмиллиардным долларовым китайским кредитом, - завидный актив. Но, кроме финансового "пряника", корпорация имеет колоссальное количество проблем, решение которых требует высококлассного менеджмента.

Автор: Виктор Ващенко

Трудно выговариваемая аббревиатура ГПЗКУ мало что скажет простому обывателю. Зато хорошо известна крупным игрокам на сельскохозяйственном рынке - производителям, трейдерам, а также государственным чиновникам аграрной и финансовой отраслей, ну и, конечно же, многим политикам.

Все просто. Публичное акционерное общество "Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины" (ГПЗКУ), получившая возможность распоряжаться трехмиллиардным долларовым китайским кредитом, - завидный актив. Но, кроме финансового "пряника", корпорация имеет колоссальное количество проблем, решение которых требует высококлассного менеджмента.

Второе за истекший год поколение руководства МинАПК и подведомственного ГПЗКУ (соответственно, министр Алексей Павленко и и.о. председателя корпорации Валерий Томиленко), назначенное Кабмином в конце 2014 г., взялось за трудную задачу - вытащить увязшую в долгах и застрявшую в деловых провалах корпорацию. Громадные долги, "горящий" китайский контракт - сегодняшний фон работы корпорации и министерства. Поэтому украинцев интересует главное: получится ли у новых руководителей рулить честно, а значит, в интересах государства и его аграрного сектора?

Рожденная кормить - увязла в коррупции

В нынешнее трудное, не очень оптимистичное время экономического кризиса и социальных потрясений только аграрная отрасль, несмотря на крупные потери крымских и части восточных сельхозземель, живет и даже умудряется наращивать производство сельхозпродукции по отдельным направлениям.

Наша аграрная сущность в виде отличных природных условий да окрепшего за последнее десятилетие аграрного бизнеса позволяют сегодня добиваться определенных успехов на фоне рецессии. Урожаи зерновых неизменно высоки, и даже трудный во всех отношениях 2014 г. дал рекордный урожай в 63,8 млн т, из которых на экспорт ушло 30 млн т. По экспорту пшеницы, кукурузы, сои, ячменя Украина удерживается в первой пятерке мировых кормильцев, а по экспорту подсолнечного масла украинские аграрии вышли в мировые лидеры. Прогноз урожая на 2015-й на уровне прошлогоднего.

Единственным государственным, стабильным по структуре и перспективным по возможностям игроком на аграрном рынке является ПАО "ГПЗКУ", преобразованное из госпредприятия ГПЗКУ в
2012 г. Это вертикально интегрированная структура, объединяющая в себе более полусотни подразделений в 18 регионах страны, а именно: элеваторы, хлебокомбинаты, два госморпорта в Николаеве и Одессе с объемом перевалки в 2,5 млн т зерна. Имеющиеся мощности позволяют обеспечить предоставление услуг по закупке, хранению, переработке и реализации сельхозпродукции как на внутреннем рынке, так и на экспорт, преимущественно по международным договоренностям. При этом внешнеэкономическая доля акцентирована на экспорте продукции именно украинских производителей.

ГПЗКУ - участник ряда госпрограмм в сельском хозяйстве, и главная из них - Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в реализации приоритетных проектов в отрасли сельского хозяйства, подписанный в июне 2012 г. между Министерством аграрной политики и продовольствия Украины и Экспортно-импортным банком Китая. Тогда же ГПЗКУ подписала с крупной Китайской национальной корпорацией машинной промышленности и генеральных подрядов (ССЕС) контракт о двустороннем сотрудничестве на 15 лет, под который Украине и был выделен кредит в 3 млрд долл.

Валерий Томиленко, и.о. председателя ПАО, в последнее время в нечастых интервью акцентирует внимание на том, что корпорация не имеет ни копейки госфинансирования. По идее, ГПЗКУ должна жить за счет успешной коммерческой деятельности, но пока использует на все хозяйственные нужды деньги китайского кредита. Что есть не очень хорошо, и с чем в ближайшее время следует покончить, подчеркивает руководитель.

Оно то так: на богатой зерновой ниве Украины только ленивый или дурак не сумеет заработать. В общем, и задумывали зарабатывать! Согласно планам трехлетней давности, в нынешнем 2015-м корпорация должна была выйти на экспорт свыше 5 млн т зерна в год и на этом иметь чистой прибыли более 2 млрд долл.

Как известно, планов громадье не реализовано. ГПЗКУ из года в год лишь наращивала неподъемные долги. Так, в 2013 г. по результатам международного аудита компании ВDO, убыток корпорации составил 28,7 млн грн. Прогноз за 2014-й год (аудит еще только близится к завершению) - около 2 млрд грн.

Однако ленивой корпорацию не назовешь, записывать в дураки ее бывших менеджеров не приходится. И остается лишь одна причина убыточности - столь облюбованная украинским чиновничеством коррупция.

Не то чтобы госбюджет ни разу не получил от госкорпорации ни копейки, так еще и гарантированный государством китайский кредит "похудел" почти на 4 млрд грн (приблизительно 200 млн долл.), вернуть которые представляется весьма проблематичным. Ну, часть этой суммы так точно записана в "плохие" долги, накопленные еще при экс-министре Николае Присяжнюке.

Энергичные новые руководители, делегированные "Свободой" и пришедшие в аграрную отрасль в марте прошлого года, к сожалению, изменили в ГПЗКУ только одно: таблички с фамилиями на дверях кабинетов. Сделать из корпорации кормильца бюджета не получилось. За девять месяцев прошлого года из проданного на почти 80 млн долл. зерна на счета корпорации не вернулось ни копейки. Аудит ВDO покажет более точные результаты за весь 2014-й.

Вот в такую богатую долгами, проблемами и скандалами структуру пришел исполнять обязанности руководителя Валерий Томиленко в декабре 2014 г. Тут несомненно нужен не столько управленец, сколько опытный предприниматель в зерновой сфере (Томиленко ранее поработал в компаниях Glencore и Nidera, входящих в пятерку крупнейших экспортеров зерна из Украины с оборотом более миллиона тонн в год).

На момент назначения Томиленко китайский контракт по экспорту зерновых трещал по швам, и эксперты предрекали не просто его технический дефолт, но и полный ноль возможностей выйти из управленческого кризиса, сохранив лицо.

Но сначала несколько слов об украинско-китайском зерновом соглашении и трехмиллиардном кредите.

Контракт с распахнутой дверью в будущее

Для Украины и нашей аграрной отрасли контракт между ГПЗКУ и ССЕС - проект чрезвычайно выгодный. Он несет в себе важный и мощный стимул развития отечественной зерновой отрасли. Гарантирует участие Украины в одном из премиальных рынков планеты - китайском.

По условиям контракта, ГПЗКУ обязуется поставлять Китаю по 3–5 млн т зерновых (в приоритете кукуруза и соя) в год в течение 15 лет. Ожидаемый общий объем - 80 млн т. Ежегодная сумма закупок - от 1,2 млрд до 1,8 млрд долл. Общая сумма договора составляет 24,2–28,05 млрд долл. И очень важно для нас же: Китай требует от Украины, чтобы продукт был преимущественно украинским, соответствовал стандартам качества международной зерновой ассоциации GAFTA и не содержал ГМО.

Полученный в 2012 г. Украиной кредит в сумме 1,5 млрд долл. под реализацию в 2013–2014 гг. зерновых Китаю - часть Генерального соглашения между ГПЗКУ и ССЕС. Это так называемая экспортная часть контракта. Еще 1,5 млрд долл. - сумма, на которую после выполнения Украиной первой части китайский партнер обязуется поставлять современные технологии производства и переработки зерна, помогать с модернизацией инфраструктуры, в том числе построив ряд новых мощностей по перевалке зерна, реконструировать элеваторы и т.д. Эта часть контракта должна была бы стартовать в 2015 г., но из-за провального 2014-го прописать и детализировать планы не удалось. Работа в этом направлении - одна из ответственных задач ГПЗКУ на этот год. Придется догонять паровоз.

Для украинского агросектора контракт - не просто кредитная линия, а долгосрочная гарантированная инвестиция в отрасль, что позволит обновить и расширить зерновую и логистическую инфраструктуры. Украина замахнулась на амбициозные планы в ближайшие годы нарастить производство зерновых до 100 млн т в год (нынче - 64 млн т), и для этого потребуется совершенно иная база и инфраструктура. Ну, мечтать не вредно…

В общем, китайский кредит - не простой экспорт зерна в Поднебесную, а золотой. Потому что позволяет сделать шаг к модернизации аграрной отрасли в целом, организовать ее деятельность по мировым технологическим стандартам.

И вот эта широкая дверь в сельскохозяйственное благополучное будущее угрожала громко захлопнуться. С весны 2014-го контракт начало лихорадить. Причин всего две: непрофессиональный менеджмент экс-руководителей МинАПК (Игорь Швайка) и ГПЗКУ (Игорь Вовчук) плюс неостановленный маховик коррупционных схем, запущенных еще при Присяжнюке, набирал обороты.

Спасение утопающих руками самих утопающих

К первым срывам поставок зерна весной прошлого года китайская сторона отнеслась с пониманием: на Востоке Украины началась война. Партнеры вошли в положение, решив подождать. Но ситуация усугублялась. К концу осени 2014 г. контракт между ГПЗКУ и ССЕС оказался на грани технического дефолта. К середине декабря 2014-го в Китай ушло лишь 450 тыс. т зерна, 600 тыс. т оставались недопоставленными со сроком выполнения до конца 2014 г.!

В Киев сперва полетело грозное письмо с настоящим китайским предупреждением о серьезных санкциях, если поставки будут сорваны. В ноябре премьер-министру Арсению Яценюку пришлось лично вмешаться в улаживание проблемы, при этом председатель ГПЗКУ был уволен.

Новый руководитель Валерий Томиленко приступил к разруливанию ситуации. Помогли трейдерский опыт и доскональное владение вопросом.

Зерно, предназначенное для экспорта, находилось на внутренних элеваторах, а значит, в Китай "успевало" не все. Вагоны-зерновозы тоже были в дефиците. Перегрузка зерна на корабли - еще сгоревшие сроки. Поэтому Томиленко перевез максимально возможное количество зерна из Украины (семь судов). По остальному принял решение закупить на рынке, то есть у транснациональных операторов, которые держали в портах груженые корабли. Китай вовремя получил товар, судьба контракта была спасена.

Но сделка навлекла на Томиленко шквал критики, скорее всего, со стороны предшественников на посту руководителей ГПЗКУ, обвиненных в коррупции. Пришлось пояснять в открытой в СМИ дискуссии: это нормальная рыночная практика. Лучше заплатить повышенную цену за три корабля с зерном, чем платить имиджем и авторитетом страны, с позором покидая один из перспективных зерновых рынков мира.

Сегодня деятельность по контракту полностью стабилизирована. ГПЗКУ готовится к новым поставкам зерна урожая 2015 г. На одной из пресс-конференций министр АПК Алексей Павленко заявил, что план поставок на новый маркетинговый год - 5 млн т.

Но до фанфар ГПЗКУ еще очень далеко. Вытащив из грязи клюв, в болоте коррупционных скандалов находится хвост корпорации.

Еще до назначения нового менеджмента правоохранительные органы в середине прошлого года начали вскрывать огромные финансовые нарушения, результатом чего стало досудебное следствие по
61 открытому уголовному производству.

На сегодняшний день наибольшую озабоченность у руководства ГПЗКУ вызывают недополученные расчеты по осуществленным поставкам зерна - все сделки проведены в 2014 г. 27 кораблей с зерном с января по октябрь регулярно уходили с украинским зерном, но валютную выручку ГПЗКУ так и не получила. Цена вопроса - 132 млн долл.

Сегодня при поддержке МинАПК, Минэкономики, Государственной фискальной службы корпорация предпринимает все возможные усилия для возврата денег. И продолжает разгребать проблемы с финансовыми долгами. Только в феврале зарегистрировано
20 исковых заявлений ГПЗКУ по претензиям о непроплатах за отгруженное зерно, нарушениям договоров о поставках либо поставках некачественного продукта.

По словам Томиленко, его команде удалось перекрыть основную дыру, в которую улетали заработки корпорации, а также кредитные деньги зернового контракта. Удастся ли полностью вернуть вскрывшиеся суммы?

Вопрос, увы, сомнительный. Долги, скорее всего, придется погашать иным путем. А именно - наладив прибыльную деятельность корпорации.

И тут снова необходимо вернуться к китайскому зерновому контракту.

Здравый смысл против инструкций

Как опытный зернотрейдер, Томиленко сразу же усек проблемные места генерального соглашения с ССЕС, которые сегодня мешают четкости проведения сделок и адекватным расчетам за поставленный товар. "Буду откровенен: ценообразование хромает. Генеральное соглашение требует определенных дополнений, уточнений. Это нормальная практика выполнения долгосрочных проектов", - считает он.

В марте нынешнего года и.о. главы ГПЗКУ работал в Китае по вопросам сотрудничества, в том числе и по планам поставок на 2015 г. Тогда же предложил партнерам пересмотреть принцип ценообразования. До сих пор по контракту за ориентир цены бралась внутренняя китайская цена по индикации Дальянской биржи (Китай), которая за все время существования китайского договора (около трех лет) так и не применялась. Поэтому украинская сторона предложила брать за ориентир цену украинского рынка ФОБ, подтвержденного через всемирно известные информационные и брокерские компании, работающие на всех основных зерновых биржах, но при этом оставив свободу выбирать базис поставки товара и все прочие условия индивидуальных контрактов на поставку отдельных партий зерна. Так был оформлен и подписан Дополнительный договор №3 к Генеральному соглашению.

Логика действий Томиленко как бизнесмена оправдана, как гражданина - тоже, ведь он защитил интересы Украины. А вот как высокопоставленный государственный чиновник, он должен был соблюдать инструкции.

Кстати, управленцам следовало бы сделать выводы из этой ситуации. Неповоротливую, а то и откровенно тормозящую современные деловые отношения машину чиновничьих правил и согласований давно пора перестроить на работу в интересах державы, а не во имя некогда составленных процедурных правил. Ведь последние призваны способствовать развитию бизнеса, а не тормозить его.

Томиленко уже строит планы деятельности корпорации в этом году, хотя впереди еще повторный конкурс на должность председателя. Тем не менее необходимо запускать вторую часть контракта, направленную на обновление производственной базы. Этот вопрос среди прочих он намерен поднять и на будущей неделе на заседании аграрного комитета Верховной Рады, посвященном деятельности ГПЗКУ, которое сам руководитель корпорации инициировал.

Пора выводить ГПЗКУ на устойчивые прибыльные позиции, считает Томиленко. Поэтому в ГПЗКУ разрабатывают и другие направления деятельности, скажем, производство муки, круп, комбикормов.

Каков будет финансовый результат деятельности корпорации по итогам 2015 г.? "Не знаю. Но буду стараться, чтобы не позорный", - ответил Валерий Томиленко.