Некоторые высказывания о судьбах АПК
в контексте весенне-предвыборного ажиотажа
Весной — особенно предвыборной — принято в числе прочих приятных и не очень вещей вспоминать о том, что в стране еще существует аграрно-промышленный комплекс с его нерешенными проблемами. Также принято пытаться эти проблемы интенсивно решить или, по крайней мере, изложить «видение путей решения». Неважно, что все излагаемое мало применимо к реальности: важно обозначить «понимание проблем» и выдать сельчанам очередную порцию обещаний, из которых они при желании могут составить довольно обширную коллекцию — или, если хотите, гербарий из своего рода «цветочков», регулярно появляющихся на почве политических баталий и мало что решающих в жизни. Зато смотрится красиво — живенько…
«Цветочек» первый — аграрный рынок. Не успели лидеры Всеукраинского союза сельхозпредприятий на встрече с Президентом страны пожаловаться на недостатки рынка сельхозпродукции, как Леонид Кучма отреагировал: по его словам, в ближайшее время будут приняты соответствующие меры к ГАК «Хлеб Украины», которая, по президентским словам, должна стать «ценовым регулятором» на внутреннем зерновом рынке. Кроме того, Президент пообещал разобраться с кредитованием аграрных предприятий, создать отечественные компании-экспортеры зерна (дабы импортные трейдеры «не диктовали сельхозпроизводителю своих условий») и еще много чего.
Увы, в процессе дачи обещаний то ли не до конца была дочитана справка, подготовленная штатными аграрными аналитиками, то ли сами аналитики не до конца проанализировали ситуацию, то ли анализ ситуации не требовался вовсе. Во-первых, можно, разумеется, сделать ГАК «Хлеб Украины» «ценовым регулятором», предоставив ей для этого возможность производить товарные интервенции в период ценовых взлетов и интервенционные закупки во время падения цены (как приблизительно и действует Нацбанк на валютном рынке). Но при этом не стоит забывать о том, что непотопляемый ГАК — на сегодня банкрот (кредиторская задолженность компании, по некоторым данным, составляет около 1,3 млрд. грн. при оценке принадлежащего ГАК имущества в 1,4 млрд. грн.). Как при таком положении дел компания будет осуществлять возложенные на нее государством функции — остается только гадать.
Во-вторых, трудно поддаются комментарию и обещания создать вместо зарубежных отечественные компании — экспортеры зерна. Для этого, кроме развитой наземной транспортной инфраструктуры, на отсутствие которой уже много лет жалуются существующие трейдеры, необходимо иметь еще и торговый флот, о котором в последние годы в Украине мало кто слышал.
Второй «цветочек» — отечественный сахар, из года в год оттесняемый с рынка импортным сырцом. Будучи в Черкассах, премьер-министр Анатолий Кинах пообещал не допустить впредь принятия Верховной Радой законов об импорте тростникового сахара-сырца, ввоз которого разрушает-де рынок отечественного свекловичного сахара. Это заявление премьера: ему, видимо, забыли сообщить, что инициатором принятия закона о ввозе 250 тыс. тонн тростникового сахара была вовсе не Верховная Рада (ее профильный комитет несколько раз отклонял документ), а как раз Кабмин: именно правительственный проект под номером 7024/2 за подписью тогдашнего первого вице-премьера Юрия Еханурова прошел в сессионном зале парламента. Разумеется, Анатолий Кинах никак не несет ответственности за ушедшее в отставку правительство, но все же… Заявлений о том, что КМ не внесет в ВР проект соответствующего закона на 2002 год, что-то не звучало.
О рынке заботятся и те, кто сегодня страной не рулит. В поездке по регионам (в частности, в Полтавской области) Виктор Ющенко весьма фундаментально критиковал недостатки экспортной инфраструктуры и связанный с этим избыток зерновых, которые невозможно продать за границу. Жаль, впрочем, что экс-премьер не сказал, кто конкретно не давал ему развивать эту инфраструктуру в момент пребывания у власти. Да и потом, раз уж инфраструктура столь не развита, то кто и зачем во времена премьерства Ющенко придумал программу «Зерно Украины» и собрал под нее заведомо неликвидный сорокамиллионный урожай зерна? На этот вопрос тоже нет ответа.
Свою лепту в традиционные весенние обещания внес и вице-премьер по вопросам АПК Леонид Козаченко, сообщив, что в украинском АПК наступил «бесповоротный период стабилизации экономической системы». В качестве аргументов вице-премьер привел статистические данные об увеличении на 10% валового объема продукции сельского хозяйства по сравнению с 2000 годом. Увы, «бесповоротность» аграрного прогресса, вывод о которой основывается только на показателях роста, может быть подвергнута серьезным сомнениям уже в этом году, когда урожай будет меньше прошлогоднего — а это запланировано и анонсировано самими же правительственными структурами.
Среди столь крупных экземпляров вполне могут остаться незамеченными отчеты о выполнении президентского распоряжения о снижении цен на хлеб. Оказалось, что сей продукт питания к весне не подорожал, как следовало бы ожидать, а подешевел в некоторых регионах на 5%. Увы, из сообщений нельзя понять, путем использования каких экономических механизмов — товарные интервенции? снижение налогов? — удалось добиться столь блистательных результатов.
Подешевел не только хлеб, но и кредиты для АПК. Анатолий Кинах не так давно заявил, что в результате работы правительства по удешевлению кредитов для сельхозпроизводителей некоторые коммерческие банки уже выдают займы аграриям под 25% годовых. Снова увы — премьер не назвал ни конкретных банков, ни методов, которыми правительство «стимулировало» их работать себе в убыток.
Словом, виртуальная картинка выглядит весьма симпатично, а единственный ее недостаток заключается в том, что она не имеет никакого отношения к действительности. Там, в действительности, вопросов почти не задают. Говорят, что в ходе предвыборных агитационных поездок выступающие опасаются затрагивать проблемы аграрной политики власти и излагать собственные платформы — боятся физического воздействия со стороны электората.