UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Слуги" Зеленского предлагают "улучшить" антикоррупционное законодательство, ослабив ответственность за коррупцию

Законопроект, среди инициаторов которого более 80 депутатов "Слуги народа", обсудят на заседании комитета в ближайшее время.  

В Верховной Раде Украины зарегистрировали законопроект №13271-1 об изменениях в уголовный и административный кодексы, в случае внесения которых чиновники смогут избегать ответственности за коррупционные правонарушения после увольнения с должности.

Как отмечает Центр противодействия коррупции, инициаторами законопроекта являются более 90 народных депутатов, из которых не менее 82 принадлежат к президентской фракции "Слуга народа", такие как Александр Ткаченко (главный автор), Максим Бужанский, Юрий Камельчук, Павел Халимон, Игорь Фрис, Георгий Мазурашу и другие. А также в перечень входят несколько представителей бывшей "ОПЗЖ", в том числе Григорий Мамка и Антонина Славицкая. При этом многие из авторов законопроекта являются фигурантами антикоррупционных расследований правоохранительных органов или журналистов.

Законопроект внесли как альтернативный к предложению депутата от "Батькивщины" Сергея Власенко, который существенно уменьшает возможности для привлечения чиновников к ответственности. Так, законопроект демонтирует эффективный контроль за декларированием, незаконным обогащением и ответственностью чиновников.

Читайте также: Чтобы разоблачать коррупцию, необходима системная работа по институциональным изменениям – Кривонос

Согласно пояснительной записке к законопроекту он должен "повысить доверие граждан к антикоррупционной политике государства". На практике же законопроект предлагает ослабить существующие инструменты предотвращения коррупции, в частности мониторинг образа жизни субъектов декларирования.

В законопроекте предложены следующие изменения:

1. Запрет проверять имущество должностных лиц, приобретенное до или после пребывания на государственной должности. То есть Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции сможет проверять только то имущество и состояние, которое чиновник приобрел за время на должности. Таким образом, любые активы, оформленные до или после пребывания в должности, нельзя будет проверить. В ЦПК предполагают, что таким образом чиновники смогут "декларировать" несуществующие сбережения, чтобы потом оправдывать необоснованные доходы.

Также НАПК не сможет проверить имущество, если декларант оформил его на третьих лиц или пользуется им, не будучи непосредственным владельцем. Такая система в принципе нивелирует мониторинг образа жизни как таковой.

2. Сужение возможностей для гражданской конфискации имущества коррупционеров. Чтобы чиновника можно было наказать за незаконное обогащение, правоохранители должны будут доказать, что стоимость его имущества значительно превышает его официальные доходы. И хотя законопроект предлагает снизить предел, после которого наступает уголовная ответственность, до 8,3 млн грн или 2750 прожиточных минимумов (сейчас это 9,8 млн грн или 6500 необлагаемых минимумов), сейчас незаконно приобретенное имущество на меньшую сумму можно конфисковать путем гражданской конфискации.

3. Сужение полномочий НАБУ. Депутаты предлагают сузить подследственность бюро делами о коррупции, где речь идет о крупных суммах:

В таком случае расследование "меньшей" коррупции будет вести подконтрольное Офису президента Государственное бюро расследований.

4. Повышение порогов для наказания за ложь в декларациях:

В ЦПК отмечают, что законопроекты №13271, №13271-1 и №13271-2 Комитет Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности под руководством "слуги" Сергея Ионушаса планирует рассмотреть уже в ближайшее время. При этом рабочая группа комитета уже одобрительно отозвалась на предложенные изменения.

Читайте также: Кривонос объяснил, как НАБУ противостоит давлению. И суть не в поддержке США и ЕС

Кейс Романа Насирова показал, что пока украинские воины защищают государство на фронте, некоторые топ-коррупционеры превращают военную службу в инструмент избежания правосудия.Старший юридический советник Transparency International Ukraine Павел Демчук в статье "Как закрыть лазейки для обвиняемых в топ-коррупции" размышляет, почему в 2025 году обвиняемые чиновники все еще пользуются "правовыми зонтиками" и что нужно изменить, чтобы мобилизация, сроки давности и процессуальные манипуляции перестали быть индульгенцией, освобождающей от ответственности