UA / RU
Поддержать ZN.ua

По делу Резниченко о ремонте дорог еще нужно доказать убытки. Здесь могут возникнуть проблемы

В Украине ввели новую методику ценообразования, чтобы предотвращать манипуляции, уже после коррупционного скандала в Днепропетровской ОВА.

Дело относительно выделения 1,5 миллиарда гривен на ремонт дорог в Днепропетровской области фирме, связанной с бывшим главой ОВА Валентином Резниченко, зависит от того, проводили ли дорожные работы по завышенным ценам. Если да, то государству нанесен ущерб. Но ущерб еще нужно доказать, пишет журналистка Татьяна Безрук в тексте “«Свій до свого по своє». Есть ли перспектива у уголовного дела Тимошенко/Голика/Резниченко?”.

В Украине есть подчиненное Укравтодору госпредприятие «Государственный дорожный научно-исследовательский институт имени М.Шульгина» (ГП «ГосдорНИИ»), которое собирает данные о стоимости строительных материалов из всех регионов. Это, по сути, большая база товаров строительного спектра.

Журналисты и эксперты отмечают, что поставщики определенных материалов могут предоставлять учреждению цены с определенной накруткой.

“Например, если есть фирма, которая продает цемент для строительства или ремонта дорог, и эта фирма дружит с кем-то из сотрудников, которые работают в ОВА и отвечают за проведение тендеров, то информация в «ГосдорНИИ» гарантированно будет искажена, то есть цена завышена. И если эту цену опубликуют в базе «ГосдорНИИ», то получится эффект «снежного кома», где фиктивно завышенная цена станет нормой и дальше другие поставщики начнут брать ее за основу”, – объяснила Безрук.

Читайте также: Полиция хотела уничтожить оригиналы изъятых правоохранителями документов по делу Тимошенко-Голика-Резниченко - источники

В таком случае коррупция начинается уже на этапе ценообразования, а не так называемых откатов. Таким образом договоренность с поставщиком может позволить завышать цену, но она при этом будет считаться законной.

В то же время заместитель директора по евроинтеграции ГП «ГосдорНИИ» Станислав Гвоздиков заявил в комментарии ZN.UA, что информация о заложенных в базах «ГосдорНИИ» завышенных ценах не соответствует действительности. По его словам, такой риск полностью устранили новой методикой ценообразования, введенной 17 октября 2023 года.

Чиновник уточнил: «Эта методика отражает общепринятые в мире практики закупок и формирования цен. Теперь стоимость материалов отделена от затрат на доставку. Применение методики позволяет заказчику осуществлять контроль над затратами на всех этапах проекта, от планирования до окончания работ. Службы агентства восстановления в областях и отдельных случаях — облгосадминистрации при заказе проектной и сметной документации обязаны отметить среди прочего источник информации о стоимости материалов и расстоянии доставки».

Как сказал Гвоздиков, сейчас преимущественно база «ГосдорНИИ» является источником информации о стоимости материалов. Эти данные, по его словам, формируются из многих источников, а не только от поставщиков, что приблизило цены к уровню рынка и способствует более эффективному контролю реальной стоимости проектов.

Читайте также: НАБУ расследует Днепропетровский кейс, а его фигурант Юрий Голик по-прежнему занимает кабинет на Банковой - источники

"Информация об отпускных ценах поступает от поставщиков сырья из карьеров, а именно в виде их коммерческих предложений, которые отдельно содержат информацию о стоимости доставки, — продолжил Станислав Гвоздиков. — Также наши аналитики из «ГосдорНИИ» берут исторические данные. Например, информацию с «Прозорро» по уже оплаченным выполненным контрактам и из тендерных предложений участников закупок. Кроме этого, у нас есть база действующих карьеров и мы самостоятельно их прозванием. Все источники информации можно просмотреть в нашей базе данных цен. Поставщик — это только один источник. Когда мы высчитываем среднюю цену, мы считаем ее минимум из 4–5 источников, для объективности".

Автор текста не стала делать выводы относительно правдивости заявления об устранении коррупционного фактора в вопросе формирования цен, но отметила, что новая методика заработала после того, как департамент ЖКХ Днепропетровской ОВА перечислил компании «Будинвест инжиниринг» 1,5 млрд грн на дороги. Поэтому не исключено, что цены в контрактах все же завысили по этой схеме.