UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как проверить успешность приватизации коммунального имущества в громадах

Автор: Сергей Бут

Итак, имеем: количество участников — 26, продолжительность аукциона — четыре часа. При стартовой цене в 470 тыс. грн победитель предложил в 11 раз больше — 5,5 млн грн. Таковы результаты одного из более чем тысячи приватизационных аукционов коммунального имущества, состоявшихся в государственной системе «Прозорро.Продажі» во время военного положения. Это победа или, может, «зрада»? Громады продали эти объекты, поскольку не нуждаются в них или у них нет ресурсов на их надлежащее содержание. В то же время благодаря приватизации таких активов местные бюджеты привлекают дополнительные средства, а коммунальное имущество получает второй шанс на жизнь.

Как проанализировать, эффективно ли управляет своими активами громада? Успешна ли приватизация в городе, продавшем девять объектов в течение более чем двух лет? Как приобрести помещение, которое не используется и необходимо для вашего бизнеса? В этом тексте о том, как проверять и влиять на приватизацию в вашей громаде.

Читайте также: Самодостаточные громады — надежный тыл

 

Четыре маркера успешной приватизации

Во время военного положения Черновицкая городская рада заработала на малой приватизации средства на выплаты внутренне перемещенным лицам, развитие города и подготовку следующих приватизационных объектов. И чем больше средств громады привлекают самостоятельно, тем меньше они зависят от дотаций из госбюджета. Больше всего дохода от малой приватизации во время полномасштабной войны получают крупные города — Киев, Львов, Днепр. Но следует учитывать размер громад. Так, Коростенская громада в Житомирской области получила во время военного положения почти 33 млн грн от малой приватизации. Это вдесятеро меньше, чем Киев. Но население громады на Житомирщине приблизительно в 40 раз меньше, чем в столице.

В небольшой громаде может не быть имущественного комплекса, за который бизнес готов заплатить 40 млн грн. Но она может проводить приватизацию успешно, даже если не заработала миллионы. Громады владеют разным количеством активов, отличающихся по состоянию, инвестиционной привлекательности. А на финальную стоимость имущества влияет размер громады, количество населения, наличие инфраструктуры, приближенность к линии фронта и т.д.

Читайте также: Бюджеты развития или войны: как изменилась финансовая состоятельность громад

Анализируя приватизацию в небольшом городе или селе, лучше учитывать долю завершенных торгов по отношению к объявленным. Например, успешной является Смолинская громада на Кировоградщине с 15-тысячным населением, которая во время военного положения объявила 15 онлайн-аукционов, 11 из них — успешные. Или у большой громады на Волыни на почти 60 тысяч населения — Нововолынской — 12 завершенных соглашений из 15 объектов, выставленных на приватизацию с начала полномасштабной войны.

Еще одним важным критерием для анализа приватизации является конкуренция. Она показывает, насколько актив интересен бизнесу в момент аукциона. Количество участников также может свидетельствовать, насколько качественно организатор готовит лоты: содержит ли описание достаточно информации об объекте, есть ли актуальные фото, информируют ли организатор и площадка, через которую объявлен аукцион, потенциальных участников о торгах. В Львовской области Николаевская громада в прошлом году продавала котельную площадью более 400 кв. м, за нее соревновались 19 участников. Тогда как на аукционы по приватизации коммунального имущества во время военного положения в среднем приходят почти три участника. Свободный доступ каждого к участию в торгах и конкуренция способствуют росту цены за актив и формируют рыночную стоимость объекта. Так, громада на Львовщине по итогам аукциона получила за актив в шесть раз больше — свыше 5 млн грн вместо 850 тыс. Спрос на коммунальное имущество свидетельствует, что бизнес готов инвестировать во время войны, и громады могут зарабатывать на этом, системно работая с рынком малой приватизации.

Читайте также: ТОП-10 состоятельных общин Украины: кого надо благодарить за дотации

 

Как влиять на приватизацию

Актуальные аукционы, проводимые громадами, — это не все имущество, которым они владеют. Поэтому любой, кому нужны помещение под офис, склад для предприятия или гараж для собственного авто и кто нашел подходящий объект коммунальной собственности, может самостоятельно инициировать его приватизацию. Для этого необходимо обратиться в орган местного самоуправления с запросом включить здание или помещение в перечень объектов, подлежащих приватизации. Власть решает, вносить ли его в перечень. И в случае положительного решения громада выставляет имущество на онлайн-аукцион.

Например, предприниматель из Винницы искал недвижимость, чтобы сдавать ее в аренду. Соответствующее помещение находилось на балансе городской рады. Поэтому он обратился в горраду, чтобы имущество выставили на приватизацию на торги. После победы на аукционе новый собственник сделал ремонт в помещении и сейчас сдает его в аренду. В бывшем коммунальном здании сейчас функционирует одно из отделений «Новой почты».

Читайте также: Открылся доступ к бесплатной аналитической платформе о всей экономике громад в Украине

Когда имущество, которое громаде не нужно, находит нового собственника, местный бюджет получает доход не только от продажи, но и от налогов, которые платит новообразованный бизнес, а люди получают новые рабочие места. В Кировоградской области только с 27-й попытки громада смогла продать нежилое здание. За него соревновалась одна участница, и финальная цена почти не выросла. Можно ли считать такую приватизацию неуспешной, если завтра вместо заброшенной недвижимости в селе может появиться новый магазин или мастерская?

Органы местного самоуправления могут повысить успешность приватизации на местах. Среди шагов, помогающих громаде повысить эффективность управления своим имуществом, — проведение инвентаризации коммунальных объектов, разработка и внедрение систем учета, регулярный мониторинг использования имущества, а также планирование его обслуживания и ремонта.