Когда в Украине создавали антикоррупционные органы – НАБУ, САП, ВАКС – предполагалось, что они будут распространять здоровую практику по всей правоохранительной системе. Однако произошел кризис. Как его проживает НАБУ, в интервью ZN.UA рассказал директор Бюро Семен Кривонос, с которым пообщалась Инна Ведерникова.
«Во-первых, любой кризис – это возможность развиваться. Во-вторых, мы не дрейфуем, а точно знаем, куда плывем. С началом полномасштабного вторжения, притока в Украину глобальных финансов, в условиях определенной закрытости власти, увеличения прав стражей порядка, сужения прав общества коррупционные риски выросли в десятки раз. Но в то же время из-за международной помощи, давления партнеров, а также обстоятельств, связанных с необходимостью выжить, в антикоррупционной сфере произошли тектонические оползни, о которых говорить раньше было невозможно», - отметил Кривонос.
Он добавил, что свой голос вернуло и гражданское общество. Директор НАБУ также отметил, что уже есть:
- независимая Специализированная антикоррупционная прокуратура;
- увеличенный штат Антикорбюро;
- наблюдательные советы в ключевых агентствах;
- прозрачные закупки в конкретных отраслях;
- открытый конкурс на главу Таможенной службы;
- открытый конкурс на руководителя Бюро экономической безопасности.
«Достаточно ли этого? Нет. Нельзя просто разоблачать коррупцию, останавливая злоумышленников. За этими разоблачениями должна стоять системная работа по институциональным изменениям. Причем очень быстрые изменения, чтобы коррупционная среда не успевала формироваться. Если это вопрос процедуры, то следует быстро изменять процедуру. Если вопрос открытости, то следует изменять степень открытости. Если это вопросы корпоративного управления и необходимость изменять подходы, то следует их изменять. То есть это постоянная, очень тяжелая государственная работа», – добавил директор НАБУ.
То есть, по словам Кривоноса, к этому нужно приложить также много усилий, которые сейчас прикладываются к обороноспособности страны. И это касается всей правоохранительной системы.
«Есть еще нюанс. Ответственность общества. Вот как вы считаете, глава медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК), накопившая полную кровать долларов, одна должна отвечать за коррупционное преступление? Безусловно, все эти прокуроры-псевдоинвалиды тоже являются субъектами правонарушения. Потому что давать взятки руководителю МСЭК или ТЦК – это преступление. В одну сторону это не работает. Поэтому те, кто таким образом уклоняется от военной службы, тоже должны понести уголовную ответственность», – добавил Кривонос.
О том, какие уроки Семен Кривонос извлек из кризиса со ливнями информации на Банковую и понимает ли, куда он поведет Бюро читайте в первой части интервью «Директор НАБУ Семен Кривонос: «О том, как НАБУ проходит кризис, надо судить по результату. Мы стали сильнее».