UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что не так с ГП «Агентство оборонных закупок»?

Автор: Виталий Шабунин

16 мая Кабинет министров принял постановление, согласно которому предоставил новообразованному ГП «Агентство оборонных закупок» возможность распоряжаться всеми средствами Минобороны, предусмотренными для закупок оружия и военной техники.

На начало года эта сумма составляла 355 млрд грн бюджетных средств. Если быть точным, 355 135 852 200 грн, или почти четверть (!) всех доходов бюджета государства на 2023 год.

Хотя это событие касалось самых актуальных для Украины вопросов — оружия и денег, в медиа оно прошло незаметно. А напрасно, ведь именно созданное под Минобороны ГП «Агентство оборонных закупок» становится главным импортером оружия в Украину. То есть именно от того, как будет работать это агентство, зависит, во-первых, будет ли в Украине необходимое западное оружие сегодня и в будущем и, во-вторых, как будет использован один из самых больших объемов средств налогоплательщиков.

Учитывая то, кого назначили на топ-должности в этом агентстве и пока довольно странные принципы его работы, все основания сомневаться в его дальнейшей судьбе возникают уже сейчас. И вот почему.

Читайте также: Украинские спецэкспортеры оружия заключили миллиардные контракты, но не выполнили их – СМИ

Как возникло агентство

Официально государственное предприятие зарегистрировали 17 июня 2022 года. Тогда министр обороны Алексей Резников отчитался, что благодаря агентству «Украина будет закупать оружие по стандартам НАТО». Уже в ноябре министр назвал агентство «военным Amazon», хотя не совсем понятно, какое отношение имеют закупки оружия к онлайн-супермаркету.

Согласно плану, штат агентства должен насчитывать 150 человек. Это не только сами закупщики, но и административный персонал. Фактически по состоянию на конец ноября прошлого года в агентстве работали 50 сотрудников.

По информации Украинской правды, в агентстве уже есть невыполненные в срок контракты (то есть просроченная дебиторская задолженность) на 131,5 млн грн. Минобороны уже начало судиться с агентством относительно невыполнения этих контрактов. Сейчас в судах находятся два таких дела. Одно из них с грифом «секретно».

Главная задача агентства — заключать контракты с зарубежными и украинскими поставщиками на закупку вооружения. Но достижение этой цели сейчас под большим вопросом. Потому что потребности Украины в оружии во время войны огромные. И для агентства в несколько десятков людей задача обеспечить эти многомиллиардные закупки и поставки оружия выглядит непосильной.

Кто руководит агентством

Денис Шарапов
 

В Министерстве обороны агентство находится в ведении экс-бизнес-партнера Андрея Ермака Дениса Шарапова. У последнего был совместный бизнес с отцом Ермака Борисом и россиянином Эмануиловым, который связан с КГБ и является одним из экспертов путинского «Валдайского клуба». Позже к этому бизнесу — ООО «Медийная группа европейского партнерства» — присоединился и сам Андрей Ермак.

Во времена Януковича Шарапов стал замдиректора ГП «Укроборонсервис», откуда ушел после избрания президентом Зеленского, имея значительный коррупционный шлейф и не лучшую репутацию торговца оружием.

Но и к репутации руководителей самого ГП «Агентство оборонных закупок» также есть вопросы.

Владимир Пикузо

В августе руководителем ГП назначили Владимира Пикузо. До этого он руководил другим государственным предприятием «Безопасность», которое должно было заниматься модернизацией заводов, производящих оружие. Согласно аудиту этого предприятия Минстратегпромом, оказавшемся в распоряжении ЦЕНЗОР.НЕТ, во время руководства Пикузо в ГП «Безопасность» выявили ряд нарушений, в том числе коррупционных. В частности, Пикузо незаконно начислил сам себе материальной помощи и премий на 380 тыс. грн.

 

Александр Коваленко

Первым заместителем Пикузо назначили Александра Коваленко. В 2016 году Главная военная прокуратура сообщила о вручении ему подозрения. В то время он занимал должность заместителя директора «Укрспецэкспорта». По версии следствия, в 2005–2009 годах Коваленко совершил служебную подделку дополнений к соглашению с компаниями США и Великобритании. Тогда посредническим компаниям было перечислено 7,5 млн долл. за фиктивные консультационные услуги.

Читайте также: Разоблачители коррупции в Минобороны вышли на очередные коррупционные закупки под эгидой еще одного министерства — Минэнергетики

Подводные камни финансирования агентства

Очевидно, из потенциально переданных Агентству оборонных закупок 355 млрд грн часть средств пойдет на собственно закупки, а часть — на содержание самой структуры.

Постановление определяет, что на свое содержание агентство будет получать до 2,75% от суммы каждого контракта по импорту оружия.

То есть на содержание максимум 150 сотрудников, из которых сегодня работают 50, агентство потенциально может получить 9,7 млрд грн в год. Это 65 млн грн на одного человека при условии, что госпредприятие сможет набрать полный штат.

Для сравнения, 9,7 млрд грн — это почти втрое больше бюджета города Чернигова. На деньги, которые на один год получит агентство по вооружению со 150 клерками, областной центр с населением 200 тысяч человек сможет прожить три года.

На деньги, которые на один год получит агентство по вооружению со 150 клерками, Чернигов с населением 200 тысяч человек сможет прожить три года.

Вместе с тем как именно определили этот процент, в постановлении не указано. Как и не понятно, в каком размере агентство будет получать средства от закупок у украинских поставщиков.

По сравнению с другими гражданскими закупочными агентствами цифра в 2,75% от каждого договора — это очень большая сумма для дорогостоящих контрактов. Так, согласно постановлению Кабмина, если ожидаемая стоимость закупки для дорогостоящих контрактов в гражданских агентствах составляет не более 100 млн грн, то закупочная организация получает 1% от суммы такого контракта. Если же сумма закупки превышает 100 млн грн, то это всего 0,5%.

Кроме того, с таким высоким процентом прибыли от контрактов Агентство оборонных закупок может преследовать цель заключать договоры просто для того, чтобы получать деньги. И при этом эти контракты не выполнять. Риск вполне реальный, ведь, как упомянуто выше, у агентства уже есть дебиторская задолженность в 131,5 млн грн. И эта цифра может вырасти до миллиардов. Планируются ли какие-либо предохранителя от этого, пока неизвестно.

Читайте также: После войны Украина будет оснащена западным оружием – Шольц
Читайте также: Летом у Пентагона могут закончиться деньги на оружие для Украины – чего ждать
Читайте также: NYT: Солдаты Украины рискуют жизнью, чтобы оружие США не попало в плохие руки

Каковы результаты работы агентства на сегодняшний день

Как мы уже упоминали, официально ГП «Агентство оборонных закупок» работает еще с июля 2022 года. Но чем оно занималось все это время, неизвестно.

С одной стороны, такую закрытость информации можно оправдать войной. Очевидно, что враг не должен знать всех деталей о наших закупках оружия. Но с другой — война не мешает нам узнавать о том, что в Украину направляются танки Leopard 2 из Европы и «байрактары» из Турции. Отчетность таких фондов, как «Вернись живым» и «Благотворительный фонд Сергея Притулы», закупающих оружие, также полностью открыта. Поэтому аргументов против хотя бы частичного раскрытия информации о деятельности агентства у Минобороны тоже нет.

Тем более когда речь идет, опять же, о 355 млрд грн государственных средств.

***

Поэтому в сухом остатке имеем следующее.

Государство поручило многомиллиардные закупки оружия людям с коррупционным шлейфом. И это в то время, когда от прозрачности действий власти в сфере вооружений зависит международная репутация Украины и помощь с вооружением от ключевых западных партнеров, без которой войну нам не выиграть.

Но Украина все еще может исправить эту ситуацию. Для этого руководству Минобороны нужно как можно быстрее сделать несколько шагов:

  1. начать прозрачно отчитываться о результатах работы агентства перед обществом;
  2. назначить новое профессиональное руководство агентства с безупречной деловой репутацией;
  3. создать при агентстве наблюдательный совет с привлечением волонтерских организаций и крупнейших фондов — поставщиков оружия нашим защитникам;
  4. минимизировать коррупционные риски в процедурах закупок агентства;
  5. обеспечить подотчетность обществу работы агентства с учетом всех рисков в сфере безопасности.

Надеемся, министр обороны Резников провел работу над своими ошибками на примере закупок продуктов питания для ВСУ. И наступать на те же грабли в закупках оружия не решится.