Как и всегда, предстоящая зима пугает не столько своими холодами, сколько степенью нашей подготовленности к ней. Именно эта мысль возникла в связи с недавно состоявшимся внеочередным пленумом профсоюза работников угольной промышленности Украины, в работе которого я, как народный депутат Украины, принимал участие. Не скрою, что вынесенный на рассмотрение вопрос о бюджетном финансировании угольной промышленности представлял для меня особый интерес. Ведь мой избирательный округ — шахтерский регион, ужасающие проблемы которого мне доподлинно известны. Из-за хронического недофинансирования из бюджета шахтерские города и поселки, угольная отрасль в целом пребывают в состоянии медленного умирания. Хотя во всем мире добыча энергетических углей дотируется из бюджета.
Консервируем кризис?
Общую обеспокоенность участников пленума вызывала именно непродуманность решений в вопросах бюджетного финансирования. Если среднемесячный уровень господдержки в оптовой цене тонны угольной продукции в 1991—1994 годах составлял 80,8%, то в 1996—2000-м он снизился до 28,6%. Заниженная более чем вдвое против минимально необходимых средств сумма господдержки из бюджета 2000 года не позволила решить многие задачи и производственного, и социального плана. Ожидается, что даже с учетом ее более 70% предприятий закончат нынешний год с убытками.
Темпы выбытия производственных мощностей угольных предприятий по-прежнему превышают темпы их ввода. Замедляется проведение подготовительных выработок, снижается уровень их механизации. Сокращается количество действующих очистных забоев. При этом из-за нехватки средств опережающими темпами уменьшается число высоконагруженных комплексно-механизированных лав.
Процесс вполне может усугубиться в следующем году, так как проект Государственного бюджета, поданный Кабинетом министров Украины в Верховную Раду, предусматривает расходы на угольную промышленность в сумме 1,8 млрд. грн. Эти средства не позволяют обеспечить не только необходимое развитие предприятий отрасли, но даже поддержание их работы на нынешнем уровне.
Такой проект бюджета, как отмечалось на пленуме, противоречит задачам, поставленным перед угольной промышленностью «Национальной энергетической программой Украины до 2010 года», и ведет к подрыву энергетической независимости государства, резкому росту социальной напряженности в отрасли.
О развитии шахтного производства нет и речи: на эти цели в проектах госбюджета второй год подряд не закладывается ни копейки. В результате на грани полного исчезновения оказался шахтостроительный комплекс, а шахты- новостройки либо консервируются, либо их ввод затягивается на долгие годы.
Упадок производства влечет за собой развал социальной сферы. В последние годы резко ухудшилась и стала, без преувеличения, критической ситуация с обеспечением работников и пенсионеров области топливом на бытовые нужды, содержанием жилищного фонда и объектов социальной инфраструктуры, особенно детских оздоровительных центров; сокращается материальная база для лечения, оздоровления и отдыха трудящихся. Только за три последних года количество санаториев-профилакториев уменьшилось на три единицы, потеряно более десятка баз отдыха. На половине шахт по-прежнему не работают подземные пункты питания, и это отрицательно сказывается на физическом состоянии горняков. И что примечательно — на выплату регрессов и единовременных пособий в предлагаемом проекте бюджета-2001 (в нарушение требований закона!) средства не предусматриваются.
Хитрая бюджетная арифметика
Шахтеров из года в год убеждают: все беды — от пресловутой нехватки денег в казне. Но так ли это на самом деле? Не похожи ли мы на того голодного, который не желает наклониться, чтобы поднять с земли упавшее яблоко?
Обратимся к проекту госбюджета и аргументации разработчиков относительно наполнения его доходной части.
Как явствует из пояснительной записки, недоимка по налогу на прибыль предприятий на 1 августа с.г. составляла 3,8 млрд. грн. И в будущем году, вопреки всякой логике, планируется не сокращение ее, а увеличение — еще на 250 млн. Таким образом, за два года бюджет «прощает» отечественным налогоплательщикам 4 млрд. своих потенциальных доходов. Конечно, надо быть реалистами — о 100-процентном привлечении этого налога говорить не приходится. Однако, на мой взгляд, можно и нужно ставить вопрос об увеличении бюджетных поступлений по этому налогу на сумму хотя бы до 1 млрд. грн. И уж никак не меньшую тех самых 250 млн., на которые авторы бюджетного проекта — видимо, от щедрот своих — запланировали в 2001 году рост недоимки.
Аналогичная ситуация и по налогу на добавленную стоимость: здесь сумма реально возможного увеличения доходов бюджета составляет порядка 2 млрд. грн.
По расчетам разработчиков, сбор за специальное использование водных ресурсов равен 296,7 млн. грн. Бюджетом же планируется получить только 159,4 млн. грн., т.е. 53,7 процента. Хотя доведение уровня оплаты до 90 процентов увеличило бы доходы бюджета по этой статье на 100—110 млн.
Не ожидают в Кабмине также увеличения бюджетных средств за счет транзита природного газа через территорию Украины. В материалах к проекту сказано, что прогноз платежей рассчитан на уровне 2000 года — 2454,1 млн. грн. А в проекте почему-то предусмотрено лишь 1215 млн. грн. Свыше 1,2 млрд. грн. «испарились»! Подобное расхождение и по объемам платежей рентной платы за природный газ, добываемый в Украине. Согласно пояснительной записке, этот объем должен составить 404,2 млн. грн., в бюджете же предусмотрено только 200 млн., или 49,5 процента.
Мы привели только несколько примеров, хотя в действительности их гораздо больше. Я убежден, что у правительства и бюджетного комитета есть реальные возможности для того, чтобы доходную часть увеличить примерно на 5 млрд. грн., которые можно израсходовать и на господдержку угольщиков, и на решение социальных вопросов. Причем такое решение вполне согласуется с принятой ВР бюджетной резолюцией, предусматривающей, что через бюджет будущего года можно перераспределить 30% валового внутреннего продукта. Между тем правительство, разрабатывая свой вариант главного финансового закона страны, дошло до отметки в 27% ВВП и почему-то остановилось…
«Золотой» металлолом
Счет потерям, не позволяющим украинскому народу вырваться из нищеты, можно продолжать бесконечно долго. Поэтому приведу только один пример.
Согласно статистическим данным, с начала 2000 года произведено около 100 тыс. тонн вторичных алюминиевых сплавов, а экспортировано — около 200 тыс. тонн. То есть вдвое больше. Парадокс? Отнюдь. Даже неспециалисту понятно, что 50 процентов сплавов произведено нелегально, в обход закона.
Естественно, фиктивный экспорт не предусматривает бухгалтерского учета, налоговых выплат. Более того, таким горе-экспортерам госбюджет возмещает по фиктивным документам «обналичивающих контор» налог на добавленную стоимость, который они, естественно, никогда в казну не платили. Подобная «двойная арифметика» подрывает как экономику страны в целом, так и финансовое состояние легальных предприятий-производителей.
Именно стремление покончить с этими разъедающими законопослушный бизнес явлениями заставило нас взяться за разработку системного подхода к пресечению нелегального оборота в сфере обращения лома и отходов цветных металлов. Мной и представителями совместного предприятия «Интерсплав» предложены изменения к действующему законодательству Украины относительно наведения должного порядка и пресечения незаконной деятельности в этой сфере. Для экспортеров, в частности, предлагается внедрить отдельные специальные счета для расчетов с казначейством по НДС и другим налоговым отчислениям. И ввести порядок, согласно которому основанием для возмещения НДС при экспортных поставках является документ, подтверждающий факт оплаты НДС с этого специального счета. Мы надеемся, что, в случае одобрения, такой подход позволит вывести суммы данного налога из так называемой черной обналички, что фактически подорвет источник финансирования нелегального оборота.
Для СП «Интерсплав» это особенно злободневно в силу факторов другого порядка. Известно, что отдельные областные руководители Луганщины оказывают давление на данное бюджетоформирующее предприятие, вынуждая его закупать сырье по завышенным ценам. Неуступчивость в данном вопросе, нежелание идти на нарушения стали поводом для попытки сместить директора предприятия В.Болденкова. Доходит почти до ультиматумов, о чем мне рассказывал на последнем заседании правления ОАО «Интерсплав» г-н Хосе Мария Артола — генеральный директор фирмы Remetal S.A., являющейся инвестором «Интерсплава». «После нашей встречи, состоявшейся 26 сентября с.г. в вашем кабинете, — пишет г-н Артола председателю Луганской областной госадминистрации г-ну Ефремову, — мы провели подробный анализ всех сторон нашей беседы и на благо интересов «Интерсплава», коллектива трудящихся и учредителей мы подтверждаем доверие генеральному директору Виктору Болденкову».
Это не первый случай разногласий между областным руководством и иностранным инвестором. Имел место скандал с инвестором из-за задержек с возмещением НДС местными налоговыми органами, в результате которых СП «Интерсплав» понесло финансовые убытки. Нарушение закона удалось предотвратить только благодаря реальной поддержке руководства ГНАУ и Генеральной прокуратуры…
Делим «на глазок» или по закону?
Похоже, возникшая вокруг «Интерсплава» напряженность не очень-то беспокоит областное руководство, в частности, облсовет во главе с его председателем В.Тихоновым. Как не беспокоят и далеко не единичные примеры нецелевого использования средств областного бюджета. Как не вспомнить в этой связи своеобразный подход в отношении формирования отчислений в бюджет Луганска?
В бюджеты городов Луганской области в полном объеме не поступили средства, необходимые для финансирования прежде всего учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты населения. Продекларировав принцип распределения средств между городами и районами в расчете на душу населения, сессия областного совета в своем бюджете оставила 232 млн. 159,9 тыс. грн., хотя в соответствии с п.2 ст.61 закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» эта сумма должна была составлять 1391,1 тыс. грн. (см. решение от 2 марта 1999 года № 5/5 п.3 строка 1 таблицы). Т.е. средства в сумме: 232159,9 тыс. грн. — 1391,1 тыс. грн. = 230768,8 тыс. грн. должны быть распределены между городами и районами области. Вследствие подобных решений и остаются финансово не обеспеченными законные льготы ветеранов на зубопротезирование, бесплатные медикаменты, льготы по коммунальным услугам, проезду в транспорте.
Но вместо того, чтобы искать и находить возможности для совместной работы, все неудачи в области объявляют «происками» клеветников. Хотя экономика говорит сама за себя. Если тонна зерна в прошлом году на Луганщине стоила 250 грн., то в нынешнем, неурожайном, ее закупают по 750 грн. Страшно подумать, почем будет буханка этой зимой...
Непродуманность решений, принимаемых руководителями области, сказывается и без того на далеко не лучшем положении дел на Луганщине. Да что там прикрываться словами «далеко не лучшее»… Давайте говорить правду: уже которую неделю в Краснодоне, Молодогвардейске, Суходольске наблюдаются большие перебои с питьевой водой. Это ли не свидетельство радения областных властей о благе подведомственных им территорий и довольно своеобразного подхода к распределению бюджетных средств?
На мой взгляд, абсолютно правильной является концепция Бюджетного кодекса, разработанного Минфином и принятого депутатами во втором чтении. Деньги должны наконец прийти в города. Невозможно дальше консервировать старые подходы и планировать недоимку будущего года только на том основании, что недоимка была в прошлом и нынешнем. И для страны, и для регионов наполненность бюджета — основа решения экономических и социальных проблем, накопившихся в нашем обществе. И мне очень импонирует в этом плане решимость Президента Леонида Кучмы подписывать главный финансовый закон на новой налоговой базе. Дай-то Бог, чтоб его поддержали депутаты, и в 2001 году мы получили наконец принципиально новые Государственный и местные бюджеты.
…Тогда и зима не будет страшна. И горняки не будут озабочены судьбой «реформируемой» отрасли, не станут организовывать акции протеста, взывать к властям. Будут работать с полной отдачей, как они это умеют.