UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЖИВУЧИЙ МЫ НАРОД, ЧТО БЫ ТАМ НИ ГОВОРИЛИ

Все экономические теории - как нынешние, так и будущие, - не более, чем абстракция. Как бы мы ни любил...

Автор: Владимир Рыбалка

Все экономические теории - как нынешние, так и будущие, - не более, чем абстракция. Как бы мы ни любили проценты роста макропоказателей или ни ненавидели их в разделе «спад», реальная жизнь всегда богаче, ярче, многомернее. Внимательный наблюдатель из небольшого события может сделать далеко идущие выводы. Для этого, как минимум, надо хорошо знать прошлое, ориентироваться в тенденциях развития и… просто быть любопытным.

…Давайте пройдемся вдоль выставочных стендов Херсонской оптово-продовольственной ярмарки, прошедшей недавно в областном центре.

Ярмарка - не только периодически устраиваемый съезд торговцев-оптовиков. Это нечто большее, чем деловое общение производителей и торговых посредников в экономической связке «производство-потребление». Ярмарка - своеобразный праздник достижений, на котором производитель-участник в каком-то непередаваемом благодушии предлагает вам отведать плоды его труда, готов выслушать ваши претензии, предложения, а то и просто поговорить о житье-бытье. Причем для «неудачника» тоже найдется немало тем для непринужденной, откровенной беседы. Одним словом, праздник, чем-то схожий с сохранившимися кое-где сельскими праздниками урожая, а чем-то недотягивающий до модных нынче презентаций по поводу и без повода.

Присмотритесь к полкам. Глаз радует их обилие и режет их ассортиментное убожество. Макароны, макароны, макароны… Более двух десятков с ценовым разнобоем от 1,08 гривни до 1,20. Обилие мучных продуктов явно отражает специфику степного края и свидетельствует об избытке зерновой продукции. Да, Херсонщина хромает в части переработки выращенного, но уже того, что производят мельницы, заводы, комбинаты, пищевкусовые фабрики, - для регионального потребителя достаточно с лихвой. И если для наблюдателя это визуальная оценка представленного, то для стратегов развития края - тема для исследования. Нужно ли нам столько изделий из пшеницы? А если нужно, то как быть с качеством, упаковкой, ассортиментом?

Многие собеседники «по секрету» сетуют на силовые меры со стороны местных властей - их неэкономическими методами принуждают приобретать муку из запасов зерна Пенсионного фонда, образованных поставками хозяйств в счет обязательных денежных отчислений. А зерно пятого класса на хлебобулочную продукцию не годится. Понять это можно - прошлый сельскохозяйственный год был не из удачных, ситуация с выплатой пенсий непростая, так что «насилие» - это вынужденный государственный протекционизм местного уровня. И не было бы козырей у наших политиков в преддверии выборов, если бы честно и открыто заявить: ситуация сложная, будем печь хлеб из зерна третьего класса с добавкой пятого. Ну а если кто-нибудь совсем уж избалован достатком, пожалуйста, берите высокосортный, если карман позволяет. Думается, поняли бы люди.

Труднее понять другое. Еще в начале прошлого года в области, и не только, стало известно об уникальной технологии получения «Продуктов питания ЕСО» из пробужденных семян (зерна) пшеницы, кукурузы, ржи, сои, ячменя и других зерновых, бобовых, масличных. По мнению Минздрава Украины, разработка ученых фирмы «Таврия-ЭНТИС» позволяет получать продукты с уникальным биохимическим составом. Их себестоимость существенно ниже, чем изготовленных по традиционным технологиям, а вкусовые качества и потребительские свойства не идут ни в какое сравнение с традиционными аналогами. Продукция исключительно полезна для детей и всех, проживающих в экологически неблагоприятных условиях, что практически означает для всей страны. Но почему же запатентованное ноу-хау, разработанное учеными Олегом Цибульским, Сергеем Царевым и Евгением Тюревым, не востребовано производством, хотя бы на региональном уровне?

Нет понимания. И это первопричина, за которой следуют отсутствие денег, неразвитость рекламного дела, изъяны налоговой политики и другие производные от названной. Разработка была представлена на инновационной выставке в апреле прошлого года, вызвала интерес у иностранцев, которые готовы хоть сейчас приобрести технологию. Заметьте, технологию, а не продукцию. А продукцию знают пока только в Новой Каховке, а в Херсоне мечтают заполучить конкурента из любимой заграницы, то бишь инвестора. Наверное, дождутся. Мы же пока итальянские макароны будем смаковать, а потом за голову станем хвататься - Киев денег не дал, столица виновата.

А они, деньги, лежат под ногами. И это не афоризм, а реальность. Херсонское АТ «Джерело» предлагает сертифицированную столовую воду с торговой маркой «Родник». Спрос на нее стабильный, но ограниченный, может быть, из-за недостаточного опыта производителей. Может, найдется какой-нибудь хваткий дистрибьютор, предложит не ограничиваться херсонскими кафе и ресторанами. Наверняка, спрос был бы, городская водопроводная сеть известно чем снабжает. У «Джерела» - три глубинные скважины, мощность солидная. Стоит подумать о бункеровке питьевой водой иностранных судов в портах Херсона, Скадовска, Одессы, Николаева… Принципиальных проблем нет - в мировой практике танкером воду возят и не на такие расстояния. А иностранцы толк в воде понимают.

Мы же «Кока-колой» зачарованы, а отечественного производителя защищаем на словах.

…Частную фирму «Милано» на ярмарку не пригласили. То ли забыли, то ли конкурента в ней узрели. А может, просто не знали о существовании малого предприятия, выпускающего чудесное мороженое в достаточно широком ассортименте. Коллектив из 18 человек работает без выходных, готов поставлять продукцию с доставкой по городу и области.

- Мы случайно узнали об организации ярмарки и обратились с письмом к заместителю председателя облгосадминистрации Борису Селенкову. И получили приглашение довольно быстро.

Подобным образом получила демонстрационный стенд фирма «Хетеко», зато появились на ярмарке «Одесские дрожжи»… Херсонских что-то не видно, не выпускаем. А вот мороженое выпускает в больших объемах херсонская база «Укрмясомолторг». Правда, цены повыше, чем у «Милано», но качество тоже неплохое. Одесситы что-то не берут. Привередливые.

…Веселое это дело - посещать ярмарку. Пусть и не впечатляет она масштабами, но польза от нее несомненная. В этом году заключено контрактов на 1222 больше, чем в прошлом.

Как водится, после закрытия участники отмечают событие за чашечкой кофе. Крепкого. Настолько, что тост требуется. Мой собеседник делает это с черным юмором:

- Знаете, за что? Пусть они там быстрее передерутся, быстрее порядок настанет…