UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЖИЛИЩНЫЕ СУБСИДИИ: ПЛАТИ, А ТО ПОМОЖЕМ

Три года назад в Украине началось триумфальное шествие реформы ценовой политики жилищно-коммунальной сферы...

Автор: Ольга Ваулина

Три года назад в Украине началось триумфальное шествие реформы ценовой политики жилищно-коммунальной сферы. За это время размеры платежей населения за жилье и коммунальный сервис возросли от 5 до 80% себестоимости этих услуг. Одновременно с «кнутом» народ получил и «пряник» - действенную социальную защиту населения от «квартирного» удара в виде Программы жилищных субсидий.

В начале население терзали сомнения: стоит ли вообще добиваться субсидий, не придется ли потомкам отдавать долги государству? Тогда Минсоцзащиты, вооружившись постановлениями Кабинета министров, через средства массовой информации провел ликбез для населения. Основная концепция жилищной государственной помощи остается неизменной по сей день. А именно: «Субсидия назначается семьям с низкими доходами для отчисления затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг и электроэнергию независимо от того, проживает семья в государственном жилье или в приватизированном и ее получение не предусматривает изменение формы собственности, тем более лишение прав на приватизированную квартиру, которые оговорены законом Украины «О приватизации государственного жилищного фонда». Правопреемник квартиры не должен возвращать сумму ранее назначенной субсидии».

В геометрической прогрессии с ростом цен на жилищно-коммунальный уют росли и очереди за жилищными субсидиями. Если на 1 января 1996 года за заветным «допингом» обратились 3,1 млн. украинских семей, то в прошлом году субсидии получили уже 4,4 млн. Соответственно коммунальные платежи малообеспеченных семей и граждан за эти годы были снижены на 917,1 млн. и 1483,1 млн.грн.

Еще недавно законодатели, исполнители и потребители дискутировали на тему - целесообразна и эффективна ли Программа субсидий в нашем социально-экономическом контексте, когда низкий уровень жизни не позволяет большинству украинских семей самостоятельно рассчитываться за жилищно-коммунальный сервис? Не лучше ли продолжать пользовать отлаженную систему государственного дотирования жилья и услуг? Но время оправдало право на существование системы субсидирования.

- Сегодня мы платим 80% себестоимости жилищно-коммунальных услуг и 20% покрывается путем государственных дотаций, - комментирует заместитель министра труда и социальной политики Украины Николай Нощенко. - Что дотации, что субсидии - это один и тот же карман, только механизм распределения разный. 20% - идет в целом на отрасль, а 80% - перечисляется конкретно. Программа жилищных субсидий с одновременным повышением цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги позволила уменьшить дефицит бюджета. Расчетная величина бюджетной экономии в 1996 году составила 1,23 млрд.грн., в 1997 году - около 2 млрд.грн. Вот и решайте, эффективна наша программа или нет.

Как заверили в министерстве, основная фабула Программы жилищных субсидий - социальная справедливость: кто больше имеет, тот больше и платит.

Правда, иногда механизм жилищно-коммунальной справедливости дает сбои. На практике. В соответствии с постановлением КМ от 4 февраля сего года «О размерах затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа и твердого топлива в случае предоставления жилищной субсидии» при условии назначения субсидии граждане, прописанные в доме, платят за услуги в рамках нормы владения и пользования общей площадью жилья и нормативов пользования 15% среднемесячного совокупного дохода. Однако это указание исполнительной власти зачастую игнорируется чиновниками на местах. Так, в Одесской области местная власть решила аннулировать назначенные ранее субсидии, мотивируя свой отказ тем, что год закончился...

- Каждая третья семья, которой назначена субсидия на закупку твердого топлива, ее не получила, - констатирует Николай Нощенко. - Такая политика местных властей практически сводит на нет саму идею социальной защиты населения через субсидии. Сейчас мы готовим на рассмотрение Кабинета министров соответствующий документ, который запрещал бы подобные действия местных руководителей.

И все же по некоторым пунктам Программы жилищных субсидий местные власти в законодательном порядке получили свободу действий. Отныне органы исполнительной власти на местах самостоятельно решают вопросы субсидирования граждан с «нулевыми доходами». Обратившимся впервые субсидия назначается на полгода. При повторном обращении бездоходными гражданами занимаются специально созданные комиссии при местных администрациях.

Как сообщил заместитель министра труда и соцполитики, сегодня с особой тщательностью проверяется достоверность назначения жилищных субсидий. Главная цель - не допустить незаконную, нецелевую растрату бюджетных ассигнований. Эта задача выполняется комплексно по нескольким направлениям. Во-первых, скрупулезно проверяются все справки просителя субсидии - с места работы, из центра занятости, от социальных служб. Во-вторых, контроль за ценообразованием в сфере жилищно-коммунальных услуг ведет специальное подразделение Минэкономики, возглавляемое Виктором Кальником. И в-третьих, идет постоянная проверка на честность самой службы жилищных субсидий.

Согласно директивам Кабинета министров Украины, служба жилищных субсидий внесена в реестр организаций и учреждений, имеющих право получать сведения от налоговой администрации. Вскоре, по словам г-на Нощенко, отношения налоговой службы и службы субсидирования будут официально закреплены специальным документом.

Как сообщили в Министерстве труда и социальной политики, около 7-10% семей подали неправильные ведомости на получение жилищной субсидии. Среди них 1,5-2% умышленных нарушителей. Сейчас в работе находится проект закона об административной ответственности лиц, заведомо подавших ложные сведения, которые привели к нецелевому использованию бюджетных средств. А пока назначенная субсидия взимается с лже-Дмитриев в двойном размере.

В бюджете-98 на реализацию Программы жилищных субсидий заложено 1 млрд.грн. По мнению Николая Нощенко, по сравнению с предыдущим годом наметился явный прогресс. Кроме того, замминистра ожидает, что количество тех, кто придет за субсидиями в текущем году стабилизируется. Волна ажиотажа схлынула, никаких неожиданностей на рынке жилищно-коммунальных услуг пока не предвидится. Свои надежды на стабилизацию в министерстве связывают с выполнением закона о размере минимальной заработной платы (45 грн.) Ждут, когда канет в Лету расчетный норматив в виде ныне действующего необлагаемого минимума в 17 грн., исходя из которого многие малообеспеченные граждане платят за жилье и коммунальный сервис 2 грн.55 коп. (15% необлагаемого дохода, или стоимость одной пачки дорогих сигарет)...