UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЖДУТ ВНИМАНИЯ

И программы на будущий год Всех, кто в той или иной степени причастен к приватизации, собрал для за...

Автор: Сергей Кораблев

И программы на будущий год

Всех, кто в той или иной степени причастен к приватизации, собрал для заинтересованного разговора «круглый стол» - «Проблема концептуального подхода к процессу приватизации в Луганской области». С начала приватизации в этой восточной области Украины уже сменили форму собственности 1948 предприятий, причем 1996 год ознаменовался ускорением данного процесса. Если в прошлом году приватизировано 648 предприятий, то за 10 месяцев текущего года - 800.

Из общего количества приватизированных 1478 относятся к объектам малой приватизации; за 10 месяцев 1996-го этот список пополнился 694 объектами, или на 47%. Благодаря акценту на конкурентные способы продажи в местные бюджеты поступило 4,91 млн. гривен.

Здесь следует сказать, что во многих городах и районах Луганской области приватизация началась только в этом году. В Красном Луче из 56 приватизированных объектов 53 изменили форму собственности с начала 1996-го. В Кировске из 15 объектов - 14. В Первомайске из 38-37. Однако противодействие процессу приватизации со стороны органов местного самоуправления по-прежнему не прекращается. Перевальская, Новоайдарская райгосадминистрации, городские власти Антрацита и Стаханова из перечней объектов, подлежащих приватизации, исключили 58 предприятий. До сих пор не приватизирован ни один объект в Марковском районе. В Славяносербском районе задание по малой приватизации выполнено только на 10%, а в Краснодонском, Лутугинском, Станично-Луганском - 30-40%.

О том, что не все благополучно, свидетельствуют и результаты состоявшихся в этом году в области 187 аукционов и конкурсов, на которые выставлялось 568 объектов. Из них было продано только 248 (43%). 116 объектов выставлялись по два-три раза, но так и не нашли себе нового хозяина.

Главным препятствием при проведении малой приватизации (и это в первую очередь сказывается на результативности аукционов) остается низкий покупательский спрос. Он, по мнению специалистов, объясняется как непривлекательностью приватизируемых предприятий (некоторые из них представляют собой полуразвалившиеся, имеющие большую задолженность объекты, многие находятся в отдаленных шахтерских поселках), так и высокими стартовыми ценами, которые определяются исходя из экспертных оценок стоимости предприятий, а не из их остаточной балансовой стоимости. Нередки случаи, когда стартовые цены объектов, выставляемых на приватизационные аукционы в Луганской области, были выше киевских.

Все эти моменты предстоит учитывать и в 1997 году, одной из особенностей которого, судя по всему, станет окончание процесса бесплатной (сертификатной) приватизации и переход к продаже государственного имущества за денежные средства. По словам собравшихся, главная цель приватизации-97 - в освобождении государства от несвойственных ему функций по управлению хозяйственной деятельностью предприятий и прекращении бюджетного финансирования последних. Плюс создание условий для возникновения эффективных частных собственников, которые имеют долгосрочные интересы в развитии приватизированных предприятий.

Все это выглядит красиво на словах, но как будет на деле - сказать пока затруднительно. То, что государство не должно на себе нести «тяжкий крест» бюджетного финансирования убыточных производств, очевидно. Но не менее очевидно, что ему следовало бы отказаться от функций «потрошителя» приватизационной выручки, когда средства от приватизации отправляются в бюджет на латание его дыр. Если бы эти деньги отправлялись на постприватизационную поддержку, то, может быть, тогда начальнику регионального отделения Фонда государственного имущества А.Касьянову не приходилось бы заострять внимание на том, что 70% приватизированных предприятий в Луганской области работают плохо.

Хотя есть, конечно, города, где ситуация обратная. К их числу относится Северодонецк, успех которого заключается во взаимодействии органа приватизации, городского Совета и исполкома. Городским Советом было принято 75 нормативных документов, которые «облегчили» процесс приватизации. Изначально было решено, что объекты будут продаваться по конкурсу или на аукционе. В результате 70% объектов, прошедших приватизацию подобным образом, работают хорошо - в отличие от тех 30%, которые прошли через аренду с выкупом.

Участники «круглого стола» не преминули обратить внимание на то, что центральному аппарату Фонда государственного имущества следовало бы считаться с мнением на местах в вопросах, касающихся цифры приватизируемых предприятий. Так, на будущий год в Луганскую область спущен «сверху» следующий план: приватизировать 1800 предприятий. По мнению А.Касьянова, надо уходить от подобных цифр и дать возможность городам самим определять, какие объекты подлежат приватизации, а какие - нет.

Вся дискуссия в Луганске проходила под знаком того, что проекту Государственной программы приватизации на 1997 год еще предстоит пройти обсуждение в Кабинете министров Украины и только после этого можно будет окончательно говорить, что, как и почем можно будет продавать в наступающем году. Но учитывая, что Кабмин подверг данный проект резкой критике, местным приватизаторам остается только ждать. Ждать без надежды повлиять на процесс, который, по идее, должен был уже изменить лицо украинской экономики.