UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗАПОРОЖСКИЙ ФЕРРОСПЛАВНЫЙ: ХРОНИКА «СТРАННОЙ» ПРИВАТИЗАЦИИ

«Запомните джентльмены, красть нужно аккуратно...» (Из лекции в школе начинающих мошенников) Украи...

Автор: Александр Рытов

«Запомните джентльмены, красть нужно аккуратно...»

(Из лекции в школе начинающих мошенников)

Украинские металлурги и, в особенности, производители ферросплавов не испытывают проблем с поставками сырья и не будут, судя по всему, испытывать их в ближайшем будущем. Они уверенно чувствуют себя на внешнем рынке: их продукция высоколиквидна, финансовые показатели достаточно приличны.

Понятно, что предприятия этой отрасли отличаются особой инвестиционной привлекательностью, в результате чего их отчаянно пытаются «прикарманить» финансовые группировки, вхожие к руководству Фонда государственного имущества. По крайней мере, в этом глубоко убежден председатель Контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации Александр Рябченко. И пристальное рассмотрение вопросов, возникающих сегодня в ходе конкурсов по крупнейшим предприятиям, не позволяет истолковать данное мнение как сугубо субъективное.

В список «прикарманиваемых» предприятий, по мнению А.Рябченко, входят Запорожский и Никопольский заводы ферросплавов, «Запорожсталь», «Днепроспецсталь», Сумское научно-производственное объединение имени Фрунзе. Именно в их приватизации и наблюдаются определенные странности: крупные пакеты акций (24-25 процентов) до самого последнего времени планировались (или даже были выставлены) на продажу по конкурсу за приватизационные сертификаты. Те самые сертификаты, за которые, как за финансовый инструмент, ратовали финпосредники и которые постоянно «хаяло» руководство Фонда госимущества, поскольку при их применении бюджет не получает ровным счетом ничего.

Но и это не самое странное. Дело в том, что во время проведения конкурсов по таким лакомым предприятиям все «посторонние» участники старательно выпихиваются. А «нужный» победитель торжествует. А если не торжествует, то случайно победившую компанию любой ценой спихивают с постамента - даже если для этого приходится в срочном порядке «подписывать» недостающие подзаконные акты.

Наиболее ярко все эти «тонкости» проступили при приватизации Запорожского ферросплавного завода. В конце декабря 1997 года в «Украинской инвестиционной газете» были опубликованы два объявления о продаже пакетов акций Запорожского ферросплавного: размером в 24% - за приватизационные имущественные сертификаты и 25% - за денежные средства. При этом срок подачи заявок заканчивался 16 января. То есть конкурс пришелся как раз на зимние каникулы - западные инвестиционные фонды и компании в это время полностью приостанавливают свою деятельность. В итоге среди участников конкурса не оказалось «громких имен». Но суммы в его результатах фигурируют более чем громкие.

Уставный фонд Запорожского завода ферросплавов составляет 1059,55 тыс. грн. Номинальная стоимость акции - 0,01 грн.

Завод производит силикомарганец, ферросилиций, ферромарганец.

Наряду с Никопольским ферросплавным запорожский завод является лидером в своей подотрасли: в 1996 году эти два предприятия произвели 78% всех ферросплавов в Украине, в 1995 году - более 85%. По данным Министерства промышленной политики, объем производства Запорожского ферросплавного в 1997-м - 352,444 тыс. тонн ферросплавов, что составило 34% к общеукраинскому производству.

Так, по итогам некоммерческого конкурса по продаже 24% уставного фонда АО «Запорожский завод ферросплавов» за приватизационные сертификаты победителем конкурса стал Инвестиционный фонд «Сигма». Компания, от имени которой выступала «Сигма», предложила максимальную величину так называемого «приведенного стоимостного объема инвестиций» в размере 413,4 млн. грн. Цена пакета акций при этом составила 12 402 тыс. грн. В конкурсе, кроме победителя, принимали участие Англо-украинская инвестиционная компания, Закрытый инвестиционный фонд «Народный», КБ «Приватбанк», ЗАО «Первый Украинский приватизационный фонд», ЗАО «Инвестиционная компания «ТЕКТ».

В результате конкурса инвестиционных предложений объем инвестобязательств возрос просто в рекордных пропорциях (в условиях, предложенных Фондом госимущества на первом этапе конкурса, оговаривался минимальный приведенный стоимостный объем инвестиций не менее 23 млн. грн. без учета 2,5 млн. грн. на пополнение оборотных средств).

Победителем некоммерческого конкурса за денежные средства (продавалось 25% акций АО) стала американская компания Washington Foundation, предложившая максимальную величину «приведенного стоимостного объема инвестиций» в размере 229,634 млн. грн. Цена пакета акций при этом составила 12 918,341 тыс. грн. Участниками денежного соревнования были компании Eneko, Privat Intertrading Ltd, ЗАО «Либерти маркет», Ardgrove Investments Ltd. По итогам конкурса инвестиционных предложений объем инвестобязательств возрос также весьма существенно (в условиях, предложенных ФГИ на первом этапе конкурса, оговаривался минимальный приведенный стоимостный объем инвестиций не менее 24 млн. грн., без учета 2,5 млн. грн. на пополнение оборотных средств) .

Именно объем предложенных победителями конкурса инвестиций и спровоцировал появление 3 февраля запрета Верховной Рады на приватизацию предприятия, принятого в форме дополнения к парламентскому постановлению от 4 ноября 1997 года. Но В.Лановому, едва ли не впервые за время пребывания на посту и.о. председателя Фонда госимущества, удалось чисто тактически переиграть решительно настроенных парламентариев. Оказалось, вскрытие пакета второго тура произошло за несколько часов до принятия постановления ВР. «Эти события произошли в один день, но вскрытие пакетов нарушением постановления не является - и в этом отношении у нас к ФГИ претензий нет, - говорит А.Рябченко. - Нас волнует другое. Когда инвестор покупает 24 или 25% акций и говорит: «Я внесу около 250 млн. инвестиций, если куплю пакет за 12,5 млн. грн», то в этом есть нечто настораживающее. Надо помнить, что из внесенных инвестиций три четверти автоматически становится собственностью не инвестирующего субъекта, а других акционеров. И с этой суммы надо еще уплатить налоги. Естественно, что Контрольная комиссия ВР хотела бы поподробнее взглянуть на то, в чем состоят так называемые «совокупные инвестиции». Конкурсы были некоммерческие, непрозрачные, и в чем суть хотелось бы узнать.

Впрочем, как выяснилось впоследствии, предполагаемый размер инвестиций, обещанный ИФ «Сигма», стал не только причиной настороженности Верховной Рады. Перед тем как подписать договор купли-продажи с победителями конкурсов, Фонд госимущества пожелал получить «подтверждения серьезности» их намерений. Распоряжением по Фонду госимущества от 6 февраля за номером 39-р победителям было предложено перечислить на расчетный счет ФГИ в банке «Финансы и кредит» 10% от суммы взятых на себя обязательств. После подписания договора купли-продажи эти деньги ушли бы на завод, как часть инвестиции.

ИФ «Сигма» вовремя перечислить дополнительно 73 млн. грн. не смог (стоит отметить, что сумма немалая даже для крупных западных инвестиционных структур; быстро перечислить в Украину, перевести в гривни и проплатить более 40 млн. долл. - это вам не приказ по ФГИ подписать. Кстати, как стало известно, «Сигма» брала пакет именно для западного клиента - некоторые эксперты называют конечным покупателем инвестиционный фонд из Хьюстона Sigma Advisors, Inc. - А.Р.) В результате Фонд госимущества счел, что покупатель не выполнил требований по предоставлению гарантий взятых на себя обязательств, и результаты конкурса по продаже 24% за приватизационные бумаги отменил.

Конечно, с точки зрения здравого смысла, этот шаг Фонда госимущества заслуживает если не одобрения, то хотя бы понимания. Однако, отменив результаты конкурса, ФГИ нарушил приватизационное законодательство: предоставление гарантий будущими инвесторами в нем пока не предусмотрено. Поэтому шансов выиграть арбитражный суд - а «Сигма» уже подала иск по поводу правомочности отмены результатов конкурса - у Фонда почти нет. Так зачем же отменяли? В приватизационных кругах существует версия, что вовсе не из-за желания «порадеть» за государственное имущество - просто выиграл «не тот» покупатель.

Отдельного разговора, безусловно, заслуживает размер предложенных инвестиций: сразу 330 млн. долл. в одно предприятие, при том, что всего в украинскую экономику инвестировано иностранцами (а судя по порядку сумм, нашим в этих конкурсах вообще нечего ловить) около 2 млрд. долл., действительно выглядят удивительно. Впрочем, потенциально победители конкурса могут рассчитывать внести инвестиции в виде интеллектуальных и других нематериальных ресурсов, а также с помощью многочисленных схем, использующих бартер. По словам трейдера одного из американских инвестиционных фондов, уже разработана схема, позволяющая многократно «инвестировать» в одно и то же предприятие одну и ту же сумму. И если потенциальный инвестор может рассчитывать на «невнимательность» контролирующего органа - в данном случае Фонда госимущества, то можно предлагать любые деньги для инвестиций: изменится лишь количество раз «вложения». Скажем, имеем 20 млн. долл., «вложили» 10 раз - сумма инвестиций 200 млн. долл., вложили 20 раз - сумма выросла до 400 млн. долл.

Естественно, мы не можем утверждать, что в случае с Запорожским ферросплавным будут реализованы эти или же какие-либо другие схемы. Хотя бы потому, что ФГИ не разглашает подробные условия, предложенные победителями конкурса. И лишь с помощью различного рода журналистских «хитростей» нам удалось выяснить, что в сумме, предложенной Washington Foundation, выигравшим второй пакет ЗФЗ, из 229 млн. грн. инвестиций собственно денежные вливания составят лишь около 26 млн. Остальная сумма раскидана по различным «материальным и нематериальным» активам, вносимым для обеспечения деятельности предприятия. В частности, более 100 млн. грн. будут предоставлены в виде поставок электроэнергии в «форме товарного кредита». Что само по себе уже странно: инвестиция в виде товарного кредита?! Также должны быть погашены долги предприятия (которые наверняка будут предварительно скуплены с хорошим дисконтом, если, конечно, Washington Foundation и кредиторы ЗФЗ не входят в одну финансовую группу). Все это, впрочем, не вызвало у руководства ФГИ желания отменить или пересмотреть результаты конкурса - в отличие от эпизода с ИФ «Сигма», здесь никаких сомнений в отношении намерений инвестора не возникло.

Стоит учесть, что история с продажей акций ЗФЗ далеко не единственная - не менее «колоритно» проходят конкурсы и по некоторым другим предприятиям. Впрочем, не будем углубляться в приватизационные «дебри». Тонкостей хватает - и обсуждение каждого из допущенных ФГИ просчетов, нарушений, неувязок может занять не одну газетную полосу.

Конечно, продажа предприятий «нужному» покупателю - отнюдь не украинское изобретение. И некоторая близость руководителя Фонда к финансово-промышленной группе банка «Финансы и кредит», по-видимому, накладывает на приватизационное ведомство определенные обязательства, которые приходится выполнять. Но думается: может, стоит делать подобные вещи как-то тоньше, аккуратнее, заранее продумывать схемы, приводящие нужных людей к победе? А то уж больно за державу обидно.