Как сообщает «Интерфакс-Украина», по данным Министерства статистики, на 23 сентября в стране намолочено 21,3 млн. тонн зерна, что на 7,8 млн. тонн (26,8%) меньше, чем в прошлом году. С каждого гектара получено по 20,9 центнера зерна (в 1995 году 25,8 ц/га).
Госзаказ на 1996 год в целом по Украине выполнен на 51%. Закуплено 2,5 млн. тонн зерна, что почти вдвое меньше, чем в прошлом году.
Кукуруза на зерно, силос и зеленый корм собрана на площади 2,5 млн.га, что составляет 65,6% от посеянного, в том числе на зерно - на 13,1 тыс.га (3% от площади сбора)
Юрий КРОТ
Вначале было просто. Государство являлось монопольным покупателем хлеба, и вопрос о контроле за рынками и ценами не возникал. Наблюдатели хорошо помнят, что еще в позапрошлом году объемы государственного контракта на пшеницу достигали 14 млн. тонн, а цена (по причине практического отсутствия покупателя-конкурента) равнялась едва ли не тридцати американским долларам за тонну.
В прошлом году все усложнилось. Провозглашение курса на рыночные реформы в отрасли (а точнее - желание избежать традиционных витков инфляции, связанных с необходимостью закупать, прямо скажем, непосильное для госбюджета количество зерна) обернулось необходимостью сузить объемы госконтракта до размеров потребностей бюджетных организаций, то есть до 10 млн. тонн. Но и на это денег не хватило, и фактически в государственные закрома было засыпано лишь немногим более 8 млн. тонн.
В текущем году все усложнилось еще больше. Объем госконтракта был уменьшен до 5 млн. тонн, платежная дисциплина налажена как никогда, но почуявшие вкус свободной торговли сельхозпроизводители и эти пять государственных миллионов дали весьма неохотно.
Таким образом стало ясно: государство теряет контроль за хлебным рынком. Соответственно, возник традиционный вопрос: что делать? Возвращаться к тотальным закупкам всего урожая на корню нельзя - денег в бюджете не хватит. Ограничивать объемы экспорта тоже нельзя - международные финансовые организации за этим следят зорко, и в случае чего можно двух-трех траншей очередного кредита недосчитаться. Вот тогда и возникло соломоново решение: вместо того, чтобы контролировать весь урожай, государство решило контролировать «всего лишь» места его хранения. То есть около 500 предприятий зерноприемной и зерноперерабатывающей промышленности. Понятно, что при таком условии государственные органы легко смогут контролировать зерновой рынок целиком. К примеру, нужно обеспечить первоочередность правительственных (или любых других) поставок - элеваторы отгрузят только то, только тем и только такое количество, которое следует. А на биржах - торгуйте сколько угодно, все равно разрешение на отгрузку проданного и купленного ни от продавца, ни от покупателя не зависит...
Метод контроля - сохранение данных предприятий в лоне госсобственности любой ценой. Для этого августовским постановлением КМ №1000 предусмотрена их корпоратизация с последующей передачей контрольного пакета акций (а в случае с 17 так называемых номерных хлебных заводов, где хранится запас Госкомрезерва, - и все 100%) в уставный фонд вновь создаваемой государственной акционерной компании «Хлеб Украины». Компания станет правопреемником нынешнего Главхлебопродукта (структурного подразделения Минсельхозпрода, которое сегодня занимается хлебозаготовками для государственных потребностей). Планируется, что в дальнейшем компания не будет ограничиваться только закупками хлеба для бюджетных потребностей, но будет осуществлять и коммерческую деятельность. Самое интересное из всего вышеизложенного то, что при таком раскладе сельхозпроизводители могут только мечтать о получении контрольного пакета акций элеваторов в свои руки, как то предполагает закон об особенностях приватизации имущества в АПК, о который было сломано столько копий. Как полагают в Главхлебопродукте, колхозники получат свой 51 процент, но не от общего пакета, а от остатка, который образуется после формирования уставного фонда «Хлеба Украины». правда, в ФГИ с такой точкой зрения согласны не все - сотрудники этого ведомства предполагают, что вопрос о доле колхозников в собственности на элеваторы пока остается открытым.
В то же время вице-премьер Украины по вопросам АПК Михаил Зубец утверждает, что и вообще создание «Хлеба Украины» - акция временная, «до момента появления соответствующих решений КМ о порядке дальнейшего разгосударствления собственности данных объектов». При этом вице-премьер не скрывает, что создание государственного АО есть не что иное, как попытка сохранить госмонополию на хлебном рынке и не повторить то, что допустило государство в области производства спирта. Таким образом, цели правительства ясны, задачи определены и работа по сохранению госмонополии идет полным ходом.
При таком ходе событий вопрос о привлечении в отрасль реальных денежных инвестиций задавать не приходится. И посему, прогнозируя достаточное количество трений и скандалов вокруг вышеизложенного механизма создания госАО, легко предвидеть и наихудший вариант - оставшись в конце концов без финансирования (понятно, что ни госбюджет, ни колхозники, ни кто-либо еще из претендующих сегодня на этот довольно лакомый кусок реальными капиталами для модернизации производства не обладают), элеваторы тихо умрут от нехватки средств. Но умрут в государственных объятиях.