UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗАКРЕПИТСЯ ЛИ SHELL НА ЧЕРНОМОРСКОМ ШЕЛЬФЕ УКРАИНЫ

За 100 лет существования голландско-британская компания Shell превратилась в транснациональную корпорацию The Royal Dutch/Shell Group, имеющую в числе других и крупный филиал в США - Shell Oil...

Автор: Александр Гуревич

За 100 лет существования голландско-британская компания Shell превратилась в транснациональную корпорацию The Royal Dutch/Shell Group, имеющую в числе других и крупный филиал в США - Shell Oil. Сегодня она является одной из ведущих мировых компаний в области разведки и добычи нефти и газа.

Начало газового «увлечения» было положено в 1959 году, когда нидерландская фирма NАМ, на 50 % принадлежавшая Shell, открыла огромное месторождение природного газа «Гронинген». Это событие оказало решающее влияние на развитие рынка природного газа в Европе. А в 1960 году Shell приобрела 40 % акций фирмы, которая в 1964 году первой в мире осуществила морскую перевозку сжиженного природного газа из Алжира в Великобританию. С тех пор интересы Shell в стремительно развивающейся газовой отрасли стали расти не менее стремительно, и для их координации в 1969 году было решено создать дочернюю компанию - Shell International Gas Ltd.

Сегодня компания работает по целому ряду направлений газового бизнеса: планирование и развитие, маркетинг, финансовый менеджмент, юридическая поддержка, транспортировка и хранение сжиженного газа и т.д. Однако добыча газа и поставка его на рынок по газопроводам продолжает составлять основную часть этого вида бизнеса. В Европе Shell добывает газ в Нидерландах, Великобритании, Германии, Дании и Норвегии, причем разработка морских месторождений сосредоточена в Северном море. Помимо этого, Shell участвует в транспортировке и маркетинге природного газа на европейском рынке.

В четвертый раз приехать в Украину г-н Марк Муди-Стюарт намерен с женой Джуди просто в качестве туриста. Ибо прибыв на первое заседание Консультативного совета по вопросам иностранных инвестиций при Президенте Украины, у председателя фирмы «Шелл Транспорт энд Трейдинг компани» и управляющего директора объединения «Роял Датч/Шелл Груп» вновь совершенно не осталось времени, чтобы познакомиться с достопримечательностями замечательной, по его мнению, украинской столицы. А вообще вся семья британского бизнесмена (а кроме супругов это еще три сына и дочь) уже много лет увлечена морскими путешествиями на собственной яхте. Направляясь по следам Одиссея, добралась она и к Черному морю. Возможно, в один из таких вояжей г-ну Стюарту и пришла в голову мысль завладеть здесь золотым руном в виде газоносных участков на украинском шельфе Черного моря.

На украинском рынке Shell работает с 1992 года. Одно из направлений ее деятельности - торговля смазочными веществами и химикатами.

В 1996 году компания приняла участие в тендере на разведку и добычу газа в районе черноморского шельфа Украины и выиграла право это делать на четырех участках. Сейчас готовится соглашение об общей доле участия Shell в морской газодобыче.

В последнее время компания проявляет большой интерес к сотрудничеству в области транспортировки газа через украинскую территорию.

Три недомогающих богатыря

Нефтегазодобыча. В 1996 году общий эксплуатационный фонд собственной добычи в Украине составлял свыше 200 месторождений нефти и 4369 газовых скважин. Из них 102 нефтегазовых месторождения разрабатывало АО «Укрнефть», 91 газовое и газоконденсатное месторождение - АО «Укргазпром», 9 - госпредприятие «Черноморнефтегаз», 10 - СП и другие компании. Добыто 18,4 млрд. куб. м газа (потребление газа составило в 1996 году около 86 млрд. кубометров) и 4,1 млн. тонн нефти (при потребности около 30 млн. тонн). Из-за низкого технического состояния простаивали около 20% скважин. При плане в 107 тыс. метров проходки поисковых и разведывательных скважин фактически за прошлый год пробурено 35,6 тыс. метров, причем все последние годы объемы добычи углеводородов намного превышают объемы разведанных запасов.

Газотранспортировка. Общая протяженность украинских газопроводов - 34,1 тыс. км. Их суммарная пропускная способность - 266,5 млрд. куб. м в год. Около трети газомагистралей эксплуатируется от 23 до 48 лет; 45% трубопроводов имеют несовершенное антикоррозионное покрытие, что приводит к частым авариям.

Для перекачки газопотоков используются 804 агрегата общей мощностью 5,4 МВт, что в 1,5 раза превышает мощность компрессорных станций всех стран Европы. 60% агрегатов отработали свой ресурс, 75 % - не укладываются в экологические нормы. Для поддержания такого оборудования в рабочем состоянии необходимо ежегодно тратить не менее 50-60 млн. долларов. Всего же на реконструкцию газопроводов требуется свыше 500 млн. долларов с темпом капремонта - 500 км в год. На самом деле темп в 10-15 раз ниже при том, что годовой доход от транзита газа - до 2,5 млрд. долларов.

Из инвестиционных проектов, одобренных экспертами UNIDO, следует отметить сооружение магистрального газопровода Херсон-Крым (10,5 млн. долларов), система спутниковой связи для АО «Укргазпром» (643 тыс. долларов) и освоение производства изолированных труб в АО «Факел» (6 млн. долларов).

Нефтетранспортировка. Общая протяженность магистральных нефтепроводов - 3927 км, пропускная способность по транзиту - около 65 млн. тонн в год, по приемке - 125 млн.т, период эксплуатации - 25-30 лет, степень загрузки - 75%.

Общая протяженность нефтепродуктопроводов - 3,3 тыс. км, способных перекачивать около 20 млн.т в год. Однако из-за загрузки нефтеперерабатывающих заводов в прошлом году лишь на 25% (около 13 млн. тонн в основном давальческого сырья), 70% продуктопроводов не использовались. Основные причины такого положения - низкая эффективность производства (глубина переработки) нефти на шести НПЗ и отсутствие у них оборотных средств для закупки сырья. В результате ежегодно в Украину ввозится как раз столько готовых горючесмазочных материалов, сколько не хватает до полной загрузки НПЗ. Для проведения необходимой реконструкции требуется около 1,6 млрд. долларов, которые окупятся предположительно за четыре года.

Из прошедших международную экспертизу инвестиционных проектов следует отметить: завершение строительства нефтеперевалочного комплекса в порту Южный, первая очередь которого предназначена для перевалки 12 млн. тонн нефти в год и будет стоить не менее 450 млн. долларов (около 100 млн. долларов намерен выделить ЕБРР), а также магистрального нефтепровода Одесса-Броды (протяженностью 660 км) для соединения нефтетерминала с экспортным нефтепроводом «Дружба», требующего примерно 25-30 млн. долларов капвложений. Возможная прибыль при транзите по новой схеме и полной загрузке нефтепроводов оценивается почти в 500 млн. долларов ежегодно.

Марк Муди-Стюарт: «Сейчас главный вопрос -

в установлении долгосрочных отношений...»

- Каково ваше мнение о перспективах обеспечения Украины энергоносителями?

- Это интересный и в то же время сложный вопрос. Многие специалисты считают, что перспектив серьезного увеличения производства нефти и газа у Украины нет. Но поскольку я сам геолог по образованию, то неоднократно встречался с ситуацией, когда с рождением новых технологий добычи открывались и новые горизонты. Так, когда в 70-е годы я возглавлял работы по разведке нефти в британской части Северного моря, специалисты прогнозировали спад добычи там в 80-е годы. Тем не менее каждый раз эти прогнозы «продлеваются», а производство постоянно растет.

Шельф Черного моря разработан гораздо меньше и, следовательно, перспективы здесь более радужные. Поэтому нужно время, чтобы все здесь хорошенько обследовать. Вполне возможно, что через какое-то время мы все будем приятно удивлены открывшимися возможностями.

- А когда можно ожидать практического начала работ компании Shell на украинской части черноморского шельфа?

- После принятия в Украине соответствующего законодательства. Мы надеялись, что необходимые законы будут приняты сразу же вслед за подачей нашей заявки. К сожалению, этого не произошло и работы застопорились. Сейчас ведется активная работа в данном направлении и, если законы будут приняты в ближайшие два месяца, то процесс переговоров, включая законотворчество, займет два года, что в общем-то нормально для европейской и американской практики ведения подобных дел.

- Как известно, Shell - один из поставщиков газа в Европу с западного направления. Однако включившись в совершенствование газотранспортной сети Украины, по которой российский газ направляется в ту же Европу, не столкнутся ли «восточные» и «западные» интересы вашей компании?

- Прогнозируемый на следующее десятилетие рост спроса на природный газ в Западной Европе - очень высокий и, возможно, составит около 100 млрд. кубометров ежегодно. Этот дополнительный газ наверняка будет поступать из разных направлений: из Северного моря, Алжира, Ливии и, естественно, России. В конечном счете, главная цель - создание надежной системы бесперебойных газопоставок, когда бы ни одна из стран не зависела только от одного источника. Поэтому, мне кажется, места на европейском рынке хватит всем.

- На какой стадии сейчас переговоры об участии вашей компании в реконструкции украинских газопроводов?

- Обсуждение ведется больше года. Мы подготовили целый пакет предложений, но сейчас нас попросили разработать еще ряд альтернатив. Так или иначе, обновление трубопроводов неизбежно, ибо Украина - как главный транзитор российского газа в Европу - не может себе позволить, чтобы соответствующее оборудование пришло в полную негодность. Ведь в этом случае Россия еще более активно будет заниматься поиском обходных путей доставки своего газа и Украина, таким образом, рискует остаться не у дел.

- Намерена ли Shell принять участие в реконструкции и развитии украинской нефтетранспортной сети? И каково в этом контексте ваше отношение к различным вариантам транспортировки нефти из месторождений Каспийского шельфа? В частности, к тому, в котором более всего заинтересована Украина, - через Грузию и Одесский нефтетерминал в Европу?

- Shell является членом международного консорциума, который будет поставлять нефть из Казахстана в Новороссийск. Кроме того, мы принимаем активное участие в обсуждении практически всех проектов, касающихся маршрутов доставки нефти из Казахстана, Азербайджана и Туркменистана в Европу. Здесь масса привходящих экономических и политических моментов, но в Европе уверены, что будут созданы несколько маршрутов. Когда они окончательно определятся, очевидно, и определится целесообразность участия нашей компании в развитии нефтетранспортной сети, в том числе и на территории Украины.

- Украина имеет развитое машиностроение для нефтегазового комплекса - от производства труб до строительства танкеров. Есть ли у Shell планы сотрудничества в этой области?

- Да, мы обсуждали с вашим правительством такие возможности - например, производства компрессоров и турбин для транспортировки газа. Еще несколько лет назад я знакомился с работой таких агрегатов в Сибири, а затем наши представители посещали недавно их производителей в Николаеве, Сумах и Запорожье. Поэтому мы предполагаем, что основной объем инвестиций в модернизацию украинских газопроводов как раз и будет потрачен на налаживание производства соответствующего оборудования в сотрудничестве с зарубежными изготовителями и его последующую международную сертификацию, что, наряду с удовлетворением внутренних потребностей, даст возможность реализовать его на мировом рынке. Например, оно могло бы использоваться при сооружении газопровода из Туркменистана в Турцию. А поскольку украинские специалисты имеют в этой области прекрасные наработки, то сегодня это - больше маркетинговая проблема, нежели техническая. Иначе говоря, использование нефтегазового оборудования компанией Shell станет как бы его визитной карточкой на западных рынках.

- При благоприятном развитии событий какой объем инвестиций Shell готова направить в Украину?

- Мы сообщили правительству, что готовы вложить в уже обсужденные газовые проекты порядка 1,5 млрд. долларов. Обсуждаются вопросы разведки и разработки новых месторождений нефти и газа. Словом, все зависит от того, как пойдут дела. Так что сейчас главный вопрос не в сумме инвестиций, а в установлении долгосрочных отношений с вашей страной. Shell - очень крепкая в финансовом отношении компания, которая готова поддержать Украину в этот сложный для нее период по целому ряду аспектов ее рыночных преобразований.

- И последний вопрос: паче у нас будет учрежден орден «Финансовый менеджер Украины» трех степеней, на какую степень будет претендовать корпорация Shell?

- Я думаю, на первую, если исходить из международного кредитного рейтинга нашей компании. У нее на сегодняшний день, как известно, высший рейтинг - ААА. Между прочим, большинство мировых банков такого рейтинга не имеет.