UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЮЖМАШЕВСКИЙ КОНВЕЙЕР: ОТ «САТАНЫ» ДО «КЕЙСА»

Оборонные предприятия союзного значения имели одну особенность: все детали, узлы, агрегаты, изготовленные на заводе или полученные по кооперации, в конечном счете поступали в цех тридцать три...

Автор: Владимир Платонов

Оборонные предприятия союзного значения имели одну особенность: все детали, узлы, агрегаты, изготовленные на заводе или полученные по кооперации, в конечном счете поступали в цех тридцать три. Цех под таким номером означал главную сборку - святая святых производства. Он и охранялся соответствующим образом, и комплектовался лучшими специалистами. Собранная здесь продукция представляла лицо предприятия, отрасли, страны. Такой цех был и на Южмаше.

Однажды чекисты сбились с ног: в американском журнале появились снимки тридцать третьего цеха Южмаша с соответствующим комментарием: «На советской «фабрике страха» в Днепропетровске создаются межконтинентальные ракеты, способные доставить атомные заряды в любую точку земного шара».

Вскоре компетентные органы установили: фотографии сборочного цеха Южмаша сделал американский спутник, отдельные фрагменты ракет (головная часть, двигатели первой ступени) сняты во время демонстрации ракетной техники на военном параде в Москве. Кадрирование и ретушь создали впечатление, будто ракеты сняты в цехе.

Опровергнуть фальшивку ТАСС не захотело - «мелочевка»… Не было оснований не доверять советской печати, утверждавшей, что Южмаш является гигантом отечественного машиностроения, выпускающим лучшие в стране тракторы и товары народного потребления. Тут был сосредоточен огромный научно-технический потенциал, внедрялись достижения новейшей техники, конструкторы разрабатывали «темы», заводчане собирали «изделия», испытатели отрабатывали «сложнейшие комплексы», а в целом Южмаш создавал «лучшую в мире технику». Просто и понятно. На каком основании американцы решили, что Южмаш выпускает ракеты?!

Даже ветераны тридцать третьего не помнят, чтобы в цехе собирали ракеты. «Изделия» - да, ракеты - никогда! «Изделий» было очень много и самых разнообразных: 8к63, 8к65, 8к64, 8к67, 8к69, 11к63, 15а14, 15а15, 15а16, 15а18, 11к68, 11к77, 11е25, 15а18м, 15ж61, 15ж60… Чуть-чуть не дотянули до полного алфавита - времени не хватило: грянула перестройка, и огромная страна рассыпалась на «мелкие осколки»… Южмашевские «изделия» в Украине оказались невостребованными. Как символ былого могущества, оставили только два «изделия»: 11к68 и 11к77 (космические носители «Циклон» и «Зенит»). Их сборку перенесли в специально построенный современный цех, а тридцать третий, равный нескольким футбольным полям, лишился главной работы, опустел. Классные специалисты, отмеченные высшими орденами и званиями, приходили в цех, но работы не было… Тогда и родилась идея организовать в цехе сборку троллейбусов, потом к ним добавились трамваи. В цех зачастили «ходоки», среди которых были и американцы. Перед этим они посетили тракторное производство Южмаша с целью изучить возможности его модернизации. «Мы приветствуем вашу идею, но это большие деньги. Очень большие!..»

В тридцать третьем американцы пришли в восторг: какая чистота, какой порядок! Заокеанским гостям объяснили, что здесь собирались самые мощные в мире ракеты, в том числе и знаменитая «Сатана» (SS-18). Специалистов всемирно известной фирмы «Джон Дир» удивить трудно, но когда они услышали о «Сатане», пришли в изумление, повторяя: «O Satan! O Satan!».

Родилась идея: в тридцать третьем организовать производство американских тракторов. Придумать что-либо более фантастическое, казалось бы, невозможно: специалисты, создававшие ракеты против Америки, начнут выпускать американскую технику!..

Но жизнь есть жизнь, а бизнес - это бизнес. Наученные горьким опытом южмашевцы объявили тендер на создание совместного предприятия по выпуску мощных тракторов и гаммы прицепного оборудования. В тендере приняли участие ведущие мировые фирмы - производители сельскохозяйственной техники: «Джон Дир», «Кейс», «Нью Холанд», «Дойц Фар». На протяжении шести месяцев с фирмами велись переговоры, проводились рабочие встречи экспертов.

- В стратегическом плане предложения фирмы «Кейс» оказались наиболее приемлемыми, - говорит начальник технологического отдела Южмаша Юрий Атаманчук. - Основу программы составляет выпуск тракторов мощностью более 200 лошадиных сил; цены на продукцию и комплектацию ниже, чем у остальных фирм; большой объем участия украинских производителей в выпуске продукции; модернизация трактора ЮМЗ-6 и возможность его реализации через свою мировую дилерскую сеть; собранные на Южмаше тракторы фирмы «Кейс», начиная с 2000 года, также будут реализовываться через дилерскую сеть.

Особо подчеркнем: речь идет о тракторах мощностью двигателя более 180 л.с., которые в настоящее время в Украине не производятся и чье производство без привлечения иностранных партнеров в ближайшее время освоено быть не может. Тракторы «Кейс» (MAGNUM серии Case IN 9940) мощностью 205-250 л.с. имеют более простую конструкцию, меньше электроники, легко управляемы, несложны в обслуживании, надежны в работе (MAGNUM рассчитан на 15 лет интенсивного использования по 20-22 часа в сутки). Это самые окупаемые тракторы Америки.

Цена трактора, собранного на Южмаше, составит 89-90 тыс. долларов, то есть будет на 30 процентов ниже цены аналогичной техники фирмы «Кейс» и значительно ниже цен других мировых производителей. На первом этапе доля производства Южмаша составит 10 процентов цены трактора, но с увеличением совместного производства вырастет (планируется, что до 40-50 процентов).

В кооперации с другими предприятиями Украины Южмаш начнет изготавливать и прицепные орудия: оборотные плуги, дисковые бороны, культиваторы, сеялки... Это перспектива.

Сейчас тридцать третий чем-то напоминает огромный стадион, где тренируются футболисты. Это еще не асы (прошли всего месячное обучение), но уже и не новички: учатся забивать «голы». Их действия внимательно контролируют пять американских «судей» (главный из них Филипп Вигорс - менеджер, экономист, два университетских диплома). Контроль жесточайший, с полным набором современной техники: американцы дорожат честью своей фирмы. Тракторы собирают южмашевцы, но за качество продукции в конечном счете отвечают их партнеры по СП.

Дело поставлено так: тракторист должен выходить на работу в белой рубашке и сдать смену тоже в белой рубашке. О чистоте и культуре производства бывшие ракетчики знают не понаслышке. После того, как в цехе прекратился выпуск стратегических ракет, начальника цеха Владимира Столярова долго одолевали «белые сны»: белые халаты, белые перчатки, белые носители... Думал, что сны не сбываются...

Первые собранные на Южмаше трактора (их более пятидесяти) уже работают на полях Донецкой и Полтавской областей. Каждую неделю предполагается собирать по 10-15 американских тракторов. Это только начало: бывшие ракетчики знают, что такое конвейер...

Подготовлены учредительные документы о создании совместного предприятия, регистрация которого намечена на конец 1998 года. Однако до сих пор не решен вопрос серийного производства, оплаты тракторов, так как финансовый кризис в Украине ставит под сомнение платежеспособность потенциальных потребителей, а правительство, имея отрицательный опыт, достаточно осторожно подходит к выдаче гарантий. Проблем много, но и их рано или поздно придется решать: иначе аграрный сектор не обеспечишь высокопродуктивной техникой.