UA / RU
Поддержать ZN.ua

Юрий Алексеев: «Южмаш» — это зеркало Украины

Встретиться с генеральным директором производственного объединения «Южный машиностроительный завод» оказалось непросто: Юрий Алексеев в прямом смысле летающий директор - командировки следуют одна за другой, если он на заводе - день расписан по минутам, с журналистами встречается крайне редко и без особого энтузиазма - «хвалиться пока нечем»…

Автор: Владимир Платонов

Алексеев Юрий Сергеевич - генеральный директор производственного объединения «Южный машиностроительный завод».

Родился 6 декабря 1948 года в Днепропетровске. Отец работал главным механиком, мать - мастером завода химизделий. В 1972 году окончил физико-технический факультет Днепропетровского университета. В том же году начал работать на «Южмаше». Прошел все ступени роста: мастер, старший мастер, заместитель начальника цеха, начальник цеха, заместитель главного инженера по подготовке производства.

1988-1992 годы - главный инженер - первый заместитель генерального директора. С октября 1992 года - генеральный директор ПО ЮМЗ. Лауреат Государственной премии Украины (1993 г.). Награжден медалями имени С.Королева, М.Янгеля, Ю.Кондратюка Федерации космонавтики СССР.

Женат. Сын - студент.

«Южный машиностроительный завод» (в обиходе «Южмаш») задумывался как автомобильный колосс СССР. Еще продолжалась война, а на южной окраине Днепропетровска началось строительство завода. «Даешь автогигант на Днепре!» - этот лозунг несколько лет не сходил со страниц газет послевоенной Украины. Завод еще строился, но уже начал выпускать автокраны, автопогрузчики, самосвалы, прицепы. После государственных испытаний грузовик ДАЗ-150 «Украинец» и автомобиль-амфибия ДАЗ-485 (Сталинская премия 1951 г.) были рекомендованы к серийному производству. До пуска первой очереди ДАЗа (300 тыс. грузовых автомобилей в год) оставались считанные дни, как свершилось одно из советских чудес: автомобильный завод словно бы испарился или провалился сквозь землю…

Фокус заключался в том, что весной 1951 года военному ведомству удалось отобрать у автомобилистов практически построенный гигант и, окружив его высоким забором и рядами колючей проволоки, превратить в завод-невидимку.

Что происходило внутри - знали лишь посвященные. В обстановке строжайшей секретности на заводе начали сборку ракет, которые фактически были копией немецких ФАУ-2. Продолжалось это недолго: днепропетровцам удалось создать принципиально новую боевую технику, по основным характеристикам превзошедшую и немецкие ракеты, и боевые ракеты С.Королева, а впоследствии даже те, что создавались за океаном. Межконтинентальные «сосиски», изготовленные на Днепре, стали основой могущества Ракетных войск стратегического назначения СССР. Именно за этот весомый вклад «Южмаш» (в те годы - почтовый ящик 586. - Авт.) окрестили за океаном «Фабрикой страха», а его последнее детище - ракетный комплекс SS-18 - нарекли «Сатаной».

Выпускал «Южмаш» и мирную продукцию: великолепные космические носители, уникальные космические аппараты, трактора, экспортировавшиеся в 40 стран мира, но в историю «холодной войны» он вошел крупнейшим ракетным заводом мира, этаким монстром боевого ракетостроения.

В разные годы ракетным заводом руководили Георгий Григорьев (1950-1951 гг.), Леонид Смирнов (1952-1961 гг.), Александр Макаров (1961-1986 гг.), Леонид Кучма (1986-1992 гг.). Юрий Алексеев стал пятым директором «Южмаша». За двадцать лет прошел путь от мастера до генерального директора.

В августе 1997 года, посетив Днепропетровск, Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Украине Уильям Грин Миллер отметил: «Ваша область - один из центров высоких технологий не только Украины, но и всего мира. В этом я еще раз убедился во время очередной встречи с руководителями «Южмаша» …Господин Юрий Алексеев. Это человек, которого очень хорошо знают во всем мире, знают его работы и его усилия ценятся очень высоко…»

Честно говоря, такая высокая оценка генерального директора «Южмаша» нас несколько озадачила: сейчас завод переживает далеко не лучшие времена, значительно снизились темпы выпуска продукции, предприятие является крупнейшим в регионе должником за энергоносители, средняя зарплата южмашевцев чуть выше пенсии… В зеркале цифр это выглядит так: раньше за год «Южмаш» выпускал примерно сто боевых ракет, ныне - пять-семь космических носителей, в 80-х годах с конвейера «Южмаша» ежегодно сходило 60 000 тракторов, в 1996-м - 2881 трактор. В объеме производства завода ракеты стратегического назначения составляли более 75 процентов, с прекращением их выпуска (1991 г.) работы и стабильного заработка лишились 50 тысяч южмашевцев вместе с конструкторами и еще больше - смежников.

Объявленная конверсия военного производства не получила ни научного обоснования, ни финансовой поддержки государства. Образно говоря, «Южмаш» с космических высот сбросили на землю, не обеспечив даже «мягкой посадки»…

Встретиться с генеральным директором производственного объединения «Южный машиностроительный завод» оказалось непросто: Юрий Алексеев в прямом смысле летающий директор - командировки следуют одна за другой, если он на заводе - день расписан по минутам, с журналистами встречается крайне редко и без особого энтузиазма - «хвалиться пока нечем»…

- Юрий Сергеевич, до вас на капитанском мостике «Южмаша» стоял Леонид Кучма. Какое наследство он вам оставил?

- Наследство нам досталось вместе, тогда я был его первым заместителем. Вместе мы пожинали плоды горбачевской конверсии: мудрое по замыслу решение, но абсолютно бездарное по механизму реализации. Не было ни научной, ни ведомственной, вообще никакой программы конверсии. Поступила команда - исполняйте! Дали бы под конверсию деньги - мы и сами сообразили бы, что делать, а так - ни копейки. В общем, бросили в поток перестройки - спасайся, кто как может…

- Почему же вы не готовились к такому повороту событий? Ведь лучше других знали: мир накопил столько ракетно-ядерного оружия, что рано или поздно начнется разоружение.

- Это мы сейчас такие мудрые. Тогда был план, за который жестко спрашивали. Представьте ситуацию: на коллегии министерства директор завода вдруг заявляет, что вместо ракет SS-18 завод начнет выпускать… комбайны. Абсурд!

Другое дело, когда конструкторы предложили доработать боевую ракету под космический носитель: затраты - минимальные, выгода - исключительная. Такое направление стало стратегическим для ракетчиков Украины. На базе нашей первой боевой ракеты Р-12 (SS-4) был создан носитель «Космос-1», вошедший в историю космонавтики как самый экономичный, с помощью которого вывели на орбиты первые «Космосы», «Интеркосмосы», «Ореолы», индийские спутники. И вторую нашу боевую ракету Р-14

(SS-5) преобразовали в космический носитель. Самая мощная по тем временам ракета Р-36 (SS-9) послужила основой для создания «Циклона-2» и «Циклона-3» - они летают до сих пор. Причем, сегодня «Циклоны» - одни из самых надежных носителей, а их стоимость значительно ниже прототипов такого же класса. Эти космические носители появились в 60-70-х годах, в разгар «холодной войны», когда противостояние двух держав шло к своему апогею. Параллельно с ракетными комплексами SS-18 и SS-24 создавался и «Зенит». По конструктивному, технологическому совершенству и уровню автоматизации - это машина мирового уровня, носитель XXI века.

- Значит, все-таки готовились к конверсии?

- О какой конверсии можно говорить применительно к тем годам? Прежде всего это была техническая политика здравого смысла: превращать ядерное оружие в мирную технику. Вот почему мы так высоко ценим М.Янгеля и А.Макарова, их сподвижников, которые даже в условиях страшного противостояния создавали космическую технику, которая служит людям до сих пор.

«Зенит» также задумывался как носитель для оборонных целей, потом его готовили на смену королевской «семерке» для пилотируемых полетов, но не успели разработать третью ступень. В итоге получился двухступенчатый носитель, которым мы по праву гордимся.

- А тракторы? Параллельно с ракетами на «Южмаше» начали сборку тракторов - разве это не ростки конверсии?

- Тракторы всегда служили прикрытием ракетного производства. Даже тогда, когда была создана собственная, южмашевская модель трактора, он выпускался и экспортировался под маркой «Беларусь». Лишь в конце 70-х (спустя больше четверти века с начала производства. - Авт.) южмашевцам удалось восстановить истину - тракторы обрели товарную марку «ЮМЗ».

- Юрий Сергеевич, почему с прекращением выпуска оружия «Южмаш» не пошел по пути расширения тракторного производства? Потребность в тракторах до сих пор не восполнена, их охотно покупали за рубежом…

- Действительно, трактор «ЮМЗ» был лучшим в стране. (Первому присвоен Знак качества, он признавался лучшей машиной года, имел самый высокий моторесурс. - Авт.) Он полностью изготавливался на оборонных предприятиях. Дизель выпускал Рыбинский авиационный завод, муфту сцепления поставлял Ковровский завод стрелкового оружия. С распадом Союза распалась и кооперация. Возросли цены на дизель и на все комплектующие. Наши оборотные средства съела инфляция, повысились налоги на товаропроизводителя. Цена трактора резко поднялась, его перестали покупать, нас вынудили сократить производство…

- И тогда вы начали искать спасение в троллейбусах?

- Троллейбусы нужны городам, как тракторы селу. Освоение новой продукции при благоприятных обстоятельствах - сложное дело, в условиях же инфляции, спада производства, разрыва кооперации это просто немыслимо. Была сделана ставка на комплектующие отечественного производства. Символически нас поддержал Кабмин, но денег у него не было… И все же троллейбус на «Южмаше» сделали - тут надо отдать должное настойчивости, энергии и смелости Леонида Даниловича Кучмы, в то время генерального директора «Южмаша». Украина получила более 500 троллейбусов, есть наши троллейбусы и в России, других странах СНГ. Появились перспективные разработки, интересные проекты, но у городов нет денег, чтобы покупать троллейбусы, а у нас - средств, чтобы их совершенствовать, доводить до уровня мировых образцов, выпускать серийно.

В то же время находится валюта, чтобы покупать те же троллейбусы за рубежом. Этих средств вполне хватило бы, чтобы завершить разработку троллейбуса ЮМЗ Т-3К, который по всем характеристикам превосходит чешскую модель, но при этом стоил бы значительно дешевле. То же самое происходит с комбайнами, тракторами. Мы с необычайной легкостью кормим зарубежных производителей, а своих давим налогами.

Если бы у нас были оборотные средства, нормально функционировала кредитно-банковская система, налоги - как в цивилизованных странах, и законы, поддерживающие отечественного товаропроизводителя, «Южмаш» обеспечил бы Украину троллейбусами, трамваями и тракторами высокого качества, еще и зарабатывал бы валюту, продавая технику за рубеж.

- Неужели нельзя переломить ситуацию?

- Можно и нужно, если хотим, чтобы Украина стала богатой державой. Нужны законы, жесткие санкции против тех, кто разоряет страну.

- Смена Кабмина вселяет надежды на лучшее?

- От Кабмина зависит многое, но не все. Нужна четкая согласованность действий всех ветвей власти: Президент - Кабмин - Верховная Рада.

- Юрий Сергеевич, представим, что появились законы, товаропроизводителям - тепличные условия, вы не боитесь конкуренции? Известно: сейчас троллейбусами занялись антоновцы, львовяне, трамваи начали выпускать не только на «Южмаше», но и в Луганске, с херсонским комбайном «Славутич» начал соперничать александрийский «Лан». И попутный вопрос: не лучше было бы сосредоточить средства в одном месте и довести до ума один образец?

- Конкуренция меня радует, ведь только богатый выбор позволяет определить лучший образец. Взят верный курс: изготовить по десять комбайнов, испытать и выбрать лучший. Открою вам наш секрет: мы тоже взялись за комбайн, два уже собрали на Павлоградском заводе. Это не наша разработка - немецкая. Финансировать производство будут зарубежные партнеры. Мы быстрее других можем наладить сборку комбайнов, освоить производство комплектующих, и качество этих машин будет не хуже немецких, а стоить они будут дешевле. Такой путь нам подсказывает опыт Кореи, Китая, других стран и производство чешских трамваев на «Южмаше».

Мы пошли еще дальше: подготовили документы на совместное производство тракторов мощностью 180-250 л. с. Уже три зарубежные фирмы с мировым именем проявили интерес к нашим предложениям. Рассмотрим условия сотрудничества, выберем те, которые нам больше подходят.

- Значит, скоро в цехах, где собирали SS-18, будут собирать тракторы и, вероятнее всего, американской фирмы «Джон Дир»?

- Не будем гадать, чьи будут тракторы - американские, немецкие или других фирм. Главное, Украина должна иметь прекрасную технику, а наши специалисты - работу.

- Означает ли это, что тракторы с маркой «ЮМЗ» уйдут в область преданий?

- Наши конструкторы создали модель восьмидесятисильного трактора: одну - с немецким, вторую - с рыбинским дизелем. Представили образцы в Украинский центр испытаний техники и на выставку сельскохозяйственных машин. Образцы понравились, особо впечатляют цифры: стосильный «Джон Дир» в несколько раз дороже южмашевского, в серии наш трактор будет еще дешевле. Будут деньги - будет и отечественный трактор.

- Сейчас вы рассуждаете не как патриот, а как бизнесмен, предприниматель высшего ранга.

- Кому нужен дешевый популизм? Патриотизм - это когда все обеспечены работой, каждая семья имеет достаток, а страна процветает. Мы готовы выполнять любые заказы. Предложили нам делать шасси для антоновского самолета - сделали шасси, сейчас серийно выпускаем ветроагрегаты - причем, и наши, и американские, освоили процесс нейтрализации ракетных комплексов, снятых с вооружения, перерабатываем отходы, содержащие драгметаллы, выпускаем алмазный инструмент…

- Юрий Сергеевич, вам не кажется странным, наша беседа все время идет о выпуске народнохозяйственной техники, а не о том, чем всегда славился «Южмаш», - великолепными носителями и уникальными космическими аппаратами?

- «Южмаш» - это зеркало Украины. Главное сейчас - поднять производство страны. Космонавтика - это престиж державы, но одними ракетами страну не поднимешь до космических высот. «Южмаш» останется ракетно-космическим заводом, но готов делать все, что будет выгодно Украине.

- И все-таки самым выгодным является производство оружия, именно оно считается сверхприбыльным делом. Харьковский завод имени Малышева возобновил выпуск танков, последует ли этому примеру «Южмаш»?..

- Украина объявила себя безъядерной державой, что абсолютно исключает возможность возобновления выпуска стратегического оружия на «Южмаше» или других заводах Украины.

Сейчас мы, я имею в виду «Южмаш», КБ «Южное» и харьковский «Хартрон», вместе с россиянами создаем совместный конверсионный проект, согласно которому предполагается доработка 150 ракетных комплексов SS-18 и превращение их в космические носители «Днепр». Проект чрезвычайно интересен, но все доработки будем проводить на стартовой площадке, где собирали ракетно-космическую систему «Энергия-Буран», то есть на Байконуре.

- Не проще было бы проводить доработку носителя на «Южмаше», где изготовляли SS-18?

- Проще, но мы не имеем права завозить в Украину ни отдельные ступени, ни ракету в целом, даже если она будет без головной части. Таковы условия Договора СНО-1.

Мы надеемся получить заказы от зарубежных фирм на коммерческие пуски «Днепра», так как новый носитель значительно дешевле своих конкурентов. Если проект удастся реализовать, это будет достойным продолжением усилий КБ «Южное» и «Южмаша» по созданию космических носителей на базе боевых ракет.

- Юрий Сергеевич, как вы оцениваете место Украины на международном рынке космических услуг?

- С одной стороны, значительно снизились заказы Российского космического агентства - нашего постоянного партнера. Не потому, что россияне не хотят с нами сотрудничать: проблемы у них те же, что и у нас, - недостаток бюджетных средств.

С другой стороны, на космическом горизонте появились новые страны, заинтересовавшиеся космическим бизнесом и нашими носителями «Зенит» и «Циклон». Подписан межправительственный договор с Индонезией об использовании украинских носителей для запуска телекоммуникационных спутников. Проявляют интерес к нашим носителям и бразильцы - их космодром Алкантар расположен практически на экваторе. Экономически это очень выгодно: пуски с экватора обойдутся дешевле, чем с Байконура. Ведутся переговоры о запуске коммерческих спутников с известными американскими фирмами.

- Что, американские носители хуже украинских, или тут дело в чем-то другом?

- Не хуже, но дороже. Бизнесмены привыкли считать, во что обойдется им каждый запуск. Рынок есть рынок: все ищут товар получше, ценой подешевле.

- Не дешево ли мы «себя продаем»?

- С дешевым товаром космические монополисты нас просто не допустили бы на мировой рынок. Это как официальный прием: нельзя появляться в изысканном обществе в футболке и джинсах. Заказчиков интересует не только цена, но и степень надежности носителя, его эффективность - точность выведения аппаратов на заданную орбиту. Тут нашему «Зениту» нет равных.

- Именно по этим параметрам «Зенит» выиграл конкурс на запуск спутников связи, объявленный всемирно известной фирмой «Спейс Систем/Лорал»?

- Рассматривали все в комплексе, в том числе и экологическую безопасность. Один «Зенит» выводит на орбиту одновременно 12 спутников, каждый из которых стоит примерно 25 миллионов долларов. Скажите, если бы вы не доверяли нашей технике, рискнули бы «пустить на ветер» 300 миллионов долларов? А всего по проекту «Глобал Стар» предусмотрено три запуска «Зенита» (36 спутников). Сейчас на «Южмаше» идет сборка «Зенитов» под эту программу. Все три пуска намечены на 1998 год с космодрома Байконур.

- Представляю, каким жарким будет следующий год - впереди реализация и крупнейшего в мире международного проекта «Sea Launch» («Морской старт»). К этому проекту приковано внимание всего мира. Как идет подготовка «Зенитов» к предстоящему старту с плавучей морской платформы?

- По графику, без суеты и авралов. Первые три «Зенита» в хорошем состоянии. К концу года отправим их в Выборг, оттуда они поплывут в Америку, а дальше - в Тихий океан, к месту старта.

- Юрий Сергеевич, похоже, «Южмаш» выходит из кризиса?

- Проблем много. Очень много! Мы сейчас делаем по два-три спутника в год, раньше - выпускали их серийно. Сейчас выходим на десять носителей в год - это очень мало для такого гиганта, как «Южмаш». Есть серьезные проблемы с тракторами, троллейбусами, трамваями, ветроэнергетическими установками, товарами народного потребления, энергоносителями, жильем, базами отдыха…

Сегодняшний «Южмаш» - это отражение состояния дел в экономике Украины. Все взаимосвязано: нельзя обеспечить процветание одного завода, как нельзя построить коммунизм в отдельно взятой стране.