UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЯНВАРЬ УЖЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ, А «ГАЗОВЫЕ» КОНТРАКТЫ ВСЕ ЕЩЕ В ПРОЕКТЕ

Если в конце 1996 года контракты на закупку и поставку украинским потребителям природного газа в 1997-...

Автор: Алла Еременко

Если в конце 1996 года контракты на закупку и поставку украинским потребителям природного газа в 1997-м были подписаны, что называется, под новогодней елкой, то нынешняя ситуация на рынке газа остается все еще неопределенной.

Рынок внутренний

С одной стороны, вроде бы и условия работы на украинском рынке формально выглядят куда более свободными, если учесть, что покупатели газа и трейдеры получили право выбора газового партнера. Но, с другой стороны, это же обстоятельство создает массу других проблем. Все трейдеры стремятся заполучить контракты на поставку газа платежеспособным предприятиям (речь пока не идет о газе для населения и комбыта, так как это в основном парафия «Укргазпрома»). И это понятно. Но таких предприятий не так уж много. И администрацию этих немногих преуспевающих товаропроизводителей возглавляют, как правило, весьма смекалистые руководители. Их смекалки зачастую достаточно для того, чтобы... избегать контактов с крупной и стабильно работающей газотрейдерской фирмой: ведь такому партнеру действительно придется платить за газ и все остальное, а не только обещать это сделать... Благо, в списке оптовых импортеров газа (который представлял из себя 20 имен по состоянию на 19 января и еще не является окончательным) есть из чего выбирать. Можно, например, заключить контракт с какой-нибудь новоявленной компанией, которая вроде бы пока имеет подтвержденные объемы газа, и дождаться, пока она их иметь не будет (а это случается слишком часто с газотрейдерами, в том числе и в связи с неплатежами газопотребителей, а взять кредит такие компании вряд ли смогут, в силу ограниченности собственного капитала и пр.). Тогда просто можно будет контракт расторгнуть да еще и обвинить такого трейдера в необязательности, оправдав таким образом собственную необязательность. И пусть попробует потом получить деньги за газ...

Еще запутанней ситуация с неплатежеспособными газопотребителями. Трейдеры не хотят с ними иметь дел. А Госнефтегазпром предупреждает, что если не будут заключены контракты со «списочными» оптовиками, то подачу газа просто прекратят. Мерзните, если не уговорите кого-нибудь поставлять вам газ... А головы глав местных госадминистраций, как предписано двумя кабминовскими постановлениями, при таком обороте дел явно полетят с плеч... Так вот и получается, что к концу января потребители пока еще газ получают, но на каких условиях, кому за это платить и как долго это продлится - это еще вопрос.

Как неизвестно опять-таки: кто же реально из легализированных 20 трейдеров имеет газ, а у кого он еще только «в проекте»? Смотрите сами: в Госнефтегазпроме зарегистрированы 20 компаний, которые якобы имеют подтвержденные ресурсы газа, в том числе такие реальные владельцы, как газодобывающие компании «Укргазпром», «Укрнефть», «Черноморнефтегаз», «Полтавская газонефтяная компания» и «УкрКарпатОйл» (правда, три последние из названных компаний располагают весьма небольшими объемами газа, но зато реально). Все же остальные - трейдеры, то бишь посредники. Причем посредники весьма неоднозначные - также покупающие (или берущие на реализацию) газ у других посредников и крайне редко - у реальных владельцев газа. Известно, что российский «Газпром» предложил газотрейдерам в большинстве своем заключать контракты на покупку российского газа с международной энергетической компанией (МЭК) Itera. Только с украинским «Укргазпромом» россияне имеют дело без посредников и платят ему газом за транзитные услуги (и «Укргазпрому» уже не первый год, увы, так и не удается добиться хотя бы частичной оплаты транзита деньгами, а не газом...). Так вот, не далее как 20 января (буквально на следующий день после того, как Госнефтегазпром утвердил список из 20 оптовых газопоставщиков) компания «Итера» сообщила тому же Госнефтегазпрому и «Укргазпрому» (как оператору газопотоков), что с середины января она ежесуточно поставляет в Украину по

33,5 млн. кубометров газа. Получателями этого «итеровского» товара являются: «Газпэкс», «Итера-Украина», «Одессагаз», «Украинская газовая компания», «Орион-Киев» и «Еврогаз». Причем основной объем предназначен для двух первых из названных трейдеров. Вот такой список... Откуда газ у десятка других трейдеров - наверное, только им и известно.

Но самое интересное начнется в первой декаде февраля. В этот период происходит традиционная сверка объемов поставленного и потребленного газа. Трейдеры, операторы газопотоков («Укргазпром» и «Укргаз») вместе с потребителями приступят к подведению январских газовых итогов. Как водится, данные у всех сторон расходятся. И в этот раз, как никогда, возможно, прежде, разница может оказаться слишком существенной. На чей счет ее «списывать» станут? Или повторится история с перебором газа в первом квартале 1996 года? Кстати, эту поучительную историю «ЗН» расскажет читателям вскоре.

Интересно, что в связи с энергоносителями и особенно в связи с их продавцами в Украине появляется, судя по всему, еще одна традиция - в феврале возобновлять или продолжать работу специальной парламентской комиссии, которая занимается «разбором полетов» на этом самом скандальном в Украине товарном рынке - рынке энергоносителей...

Рынок внешний

Этот сегмент рынка газа в январе также изобиловал затянувшимися переговорами по всем направлениям.

Как и в предыдущие годы Украине «удалось договориться»... Теоретически.

С Узбекистаном - об увеличении поставок узбекского газа в Украину. Если это тот газ, который значится как «ресурсы компании «Газпэкс», то в принципе о нем договорились давно. И делали это не столько чиновники из Украины (вернее, совсем не они), сколько владельцы газа и та же международная энергетическая компания Itera, которая оплачивает «Газпрому» транзит этого газа к украинской границе. Это тоже традиция: каждый год мы договариваемся с узбеками, и эта договоренность если частично реализуется, то отнюдь не в связи с тем, что Украине «удалось договориться»...

С Туркменистаном - по словам премьер-министра Валерия Пустовойтенко, «в первую очередь будут обсуждаться вопросы поставок газа в Украину». Если ничего не случится, как обычно, то Президент Леонид Кучма намерен в конце января наведаться в Ашгабат и там договориться о поставках 12 млрд. кубометров туркменского газа в 1998 году. Напомню, что в 1997 году поставки туркменского газа в рамках ТРАО «ТуркменРосГаз» в Украину были прекращены в апреле. А ведь тоже «была достигнута договоренность». Украинские чиновники говорят о привлекательности туркменского рынка для наших товаров (и это чистая правда), в частности об экспорте туда украинского зерна. Но, вот незадача, забывают, что в том числе и из-за недопоставок украинского зерна Туркменистан прекратил подачу своего газа в Украину в прошлом году... Кстати, не забыть бы украинской делегации в числе традиционных гостинцев в предстоящую туркменскую поездку прихватить заодно и пару эшелонов с зерном, которое все еще отгружается «Итере» по контрактам 1996 года. Наверное, это будет выглядеть корректно. И даже облегчит задачу договориться о газе на 1998 год.

Вот только при этом стоит помнить, что транзит и узбекского, и туркменского газа происходит по газомагистралям российского «Газпрома». Новые газодобыающие государства Центральной и Средней Азии давно пытаются прорваться со своим товаром если уж не прямо на Запад, то хотя бы в Украину. До сих пор, в основном это были безуспешные попытки или частично успешные. И договоренности о транзите азиатского газа россиянами на Запад сродни украинским договоренностям о диверсификации источников поставок газа - договоренность есть, а газопоставок нет.

Переговорная стратегия российского «Газпрома», между тем, куда более результативна.

В Туркменистане российский премьер Виктор Черномырдин заявил, что «мы обязательно договоримся» о транзите туркменского газа через территорию России, в частности в Украину. И заявление это звучало в унисон приглашению России участвовать в строительстве газопроводов из Туркменистана через Афганистан в Пакистан, Иран и Турцию (см. «ЗН» от 10 января 1998 года). Судя по всему, Туркменбаши четко представляет себе, какой должна быть плата за право экспорта газа в Европу. Представляет и ищет возможность выторговать приемлемые для Туркменистана условия.

Интересно, что Туркменистан занимает весьма гибкую позицию. Ведя затяжные переговоры с «Газпромом», он также согласился на участие украинских строителей в создании газовой инфраструктуры на своих промыслах. За это украинцам обещан туркменский газ. Получателем этого возможного газа станет, вероятно, создаваемая строительная корпорация «УкрАзиастрой», в которую войдут такие организации, как «Укрмонтажспецстрой», «Укрнефтегазстрой» и другие, аналогичного профиля деятельности. Во всяком случае, правительство Украины распорядилось о том, чтобы корпорация «УкрАзиастрой» заключила контракты в Туркменистане на проектирование и строительство промышленных объектов в счет части поставок газа в Украину в ближайшие два года. Однако, на каких условиях туркменский газ, если он таки будет заработан, будет поставляться к украинской границе, - еще вопрос.

Тем временем куда определеннее в части диверсификации путей экспорта газа стратегия российского «Газпрома». Как заявил на переговорах в Польше глава «Газпрома» Рем Вяхирев, россиянам незачем где-то искать деньги для окончания строительства польского участка трансконтинентального газопровода «Ямал-Центр» (или «Ямал-Западная Европа»), эти деньги у «Газпрома» есть в Польше. Эта страна должна россиянам 200 млн. долларов за прежде поставленный газ. И, судя по всему, россияне смогут «уговорить» поляков «вернуть» им эти средства.

А сможет ли Украина договориться о транзите азиатского газа через территорию России и на каких условиях?