Вопрос о вступлении Украины в ВТО, который тянется с 1994 года, сейчас стоит первым пунктом в повестке дня высших органов государства. Он обсуждается и в парламенте, и в администрации Президента, и в Кабинете министров. 19 марта с.г. состоялись парламентские слушания «О состоянии подготовки ко вступлению Украины во Всемирную торговую организацию», где всесторонне анализировались проблемы, связанные с членством Украины в этой влиятельной международной организации. При этом сам факт вступления уже не дискутируется: тут альтернативы нет. Или Украина член ВТО, или она останется на обочине международной торговли, а это с учетом нынешних процессов глобализации будет означать медленную экономическую смерть. Вопрос в другом: на каких условиях туда входить, как защитить свои интересы перед гигантами мирового бизнеса, как удержать собственные позиции, не став заложником ни ЕС, ни Америки, ни России.
Каждый спорный вопрос — это не просто набор сложных экономических и международно-правовых терминов, за ними стоят конкретные интересы украинских предпринимателей или даже судьбы целых отраслей народного хозяйства. Вступление в ВТО неизбежно влечет за собой снижение тарифных и нетарифных ограничений для доступа импортных товаров на внутренний рынок, в частности таможенных пошлин. Это приведет к реальной жесткой конкуренции, к которой немало наших предприятий не готовы.
Ярким примером является отечественная автомобильная отрасль, которая функционирует благодаря внушительной государственной поддержке. В частности, Закон Украины «О стимулировании автомобильного производства в Украине», сопроводительное законодательство и правила относительно рынков «старых» автомобилей предоставили ряд преимуществ компании («Деу-АвтоЗаз»), что прямо противоречит Соглашению о субсидиях и компенсациях (ст.3), действующему в рамках ВТО. Вступив в эту организацию, мы должны будем привести режим в сфере автомобилей в соответствие с нормами ВТО. Таким образом, стоимость отечественных автомобилей возрастет в 1,5—2 раза, и последние не смогут конкурировать с импортными машинами, имеющими более высокие качественные показатели.
Особенно сложная ситуация в сельском хозяйстве — оно, безусловно, еще не готово к новым правилам игры, определяемым ВТО. Возьмем хотя бы такую актуальную проблему, как ввоз в Украину тростникового сахара. Страны—члены рабочей группы по приему Украины в ВТО (Австралия, Бразилия, Индия, Куба и др.) предъявили требование обеспечить ежегодный доступ на украинский рынок данного продукта путем установления ежегодной тарифной квоты на его ввоз в Украину в объеме 200—260 тыс. тонн с дальнейшим ее увеличением до 360 тыс. тонн. Это существенное испытание для украинских производителей сахарной отрасли, учитывая, что последняя и так сейчас далека от экономического процветания. Не один десяток сахарных заводов уже прекратил свое существование. По оценкам ряда экспертов, баланс белого сахара на 2002/2003 маркетинговый год показывает, что без увеличения объема импорта тростникового сахара в стране возникнет дефицит этого продукта. Поэтому прогнозируется увеличение производства сахара из тростника на 90% по сравнению с прошлым годом.
Став членом ВТО, Украина будет обязана отказаться от субсидирования отраслей экономики, ликвидировать свободные экономические зоны, налоговые льготы. Однако следует отметить, что мы не теряем все инструменты защиты внутреннего рынка.
Например, в рамках ВТО допускается такое субсидирование сельского хозяйства, как финансирование исследовательской деятельности, учебных программ, обеспечение продовольственной безопасности и т.д. В частности, для решения определенных проблем в сахарной отрасли в соответствии с нормами ВТО может быть использовано не меньше 100 млн. грн. бюджетных средств, то есть 5% от стоимости производства сахарной свеклы.
Тем более что все развитые страны субсидируют своих фермеров. Хотя, с другой стороны, не секрет, что международная торговля — это острая борьба, где преимущество всегда имеют развитые страны.
Задача украинской дипломатии — отстоять внутренний уровень поддержки сельского хозяйства. Кроме того, правила вступления в ВТО предусматривают возможность постепенного снижения тарифов (с переходным периодом от двух до семи лет), в то время как упрощение доступа на рынки стран ВТО происходит сразу. Это может несколько компенсировать негативные для национальной экономики последствия вступления в эту международную организацию.
Одним из направлений решения проблемы увеличения стартовой базы (по тарифам, льготам, субсидиям и т.д.) для переговоров о вступлении в ВТО может стать создание зоны свободной торговли между Украиной, Россией, другими государствами — членами СНГ. В принципе, мы должны координировать и согласовывать с Россией позиции и шаги по вступлению в ВТО, естественно, исходя в первую очередь из собственных экономических интересов.
Сегодня, на мой взгляд, важно, во-первых, определить приоритетные отрасли экономики Украины, которые больше всего пострадают от интеграции в ВТО. Во-вторых, разработать дополнительные формы защиты этих отраслей от негативного влияния. И, в-третьих, настоять во время переговоров на отсрочке открытия соответствующих рынков для иностранных импортеров.
Параллельно нужно в срочном порядке, пока мы еще не являемся членом ВТО, создать наиболее благоприятный инвестиционный климат для отраслей, которые должны стать «локомотивами» внешней торговли Украины после вступления в эту организацию. Речь идет, например, об авиастроительном комплексе, поскольку он, в отличие от автомобилестроения, имеет очень перспективные разработки и по качественным показателям является конкурентоспособным.
На мой взгляд, необходимо также создать сильные финансово-промышленные группы и организовать участие украинских предприятий в транснациональных корпорациях, которые смогут авторитетно выступать на мировых рынках. Для этого необходимо внести изменения в налоговое законодательство в части определения внутренних трансакций между участниками группы или корпорации по принципу, аналогичному налогообложению трансакций между филиалами одного юридического лица. С этой целью должен также быть существенно изменен Закон «О финансово-промышленных группах». Кроме того, программа должна предусматривать благоприятный внутренний климат для развития консультативных компаний, призванных помогать другим участникам рынка адаптироваться к нормам и стандартам ВТО.
Вполне естественно возникает вопрос — как все это реализовать, каким образом усовершенствовать экономические механизмы. Одно из препятствий — непрозрачность деятельности государственных структур при подготовке к вступлению в ВТО, при подписании соответствующих документов, содержащих обязательства Украины перед странами—членами ВТО и т.д.
Нет сомнения, что субъекты хозяйствования, их ассоциации и другие коллективные объединения работодателей должны непосредственно участвовать в определении позиции украинской делегации на переговорах относительно того или иного вопроса. Ведь каждое из подписанных обязательств прямо касается украинских предпринимателей. И поэтому правительство не имеет права игнорировать их позицию. Пренебрежение интересами предприятий и отраслей, на которые в ближайшее время ляжет весь груз применения сложнейших стандартов мировой торговли, будет почти преступлением.
В то же время и парламент не должен быть посторонним наблюдателем этого процесса, поскольку все вопросы переговоров — это основополагающие моменты внешнеэкономической политики.
Таким образом, чтобы обеспечить достаточную информированность украинского общества, прежде всего представителей деловых кругов государства, и учесть интересы украинских производителей, целесообразно было бы создать трехстороннюю комиссию, в состав которой вошли бы народные депутаты Украины, члены правительства, а также авторитетные предприниматели. Главной функцией такой комиссии я вижу анализ возможных последствий и перспектив вступления Украины в ВТО. Для консультативной помощи в рамках комиссии должны функционировать экспертные группы.
А чтобы вышеупомянутая комиссия не стала очередным бюрократическим звеном в государственной машине, от которой реально ничего не зависит, необходимо четко определить ее полномочия. В частности, все правительственные инициативы относительно вступления в ВТО, все международно-правовые документы и в целом позиция Украины на переговорах должны проходить обязательный экспертный анализ в комиссии с соответствующими заключениями, прежде всего с точки зрения защиты экономических интересов государства.
Для реализации намеченных задач не хватает квалифицированных кадров, которые были бы знакомы с правилами и нормами ВТО, хорошо ориентировались в современной экономической ситуации. Необходимы дополнительные меры для исправления этой ситуации, в частности, государственный заказ учебным заведениям относительно разработки и адаптации программ подготовки и повышения квалификации государственных служащих, которые будут задействованы в нормотворческом процессе после вступления Украины в ВТО.
Отдельного анализа требует подготовка законопроектов и других нормативных актов относительно адаптации украинского законодательства к стандартам ВТО. В соответствии с соглашениями Всемирной торговой организации, к которым Украина должна целиком и полностью присоединиться, снятие нетарифных ограничений и преград для свободной торговли должно быть обеспечено не только на общегосударственном уровне, но и на уровне местных органов власти и органов местного самоуправления. Работа в этом направлении не ведется вообще. Между тем на местах временами создаются непреодолимые барьеры для свободной торговли.
Поэтому, если мы не хотим, чтобы с первых дней членства в ВТО относительно Украины были применены санкции, следует сейчас обеспечить анализ соответствия стандартам ВТО нормативных актов местных органов власти и управления.
Мы наблюдаем, как непросто идут переговоры с каждым из участников рабочей группы по вступлению Украины в ВТО. При этом не все зависит от нашей делегации. Так, например, объективно или субъективно, мы имеем достаточно небольшую базу для определения дозволенного объема государственных субсидий в сельское хозяйство. Поэтому необходимо искать возможности для повышения стартовых цифр, которые будут использоваться при определении объема субсидий, дотаций и т.д. В частности, срочно обеспечить реализацию договоренностей по созданию зоны свободной торговли в рамках СНГ с дальнейшим применением во время переговоров норм статьи XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.
Подводя итог, следует отметить, что все указанные выше меры необходимо реализовать как можно скорее, ведь практика показывает: чем дольше длятся переговоры, тем больше уступок от нас требуют.