В настоящее время сертификатом качества обладают буквально все товары и изделия как внутреннего производства, так и импортные. Это своеобразный пропуск на рынок. Сертификации подвергаются многогабаритные машины и механизмы для различных отраслей промышленности вплоть до жвачек.
Нефтяная и газовая промышленность, которая относится к области тяжелой промышленности, до сих пор не сертифицирует по качеству нефтяные и газовые скважины. После бурения и в процессе добычи нефти и газа эти скважины фактически принадлежат «самим себе», ибо до них сертификат качества «не доходит», остаются они в статусе «вольного» качества. Как хочешь, так и считай: обладают они достойным и необходимым для разработки нефтегазового месторождения и эксплуатации скважин качеством или нет? Другими словами, нефтяные и газовые скважины остаются за пределами сертификации и потому их можно считать в этом ракурсе «беспризорными».
Почему так происходит? Нефтяная или газовая скважина (а в равной мере газоконденсатная и водонагнетательная скважины) является сложным гидротехническим сооружением. Сложность эта обусловлена двумя важными факторами: необходимостью проведения первичного вскрытия продуктивного (нефтяного или газового) пласта (т.е. фактически это бурение скважины в зоне нефтегазоносности пласта); необходимостью проведения вторичного вскрытия пласта перфорационными работами (организация органической связи между пластом и скважиной путем создания специальных отверстий - каналов, по которым впоследствии должны «прийти» нефть, газ, конденсат, вода).
Между двумя этими факторами, как в сложном лабиринте, происходит «утечка» качества и нарушение данности и, собственно, той сущности, которыми должна быть наделена эта скважина. Что нужно сделать, чтобы избежать этой «утечки» качества? Нормальная работа нефтяной и газовой скважины во многом зависит от правильного режима вызова притока нефти и газа из пласта. Промысловая практика свидетельствует о том, что бывает немало случаев, когда в процессе вызова притока жидкости и газа из пласта возникает ряд осложнений: деформация колонны, нарушение целостности цементного камня за колонной, разрушение призабойной зоны при слабосцементированном коллекторе, прорыв верхних и нижних вод и др. Поэтому прежде, чем приступить к завершающему этапу освоения - вызову притока, необходимо узнать вещественный состав коллектора, степень его сцементированности, условия залегания верхней и нижней вод, характер проявления подошвенной воды, условия вскрытия продуктивного объекта бурением и перфорацией.
Если в результате некачественного первичного вскрытия пласта бурением и некачественного вторичного вскрытия перфорацией проницаемость коллектора значительно снижена, то невозможно путем применения депрессий устранить отрицательное влияние проникших в призабойную зону пласта больших количеств жидкой и твердой фаз промывочной жидкости. При чрезмерно высоких депрессиях (как это иногда практикуется на промыслах) в лучшем случае можно вызвать приток жидкости и газа из наиболее проницаемых пластов и прослоев, т.е. с самого начала освоения скважины возникнут условия для неравномерной выработки всей продуктивной части пласта. Одновременно с этим высокие депрессии, допускаемые при освоении скважин, создадут благоприятные условия для возникновения осложнений, значительная часть которых имеет необратимый характер. Отрицательное влияние их в полной мере обнаруживается лишь в процессе разработки месторождения и эксплуатации скважин.
В скважинах, где продуктивная часть объекта расположена в водоплавающих частях, залежи или нефтяные и газовые пласты находятся недалеко от водонефтяного, газонефтяного и газоводяного контактов, важно обеспечить плавное снижение давления в забое. Но это не единственное условие. Надо правильно оценить состояние призабойной зоны пласта после его первичного вскрытия и цементирования эксплуатационной колонны. Если в процессе первичного вскрытия в пласт проникло большое количество фильтрата промывочной жидкости, снизилась проницаемость из-за набухания глин, образовались в призабойной зоне стойкие эмульсии, то очень часто даже плавное снижение давления не предотвращает возможные осложнения.
Таким образом, нетрудно убедиться в том, что качественность работ по первичному и вторичному вскрытиям пласта гарантирует дальнейшую нормальную разработку нефтегазового месторождения и эксплуатацию нефтяных и газовых скважин.
Это тем более важно для нефтегазовых месторождений Украины, разработка которых ведется в сложных горно-геологических условиях (глубина нефтяных или газовых скважин порой достигают 5-6 км).
Отсюда единственный вывод: проблемы первичного и вторичного вскрытий скважин на месторождениях «Укрнефти» и «Укргазпрома» требуют проведения (хочу отметить - впервые!) специальных работ по разработке нормативно-технологической документации по сертификации качества скважин. Это позволит, к примеру, вместо бурения 100 скважин на месторождении, принятом к разработке и эксплуатации, пробурить на треть меньше, но зато по качеству вскрытия значительно лучше. (Сейчас ведь часто мы принимаем заведомо бракованную по результатам вскрытия скважину!)
В конечном счете нормативы по сертификации качества скважины позволят путем повышения качества работ по первичному и вторичному вскрытиям увеличить коэффициент нефтеотдачи пластов, а это заветная мечта всех сотрудников нефтегазодобывающих предприятий.
Интересно, что буровое и нефтепромысловое оборудование «обласканы» сертификатом качества, а вот сами скважины, для которых предназначено это оборудование, остались в стороне. Не пора ли объединить работы по сертификации скважин и оборудования с тем, чтобы в единой системе рассмотреть эту важную отраслевую проблему? Достоинство оборудования и обустройства скважин должно соответствовать и быть подчеркнутым ее содержанием. Костюм от Кардена и какого-либо другого кутюрье хорошо смотрится не на манекене, а на живом человеке, которому он предназначен. Поэтому надземная и подземная инсталляции скважин должны полностью соответствовать режиму ее работы. И это тоже требует сертификацию качества.
Некоторые специалисты могут заметить, что это, дескать, прописные истины. Но не надо забывать, что многие аварии и катастрофы возникают как раз в результате нарушения прописных истин.