UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА: ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР С ВОСТОКА

Как ни старались государства Восточной Европы, входившие когда-то в советский блок, избежать последствий российских экономических потрясений, им удалось лишь несколько смягчить удар «русской дубинушки»...

Автор: Михаил Соколовский

Как ни старались государства Восточной Европы, входившие когда-то в советский блок, избежать последствий российских экономических потрясений, им удалось лишь несколько смягчить удар «русской дубинушки». Бывшие московские сателлиты с ужасом поняли, что политическая независимость от могучего восточного соседа создала не более чем иллюзию независимости экономической.

Тревожные симптомы уже налицо. В Чешской Республике второй по величине банк страны «Ческа Спорителна» потерял половину стоимости своих акций. В Румынии неожиданно возникли сложности с приватизацией крупнейшей телекоммуникационной компании «Ром Телеком». А в Польше остались не у дел десятки тысяч мелких торговцев, продающих в страны СНГ весь ассортимент товаров, начиная от консервов и кончая телевизорами...

Эксперты лондонской «Файнэншл таймс» рисуют довольно тревожную картину последствий российского экономического краха для стран Восточной Европы. Они уверены, что уберечься от него не смогут ни крупнейшие, ни самые мелкие представители бизнеса в этих странах. Некоторые оказываются затронутыми надвигающимся коллапсом, потому что активно торговали с Россией, а другие - из-за того, что вкладывали деньги в ее экономику. А есть такие, которые страдают от непрямого влияния кризиса на международные финансовые рынки. По мнению директора Центрального банка Венгрии Джорджи Сураньи, именно такие воздействия являются наиболее серьезными и опасными для неокрепших экономик восточноевропейских стран.

Ветры с Востока дуют порывисто: одни страны на своем пути они сметают, а другие в то же время оставляют относительно невредимыми. При этом наблюдается целый спектр различных последствий их воздействия. Влиятельнейшее экономическое издание в один конец этого спектра (разумеется, негативный) ставит Украину, оценивая ее состояние сегодня как балансирование на краю бездны, подобной российской. При этом главным критерием состояния дел в нашей стране «Файнэншл таймс» считает возможный отказ нашей страны вслед за Россией от соблюдения обязательств по выплате внешнего долга. В это же время на другом конце спектра находится Польша, которая в настоящее время решает проблему частичной приватизации телекоммуникационной компании TPSA с рыночной стоимостью в 10 млрд. долларов.

Лондонские эксперты подчеркивают, что в период расцвета международных финансовых рынков различия между странами Восточной Европы были размыты и инвесторы становились все менее разборчивыми. Теперь эти различия стали до боли ясными.

В лучшем положении находятся страны, которые за период с 1989 года успешно провели реструктуризацию своих экономик, уменьшили зависимость от России и подготовились к вступлению в Европейский союз. К ним относятся Польша, Венгрия, Чешская Республика и Словения.

Ну а в худшем - все та же Украина, которая все еще находится в самой начальной стадии экономических преобразований и почти половину своей торговли ведет с Россией. В середнячках числятся такие страны, как Румыния, которая сократила торговлю с Россией, но остается экономически уязвимой из-за необходимости рассчитывать на зарубежные кредиты для покрытия своего бюджетного дефицита.

Эксперты «Файнэншл таймс» отмечают, что географическая близость к Москве не является всегда определяющей, приводя в пример Эстонию, которая противостоит «восточной буре» успешнее, чем Латвия и Литва. В этой связи Николас Штерн, старший экономист Европейского банка реконструкции и развития, определяет в качестве критерия различия между такими государствами решительность в проведении реформ. Сегодня больше страдают те государства, которые при реформировании своих экономик испытывали колебания либо применяли половинчатые меры.

Однако лондонские эксперты не теряют оптимизма, полагая, что пропасть между первыми и вторыми все же может быть преодолена. Представители ЕБРР заявляют, что даже Украина имеет возможность улучшить свои экономические перспективы, если она извлечет правильные уроки из российского кризиса и возьмется наконец за проведение настоящих рыночных реформ.

Вместе с тем нужно учитывать, что сегодня международное инвестиционное окружение настроено более враждебно, чем год назад. Причинами этого являются как суматоха в Восточной Азии, так и кризис в России. Инвесторы ушли не только из слабых стран, но и из сильных. Это объясняется тем, что более сильные экономики имеют и более ликвидные рынки, что позволяет инвесторам легче продавать акции предприятий, в которые они вкладывали свои деньги.

Цены на акции снизились даже в наиболее привлекательных для инвесторов странах, включая Венгрию и Польшу, где уровень падения на протяжении августа составил соответственно 40 и 30 процентов. В сентябре восточноевропейский рынок немного поправил свое положение, однако отношение к нему инвесторов, как и ко всем рынкам, пережившим спад, будет еще долгое время настороженным.

Тем государствам, которые остро нуждаются в зарубежных инвестициях, будет все труднее их найти. Причина этого - существенный бюджетный дефицит этих стран и значительные внешние долги. Они смогут теперь рассчитывать в основном на банковские кредиты. Список таких стран возглавляет Украина, однако значительно уязвимыми в этих вопросах остаются Румыния, Хорватия и Словакия.

По расчетам экономистов ведущих коммерческих банков, нынешний кризис, скорее всего, ограничит средний показатель экономического роста государств Восточной Европы 0,5-1%, столько же прогнозируется для Балканского региона и 2% - для стран Балтии. Однако это в меньшей степени коснется стран, имеющих сегодня внушительные показатели роста, таких, как Польша и Венгрия.

А премьер страдающей от стагнации Чехии Милош Земан оценивает масштаб ущерба, который нанесет кризис его стране, как «средний». Чешские банки, не имеющие возможности выплатить своим клиентам проценты по займам, остро нуждаются в притоке западных капиталов. Тот же банк «Ческа Спорителна» активно работал с Россией и в результате не смог вовремя погасить свои облигации на сумму в 100 млн. долларов. Последствия не заставили себя долго ждать - цена его акций упала вдвое.

Практически в каждой стране есть банки, потерявшие деньги в Москве, в основном по причине работы с российскими ценными бумагами. Так, например, по данным американского рейтингового агентства «Стандарт энд Пурз», абсолютно все латвийские банки подвержены воздействию российского кризиса.

А из других компаний, не связанных непосредственно с финансовой деятельностью, наиболее пострадавшими оказались те, которые активно торговали с Россией. Среди них венгерский производитель автобусов «Икарус», который начал возрождать свою деятельность на территории бывшего СССР, а также фармацевтический концерн «Гедеон Рихтер». Жертвой стала и чешская автомобильная фирма «Кароза», находящаяся в собственности французской компании «Рено», которая попыталась создать на территории России совместное предприятие по выпуску автобусов. В серьезном убытке оказались и владельцы гостиничных комплексов на чешском курорте Карловы Вары, одном из любимых мест отдыха «новых русских».

Мелкие торговцы и посредники также пострадали, хотя и в меньшей степени. Работая в теневом секторе и избегая уплаты налогов, они, тем не менее, имели в обороте миллиарды долларов. Однако многие из них за годы работы в условиях «дикого рынка» уже научились выходить из подобных ситуаций, вовремя переходя на взаимоотношения по бартеру. Но и у них возможности по выживанию не беспредельны: сегодня многие сворачивают свою деятельность, с тревогой ожидая прихода зимы.

(По материалам газеты «Файнэншл таймс»)