UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР А

.ГОЛУБЧЕНКО «ПРОЛОЖИЛ» ГАЗОПРОВОД, ТОТ ОКАЗАЛСЯ ТРАНЗИТНЫМ Перед отлетом в Казахстан первый вице-...

Автор: Иван Рыбалко

.ГОЛУБЧЕНКО «ПРОЛОЖИЛ» ГАЗОПРОВОД, ТОТ ОКАЗАЛСЯ ТРАНЗИТНЫМ

Перед отлетом в Казахстан первый вице-премьер Анатолий Голубченко сообщил, что намерен по дороге заехать на Донетчину, чтобы торжественно зажечь факел из газа нового газопровода Донецк-Мариуполь, проложенного для более надежного снабжения лидеров украинского металлоэкспорта - мариупольских металлургических комбинатов (одним из которых до переезда в Киев руководил сам А.Голубченко).

Необходимость строительства областного газопровода продиктована частыми перебоями в газоснабжении южных меткомбинатов. В украинской прессе стало уже привычным упоминание о том, что восточный сосед прикручивает вентиль на южной газовой ветке всякий раз, когда Украина неаккуратно платит за весь потребляемый российский газ. Однако первая же реакция на запуск нового газопровода в Донецкой области может если не полностью опровергнуть сложившиеся представления, то, по крайней мере, подвигнуть к ревизии многих прежних иллюзий.

В магистральном газопроводе в направлении Европы Москва никак не могла и не может ощутимо снизить давление газа ни по техническим причинам, ни по политическим. К политическим причинам относится постоянное стремление Российской Федерации урегулировать украинско-российские газовые отношения прежде всего на двустороннем уровне. Даже в полностью урегулированном Евроэнергохартией правовом поле евразийского энергорынка по инициативе Москвы заложена украинско-российская матрешка: обе страны являются участницами хартии, но, согласно многочисленным двусторонним соглашениям, они ни один из спорных вопросов ни разу не пытались решить в международном суде по стандартной процедуре этой же хартии. Следствием правовой матрешки является тот факт, что всю ответственность за беспрерывное снабжение Западной Европы газом, по уже подписанным контрактам, несет, по существу, российская сторона.

К техническим причинам относится хотя бы то обстоятельство, что уровень давления газа в газопроводах из России в Западную Европу регулирует, по существу, не российская сторона, а украинская, поскольку именно она владеет крупными прикарпатскими газохранилищами. Немаловажно также и то, что до сих пор нет никаких убедительных доказательств, что достоверный учет поставок газа в режиме реального времени существует. Не далее как три недели тому назад в дискуссии с представителями газовых профсоюзов глава НАКа Игорь Бакай заявил, что после создания украинского аналога «Газпрома» - НАКа «Нефтегаз Украины» - этот учет будет достаточно достоверным, поскольку «нам незачем будет обманывать самих себя». Но, во- первых, компания эта еще окончательно не создана, а во-вторых, чтобы убедиться в достоверности учета и контроля по-новому, необходимо достаточно продолжительное время.

Совсем другое дело южная ветка, проложенная в свое время именно для газоснабжения мариупольских металлургических гигантов. В этом газопроводе давление регулярно падало, что и побудило украинскую сторону строить свой собственный газопровод, соединяющий главную газовую трубу «Россия - Западная Европа» с мариупольскими потребителями. Однако еще в период строительства альтернативного газопровода некоторые сообщения заставляли усомниться в истинных мотивах игры на давлении в южной газовой трубе: ведь часть необходимых для строительства газопровода поставок осуществлялась за счет России!

Как информировал еще весной этого года тот же А.Голубченко, часть материалов и средств, предназначенных для оплаты украинского долга России за газ, использована при строительстве газопровода Донецк-Мариуполь - в счет погашения этого долга. А когда А.Голубченко уже выезжал на «засветку» торжественного факела, он сообщил журналистам, что российская сторона уже сейчас готова заключить контракт на поставку российского газа по мариупольскому газопроводу российским же потребителям. Транзит газа по украинской территории обойдется, по мнению россиян, значительно дешевле, чем по российской территории.

Таким образом газ в южной ветке Россия-Мариуполь скорее всего устремится в обратном направлении, а поставщиками таким образом станут все те же мариупольские комбинаты, которые будут отдавать в эту трубу «ненужный» им газ. Судя по тому, чем закончилась история южных украинско-российских газовых войн, Москва сама не имела возможности достаточно жестко контролировать вентиль на трубе Россия-Мариуполь, и может обеспечить достаточно надежное снабжение собственных потребителей лишь благодаря строительству нового областного газопровода.

Как сообщил А.Голубченко перед отлетом: переговоры в Москве завершились удачно; подписан протокол о поставках товаров в зачет украинского газового долга на 1 млрд. долл. до 1 июля 1999 года. Половину - на 500 млн. долл. составит продукция сельского хозяйства, остальное - так называемая продукция промышленности и производственного назначения. России удалось завязать все эти поставки на Москву: бумажку о том, что из Украины поставлен в зачет газового долга, условно говоря, эшелон сахара, будет подписывать представитель соответствующего российского министерства, например Минфина; а цены за эти поставки партнеры обязаны будут согласовывать в российском Минэкономики. Россияне оговорили в тексте протокола, что эти цены не могут быть выше средних рыночных российских цен на конкретный товар в данный момент. Таким образом, украинские поставщики сами будут заинтересованы в том, чтобы цены на российском рынке не падали. Если Украина осуществит эти поставки до первого июля 1999 года и предъявит соответствующие документы, заверенные Министерством экономики РФ, то... стороны договорились, что газового долга Украины перед Россией по состоянию на 1 января 1999 года не существует...