UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВИКТОР АНДРЕЕВИЧ НЕ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ

Sapienti sat В кратком изложении - события развивались следующим образом. Парламент утвердил предложенную Президентом кандидатуру главы Национального банка Украины...

Автор: Светлана Рябошапка

Sapienti sat

В кратком изложении - события развивались следующим образом. Парламент утвердил предложенную Президентом кандидатуру главы Национального банка Украины. НБУ возглавил Виктор Андреевич Ющенко, сменивший на этом посту исполняющего обязанности председателя правления НБУ Виктора Андреевича Ющенко, назначенного и. о. после окончания срока полномочий предыдущего главы НБУ - Виктора Андреевича Ющенко.

Если читателю показалось, что события развивались несколько монотонно, то постараемся его разуверить.

Начнем с финала

«Разбор полетов после драки» - не самый любимый жанр вашего автора (лучше - разбор до того). Но в случае с назначением Виктора Ющенко отделаться банальным «хорошо все, что хорошо кончается», было бы совершенно непростительно. В таких случаях даже Лев Николаевич Толстой - даром, что граф - и тот восклицал: «Не могу молчать». Понимаю, мол, что надо строго, в рамочках и без фанатизма, но ничего поделать с собой не могу. Натура такая. Графская...

Итак, финал. Счетная комиссия еще не досчитала до конца извлеченные из урны бюллетени тайного депутатского голосования, а по кулуарам ВР со скоростью телеграфа джунглей пронеслось: «избран». Не то чтобы все возликовали: во-первых, не возликовали, а во-вторых - не все. Особо разочарованные тихо разошлись. Зато присутствующие стали живо напоминать шестирукого бога Шиву, исполняющего ритуальный танец «массовое рукопожатие». На слух было так (правда, я не шучу):

- Я голосовал не за Ющенко, а за политику Нацбанка.

- А я - как раз за Ющенко, но не за политику...

Как бы то ни было, 257 депутатов проголосовали «за». На какое-то время отвели от любимого парламента очевидную угрозу - что любимый Президент диагностирует нетрудоспособность ВР и приступит к радикальному лечению. Так что, вопреки прогнозам и парламентским традициям, голоса выступающих и задающих вопросы депутатов звучали цивилизованно, лексика была нормативной, жажда крови - умеренной. Оживились было, когда Иван Плющ зачем-то сказал с трибуны что-то вроде: «По кандидатуре Ющенко Президент консультировался с МВФ и Мировым банком», после чего отправились голосовать.

Сам виновник торжества разума и консенсуса, Виктор Ющенко, прессе в руки не дался - несмотря на настойчивые призывы. Ну, устал человек, а может, и ужаснулся в глубине души - очевидной необходимости продолжать «нести свой крест» до выборов, во время выборов, после выборов...

Кроме редко встречающегося в естественных условиях феномена «президент предложил - парламент принял» наблюдалось еще несколько занятных явлений. Так, взбунтовалась часть фракции коммунистов. В порядке бунта и нарушения партийной дисциплины часть фракции спросила у лидера - тов. Петра Симоненко: а зачем это он, один за всех, решил, что голосовать надо против кандидатуры г-на Ющенко? В итоге каждый проголосовал самостоятельно, что прибавило к «расчетным» 240 голосам еще полтора десятка.

Были и воздержавшиеся, а как же. Накануне пленарного заседания кандидатура Виктора Ющенко оценивалась «родной» комиссией ВР - по вопросам финансов и банковской деятельности. Комиссия Виктора Ющенко расспросила и одобрила. Воздержались от одобрения трое, один из которых - Виктор Суслов - глава упомянутой комиссии и (в душе) большой претендент на пост самого главного банкира. Вероятно, у г-на Суслова были веские основания для таких притязаний, поскольку тот аргумент, что претендент никогда не работал ни в одном банке, не показался Виктору Ивановичу серьезным. И в самом деле, ну не работал, ну и что? зато, по крайней мере, с 1993 года г-н суслов влиял и на денежно-кредитную политику, и на банковскую систему, и даже на политику как таковую: идеологическое обслуживание фиксации курса нацвалюты в недоброй памяти 93-м, развитие и поддержка идеи бюджетного банка в 1995-м, голосование по поводу импичмента Президенту в 1996-м. Так что кандидатуру Виктора Ющенко представил парламенту не глава банковской комиссии, а его заместитель (а заодно уж и председатель биржевого комитета УМВБ) Вадим Гетьман, что и естественно, и понятно.

Относительно спокойное и безболезненное одобрение парламентом кандидатуры г-на Ющенко объясняется еще и тем, что к 5 февраля стало окончательно ясно: по-настоящему серьезных конкурентов (а не просто желающих возглавить НБУ) у Виктора Андреевича просто нет. Как, впрочем, и серьезных возражений против. Недоброжелатели таких возражений либо не нашли, либо - в силу малой компетентности - не смогли найти, либо (как вариант) искать не захотели. Все, что смогли предъявить оппоненты, сводилось к довольно бессвязным рассуждениям «от УСПП» по поводу того, что «масса денег в обороте должна соответствовать потребностям» (причем каждый критик имел в виду, безусловно, свои потребности), возмущалочке по поводу «сильно большой» доходности ОГВЗ (несколько не по адресу), традиционным стонам об отсутствии долгосрочных кредитов, ну и еще - в качестве претензии к главе НБУ - упоминалась ситуация в немецкоподданном «Градобанке». Вот и весь джентльменский набор...

Что сказал Ющенко. И не только...

Раз уж избрание, назначение и признание Виктора Ющенко состоялись, имеет смысл сказать два слова о проблемах, которые придется продолжать решать НБУ.

«Если правительством и парламентом будет принята стратегия, разработанная НБУ, то в 1997 году мы впервые сможем перейти от политики стабильных денег к политике постепенного обеспечения кредитами народного хозяйства», - сказал глава НБУ депутатам в «предвыборной» речи. И добавил, что без утраты стабильности и, соответственно, благодаря приросту депозитов, т. е. увеличению средне- и долгосрочных ресурсов банковской системы, общая сумма такого кредитования может составить что-то около 1 млрд. долларов, что, безусловно, приятно. Но...

Но тут не мешало бы взглянуть, о какой банковской системе и о какой экономике идет речь. Что до банковской системы, то, по признанию Виктора Андреевича, такой показатель, как ее капитализация, «был в свое время недооценен». Следует понимать так, что впредь НБУ будет всячески способствовать наращиванию банковского капитала.

Что касается денег в экономике, то, перечисляя претензии из «джентльменского набора оппонентов», мы одну - любимую - пропустили. «есть мнение», что в экономике наблюдается недостаток платежных средств, так называемых «широких денег», призванных обслуживать соответствующее количество валового внутреннего продукта. Качество такого обслуживания зависит от баланса параметров: количество денег и скорости их оборота. Так много у нас «широких денег» или мало? И что по этому поводу думает г-н Ющенко?

Отношение массы гривни в обороте к ВВП - 0,16. Если к этому добавить обращающиеся у нас доллары, марки, рубли, то уровень монетаризации украинской экономики - цитируем: «среднестатистический для европейских стран». Другое дело, что доля собственно гривни в «широких деньгах» невелика по сравнению с долей сильных валют. Такое положение вещей принято называть долларизацией. Но тут уж очевидно - чем стабильнее и предсказуемее ведет себя национальная валюта, тем меньше уровень долларизации. По словам Виктора Ющенко, в официальном обороте сей уровень уменьшился за последнее время с 37 до 17%. Но опять-таки - увы - по самым скромным подсчетам вне банков «крутится» валюты на сумму 14 - 15 млрд. грн., что раза в полтора больше официальной денежной массы. Поскольку ждать милостей от налички не приходится, а привлечь деньги в официальный оборот необходимо, предлагается выпускать гособлигации для населения и доходы от них не облагать налогом (по крайней мере, так сказал Ющенко). Деньги населения традиционно являются наиболее дешевым ресурсом. И - в наших условиях - наиболее трудным для привлечения. Так что поле деятельности тут открывается громадное.

Дальше. Валютная политика (коридор, не коридор) и правительственные займы (ОГВЗ), внешнее финансирование (дадут ли вообще, а если дадут, то что: 9-й транш стэнд-бая или программу расширенного финансирования) - тут слишком многое будет зависеть от правительства и парламента, поскольку все перечисленное - суть производная от той бюджетной политики и бюджетных параметров, которых пока нет. Подождем.

Что до обещанных (без особой логики) в ближайшее время еврооблигаций Украины, то мы их таки дождемся. Но говорить об этом автору просто сейчас не хочется - эффект (в госмасштабе) небольшой, а возни вокруг того: кто, когда, кому и сколько - слишком много.

В ответном слове, после избрания, Виктор Ющенко поблагодарил парламент «за сотрудничество, которое чувствовал НБУ все четыре года». А главный - и утешительный - итог на сегодня в том, что преемственность и стабильность политики НБУ соблюдена и сохранена. Продолжение следует.