UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЕСЕННЕ-ПОЛЕВОЙ РОМАН: ЧТО ВИДЯТ ПРИЛЕТЕВШИЕ ГРАЧИ

Пробуждение спящей красавицы оказалось похмельным и тяжким. Здоровый консерватизм сельского хозяйства Украины оказывается слишком здоровым, чтобы справиться со своими болезнями...

Авторы: Михаил Коломиец, Лариса Гук

Пробуждение спящей красавицы оказалось похмельным и тяжким. Здоровый консерватизм сельского хозяйства Украины оказывается слишком здоровым, чтобы справиться со своими болезнями.

Парадоксальные явления времени посрамили скептиков-политэкономистов: рыночный социализм возможен, и сельское хозяйство Украины тому доказательство. Это когда считать деньги уже научились, но пока непонятно, где эти деньги взять, полагая, что источники денег измениться не должны.

Острота ощущений весенне-полевого романа Украины со своим сельским хозяйством год от года притупляется (на новом канцелярском языке это называется «движение по пути рыночных реформ»), но чувства эти пока остаются достаточно захватывающими.

Семена

Процесс подготовки семян для ждущей земли сейчас выражается в первую очередь в подаче правительству заявки на семена яровых культур. По словам Леонтия Зиневича, начальника Главного управления земледелия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Украины, сельскохозяйственным предприятиям планируется предоставить 120 тыс. тонн семян яровых культур; всего хозяйствами подано заявок на

170 тыс. тонн семян; заявки продолжают поступать.

Для проведения весеннего сева необходимо около 1,5 млн. тонн семян яровых культур. По осенним отчетам, семенные фонды вроде были в порядке - нужное количество семян заготовлено. Однако, по слухам, зимой часть его была скормлена скоту. Дело в том, что правительство надеялось на хозяйства, у которых семян больше, чем это необходимо для их пахотных площадей, и эти семена вроде бы предназначались хозяйствам, испытывающим дефицит. Но дележ с соседом происходит туго.

Кроме того, заявляет о себе уже ставшая привычной кукурузная проблема. Государство собрало заявок от хозяйств на 95 тыс. тонн семян кукурузы. По тем же слухам, эти заявки собирались очень активно и целеустремленно, поскольку уже второй год в правительстве не знают, куда пристроить лишнюю кукурузу, хранящуюся в государственных закромах. В общем, пока что хозяйства забрали

9,7 тыс. тонн семян.

Министерство настаивает на том, чтобы хозяйства засевали кукурузой площади озимых, подлежащие пересеву, - около 800-900 тыс. гектаров. Хозяйства считают более выгодным сеять по погибшим озимым ячмень.

В прошлом году неиспользованными остались около

2,5 млн. гектаров пахотных земель (10% от всех площадей). По официальной версии, они под черными парами, хотя злые языки утверждают, что, скорее, под бурьяном.

В этом году неиспользованными, по всей видимости, останутся около 3 млн. гектаров и таким образом некоторые страсти по семенам улягутся сами собой.

Топливо

Несмотря на то, что украинский бензиновый рынок испытывает минимальное административное давление, подавляющую часть топлива поставляет государство. По данным на 28 марта, уполномоченный правительством Государтвенный комитет по материальным ресурсам преуспел на 280 тыс. тонн дизельного топлива.

Всего же государство планирует этой весной поставить сельскохозяйственным предприятиям 900 тыс. тонн дизельного топлива по 475 гривен за тонну.

Около 110 тыс. тонн солярки уже использовано. И неожиданно выяснилось, что хозяйства жалуются на низкое качество топлива, содержащего недопустимое количество парафина, из-за чего техника останавливается.

Комитет по ресурсам, как водится, отказывается указывать происхождение закупаемого топлива.

По информации Государственного комитета по стандартам, в январе-марте этого года была проведена проверка 138 украинских нефтяных баз. Из проверенных 26 281 тонны нефтепродуктов десятая часть не соответствовала техническим требованиям или не имела сертификатов соответствия.

Хозяйства, не заключавшие договоров с государством, обратились с просьбой к министерству обеспечить им поставку топлива на условиях расчетов сливочным маслом - около 20 тыс. тонн - по эквиваленту, который должен быть определен в ближайшее время.

22 апреля ожидается прибытие в Украину очередной партии - 100 тыс. тонн дизельного топлива - по американской кредитной линии по контракту с государственным предприятием «Укрнефтепродукт». Кроме того, «Укрнефтепродукту» должен быть передан контракт американцев с концерном «Славутич», предполагавший поставки около 580 тыс. тонн дизельного топлива на 20 млн. долларов.

Цена дизельного топлива на рынке составляет сейчас 445-455 гривен за тонну.

В этом году негосударственные компании неохотно используют схему фьючерсных контрактов - поставки топлива с расчетом продукцией будущего урожая. И их можно понять: в прошлом году фьючерсный бартер достаточно широко использовался, но осенью многие контрагенты-председатели колхозов оказались неаккуратными плательщиками, что, в основном, закончилось для них неприятными разговорами со своими кредиторами, не более.

Техника

В целом, технический парк сельского хозяйства располагает необходимым количеством машин и положенного оборудования к ним. В подавляющем большинстве - это техника советского производства, которую к середине марта на три четверти привели в боевую готовность.

В марте знаменитый «Южмаш» направил сельскому хозяйству 500 своих тракторов; скупо, но все же происходит бюджетное финансирование производства харьковских тракторов.

Всю зиму активно обсуждалась возможность закупки немецких или американских тракторов. Разговоры окончились ничем, и, возможно, отсутствие результата обусловлено, прежде всего, негативным опытом закупок американских комбайнов John Deere.

Сами комбайны тоже вызывают нарекания, выражающиеся в том, что они «слишком хороши». Но это полбеды, хуже с расчетами за них.

Комбайны John Deere поставляются за счет средств американской кредитной линии общим объемом

250 млн. долларов. Дела с американцами уполномочена вести «Украгропромбиржа».

В 1996 году Украина получила 600 комбайнов, на которые с хозяйствами заключены лизинговые договоры (рассрочка на 5 лет). Сельхозпредприятия должны были рассчитаться

180 тыс. тонн продовольственного зерна. Рассчитались приблизительно 30 тыс. тонн.

15 апреля будет произведен первый платеж за комбайны John Deere - 16 538 184 доллара, которые будут уплачены из государственного бюджета.

По словам президента «Украгропромбиржи» Виктора Тимченко, должен быть проведен зачет между сторонами-должниками с использованием зерна, хранящегося в государственных элеваторах и принадлежащего хозяйствам, которые имеют задолженность за комбайны John Deere.

В 1997 году за эти комбайны, которых должны поставить четыреста, можно будет рассчитываться также другими видами продовольствия.

Рассказывают, что от злосчастных американских комбайнов прошлым летом шарахались, как черт от ладана. Во-первых, John Deere обладает совершенно ненормальной, по сравнению с родной «Нивой», высокой производительностью, а ведь каждый комбайнер зарабатывает от намолоченного, то есть принцип социальной справедливости нарушается крайне грубо. Во-вторых, John Deere имеет недопустимый конструктивный недостаток: из него нельзя отсыпать себе на поле мешочек зерна. В общем, говорят, что некоторые хозяйства, впутавшиеся по наивности в аферу с американскими комбайнами, устраивали John Deere торжественные проводы, найдя других дураков, желающих вкусить блага американского машиностроения.

Удобрения

Сколько площадей посевов в прошлом году осталось без удобрений - точно не знает никто, а как и то, сколько зерна прошлого урожая можно без всяких скидок назвать продовольственным. Известно точно, что немного.

В этом году украинским химическим заводам уже заплачено 120 млн. гривен за поставки удобрений сельскому хозяйству. Согласованный в боях график почти выполняется - на 75%. Правда, специалисты прогнозируют, что в запланированных объемах удобрения все равно не будут поставлены.

Между тем, по ходу возникают непредвиденные осложнения: хозяйства отказываются забирать дорогие удобрения, в частности аммофос, заменяя его суперфосфатом. Хотя за все уже заплачено или будет заплачено.

Удобрения поставляются как аванс по государственному заказу: предполагается, что за них хозяйства должны сдать 1,5 млн. тонн зерна.

Задолженность села за удобрения, поставленные в 1996 году, -

32 млн. долларов. Государственный концерн «Украгрохим» подготовил предложения правительству о временном прекращении поставки удобрений тем, кто задолжал за удобрения 1996 года.

Химическая промышленность имеет серьезные проблемы с производством фосфорных удобрений, которые вносятся в почву при севе. От их производства отказались двое из четырех - черкасский и северодонецкий заводы «Азот».

Апатитовый концентрат для производства фосфорных удобрений должен закупаться уполномоченной правительством «Укрвнешхимпром» за счет средств от продажи химическим заводам газа из государственного резерва. Из запланированных 390 тыс. тонн концентрата удалось пока купить 52 тыс., поскольку заводы газ почти не закупали.

Деньги

Сейчас хозяйствам, заключившим договоры на поставку зерна по государственному заказу, выделено около 600 млн. гривен авансом, в том числе:

- топлива - на 154 803 тыс. гривен;

- семян - на 125 563 тыс.;

- минеральных удобрений - 121 920 тыс.;

- техники - 67 308 тыс.;

- запасных частей - на 33 500 тыс.;

- деньгами - 26 500 тыс. гривен.

Всего по государственному заказу на зерно должно быть предоставлено авансов на

680 млн. гривен - из расчета половины стоимости заказа на 5 млн. тонн зерна. Предполагается, что эти деньги будут выплачены к середине апреля.

Есть еще так называемый региональный заказ, заключаемый областными властями. Авансы в этом случае не предусматриваются. Исходя из этого, региональный заказ идет туго.

За прошлый год государство остается должно за 277 тыс. тонн зерна - 71 млн. гривен. Согласно условиям договоров по заказу, неоплаченное до 1 января 1997 года зерно считается собственностью сдавших его хозяйств. Не трудно догадаться, что продолжает и сейчас считаться их собственностью, но взять его из элеватора - задача не для председателя колхоза.

Вообще-то, общую задолженность украинского сельского хозяйства оценивают сейчас в 1750,9 млн. гривен. Сумма абсолютно гипотетическая, поскольку о возврате этих средств никто всерьез и не думает.

Банк «Украина», носящий звание Агропромбанка, однако, продолжает кредитование сельского хозяйства: в первом полугодии планирует предоставить 268,5 млн. гривен среднесрочных, как правило, под 35% годовых. Сейчас из этих средств выдано около 150 млн. гривен. «Украина» работает с 25% из 11 тыс. украинских сельскохозяйственных предприятий, с теми, кого считает платежеспособными.

В неформальных беседах сотрудники «Украины», отвечая на вопрос о целесообразности выдачи таких кредитов, обреченно машут руками; создается впечатление, что сработает инерция названия банка, заставляющая воспринимать требования денег серьезно.

Вариант единственно эффективный

и поэтому абсолютно нереальный

Представим себе хорошо отработанный в других постсоветских странах, но абсолютно дико звучащий для Украины вариант: принудительная приватизация сельского хозяйства.

Каждому из председателей колхозов выдается бумажка (лучше почтой) о том, что он и его славная команда колхозников - полноправные и единственные хозяева своей земли. Короче: землю - крестьянам, а воду - матросам. На любые возражения местная власть должна сочувственно и недоуменно разводить руками: мол, ничего не поделаешь.

После этого Кабинет министров через газеты «Сільські вісті» и «Голос Украины» объявляет о том, что на следующий год уже заключен фьючерс на продовольствие с Голландией, Словакией и т.д. Фьючерс этот стоит 300 млн. долларов, и заплачено будет из того миллиарда, который правительство тратит на закупку продовольствия в Украине. Таким образом, дается понять, что в случае чего мы и на остальные 700 миллионов там же прикупим.

И нечего бояться «социальных беспорядков среди широких слоев населения». Ну перегородят кое-где железнодорожную магистраль - так на это законы существуют. Ну выльют на Крещатике цистерну молока демонстративно в канализацию - так лейте себе на здоровье, поскольку молоко ваше и вы, как свободные люди, можете делать с ним все что угодно.

А куда же в таком случае бедному крестьянину податься (а правильнее было бы сказать - бедным председателям колхозов)? А на поле, куда ж еще?

Мечтой живем...