UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВАУЧЕРНАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ ПЕРЕРАСТАЕТ

ИЗ ВЯЛОТЕКУЩЕЙ В ХРОНИЧЕСКУЮ За истекшее полугодие на шести аукционах Херсонского регионального центра для открытой продажи предложены акции 869 предприятий страны, из них 55 - херсонские...

Автор: Владимир Рыбалка

ИЗ ВЯЛОТЕКУЩЕЙ В ХРОНИЧЕСКУЮ

За истекшее полугодие на шести аукционах Херсонского регионального центра для открытой продажи предложены акции 869 предприятий страны, из них 55 - херсонские.

Из 35 предприятий области на 24-27-м аукционах 22 продали свои пакеты в объеме более 70 процентов уставного фонда, 11 - менее 70 процентов, а 2 - не получили ни одного приватизационного имущественного сертификата.

На 30-м июльском аукционе предлагались акции 16 местных предприятий. Из них только два расположены в областном центре, остальные - преимущественно средние, обслуживающие агропромышленный комплекс региона. Как и ожидалось, наибольший интерес проявлен к акциям ОАО «Херсонский нефтеперерабатывающий комплекс». Спрос на небольшой пакет (почти 5,2 процента уставного фонда) более чем в 30 раз превысил предложение. А как с остальными объектами приватизации?

Время тоже

имеет стоимость

Результат закономерен, обусловлен ажиотажем вокруг ХНПК, поднятым задолго до аукциона. Различные варианты будущих имущественных отношений между государством, коллективом и инвестором, а также производные от них планы размещения акций создали предприятию имидж высокодоходного. Даже само слово «нефть» в его названии для многих владельцев ваучеров, да и торговцев ценными бумагами, идентифицируется со словом «деньги». Тем не менее, генеральный директор ХНПК Анатолий Сомиков иного мнения на сей счет.

- Если бы передо мной стояла задача выгодно вложить большие средства, - считает он, - я бы не спешил стать хозяином нашего предприятия. Завод прежде всего нуждается в стабильной поставке сырья, а денежные вложения я бы поставил на второе место. Ведь при работе на полную мощность мы смогли бы обновить оборудование за счет собственных накоплений. Любой иной способ инвестирования не снимет проблему надежного обеспечения нефтью.

Обеспечить поставки сырья, понятное дело, под силу солидному инвестору, настоящему собственнику. Приобретаемые же финансовыми посредниками небольшие пакеты акций, как правило, предназначены для спекуляции на вторичном рынке. Порой ведь небольшой пакет, весом в один-два процента, оказывается решающим для обретения контрольного. На это и рассчитывают.

Тем не менее, драчка за лакомый кусочек началась в Херсоне вместе со льготной продажей акций членам коллектива. Некое ООО «БОН-инвест», к примеру, объявило в местных СМИ о скупке акций. По сведениям из различных источников, разные покупатели платили от 0,5 до двух гривен за акции номинальной стоимостью в 50 коп. В то же время грубые подсчеты рыночной стоимости акций показывают, что она уже сейчас составляет никак не меньше трех гривен за каждую. А будет продаваться по цене, которая неизвестно когда сложится. Предприятие относится к стратегически важным, и дальнейшая приватизация пойдет по особой схеме. Как бы то ни было, сам факт скупки акций на корню свидетельствует об активизации вторичного рынка и его можно считать явлением положительным.

Вместе с тем и отрицательным. Психология торговца акциями мало чем отличается от психологии лавочника, и логично предположить, что торговцы ценных бумаг будут вести себя по принципу: дешевеют - придержим, дорожают - сбагрим. И это нормально при развитых рыночных отношениях, но не при первичном дележе государственного пирога: не исключено, что тактика ожидания цены будет помехой в определении истинного хозяина. А это - потеря времени для предприятия, которое, по мнению многих специалистов, в нынешнем режиме долго не протянет.

Головная боль

о 51 проценте

Сложнее складывается судьба других предприятий-участников июльского аукциона. За редким исключением, посредник ими не интересуется, перспектива некоторых и вовсе туманна по причинам, не зависящим от финансовых показателей.

Ивановская пищевкусовая фабрика - предприятие откровенно старое. Основные фонды изношены почти на 90 процентов. Разнообразием выпускаемой продукции не отличается: хлеб, горчица, подсолнечное масло, безалкогольные напитки из порошкового полусуррогата, еще какая-то мелочь.

- Ничего другого мы и не можем делать, - говорит директор фабрики Николай Гришко. - Для конкурентоспособной продукции необходимо современное оборудование, но за какие деньги его приобретать? Могли бы выпускать рафинированное масло, товар ходкий, пользуется спросом да и стоит подороже. Но за новое оборудование просят 60 тысяч гривен - сумма для нас нереальная. И так все остальное, за что ни возьмись. Инвестор нам нужен, хозяин. А такая приватизация… Да кому она нужна!

Честно говоря, меня несколько смутила категоричность директора. Но если призадуматься… Сорок работников вместе с руководством могут рассчитывать на льготные 14 процентов, 10 - остается в распоряжении ФГИ, 25 - предложено на аукционе. Оставшийся пакет в 51 процент, согласно закону об особенностях приватизации в АПК, должен достаться сельскому товаропроизводителю. Благо бы, одному. Так ведь эти проценты «размазаны» на коллективы 17 хозяйств Ивановского района. Ко всему, владельцем акций должно стать физическое лицо, то есть селянин, который свой ваучер уже вложил в какое-то предприятие. Это в лучшем случае. Как правило, сертификаты давным-давно перекочевали к перекупщикам, тем, которые назойливо возвещают на рынках о своем желании приобрести: «Золото - ваучеры!», «Ваучеры - золото!»

Хозяйство в принципе могло бы выступить финпосредником от имен своих работников. Но чтоб заняться подобным, необходимо иметь лицензию, специалистов. Нашим же сельхозпроизводителям не до того, своих забот хватает. С другой стороны, любое КСП, как юридическое лицо, владея хотя бы небольшим пакетом акций предприятия-переработчика, было бы заинтересовано в его процветании. Да у него денег нет.

- Такие небольшие перерабатывающие предприятия - наша головная боль, - говорит начальник отдела Херсонского ФГИ Татьяна Камышан. - Как правило, больше всего проблем именно с их акциями - слишком уж трудно идут. А ведь для размещения законодательно определен годовой срок. Берут их неохотно, через год мы вынуждены выставлять пакеты акций этих предприятий на аукцион, за приватизационные сертификаты, затем - за компенсационные, и только после этого их можно продавать через фондовую биржу. Приватизация затягивается на годы, отвлекаются специалисты, тратятся деньги, упускается время. А результат - мизерный.

Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы прогнозировать такой же грустный результат и по иным причинам. Предположим невозможное: ивановцам удалось разместить акции с первого захода. В таком случае все равно хозяина ждать наивно. Акции фактически распылены среди великого множества мелких собственников, которых и собрать-то невозможно. Выходит, хозяином предприятия не станет ни коллектив, ни кто-либо иной. Увы, от такой приватизации деньги в кассе не зашелестят, предприятие остается в столь же бедственном положении, что и до нее. А у парламентариев, принявших столь ущербный закон, будет возможность в очередной раз указать на отсутствие положительного эффекта от приватизации.

Наверное, для коллектива, для Ивановского района да всей области было бы намного лучше, если бы фабрику купил, как говорится, с потрохами какой-нибудь хозяин, пусть за символическую цену, да вдохнул бы жизнь в полуживое производство. А перспектива для него просматривается: Ивановка - это же глубинка, а следовательно, сельские приусадебные хозяйства - неплохая сырьевая база. Но пока ивановцы переживут все этапы приватизации, от фабрики вряд ли что останется.

А дальше что?

Ивановское предприятие хоть работает, имеет небольшую прибыль. Но на аукцион выставлены акции, прямо скажем, заведомо безнадежных «больных». К примеру, предприятие «Херсонмонолитстрой» приватизируется уже более двух лет, четвертый раз участвует в аукционе, и, похоже, конца этому не видно. Не разумнее ли такие предприятия просто ликвидировать или найти вариант перепрофилирования? Возможны, наверное, и другие пути, только не бесконечная тягомотина.

Проблем и неопределенностей в сложном деле ваучерной приватизации - хоть отбавляй. Как-то идет она по инерции, по кругу. Люди пассивны, чувствуется психологическое неприятие дела руководством да и неподготовленность специалистов хозяйств.

Объяснение этому найти можно. Скажите, как растолковать не очень экономически подготовленному гражданину заумное понятие «корпоратизация», которое в переводе на нормальный язык означает всего лишь переименование обычного предприятия в некое акционерное общество со стопроцентной государственной долей собственности. Председатель не менее условного правления АО - всего лишь обычный директор (менеджер, управляющий), с которым хозяин, в данном случае государство, заключил договор на выполнение функции руководителя сроком на 5 лет? Как объяснить необходимость нашей хронической ваучерной приватизации, от которой, как известно, ни денег не появляется, ни хозяина.

Подобных сложностей информационно-пропагандистского плана больше чем достаточно. Надо отдать должное работникам херсонских служб приватизации - они выезжают на места, встречаются с людьми. Но могут ли объять необъятное немногочисленные коллективы и могут ли переломить настроение людей в условиях давно уже дискредитировавшей себя вялотекущей ваучерной приватизации?