UA / RU
Поддержать ZN.ua

«В УКРАИНУ ПРИШЕЛ АГРЕССОР ПО ИМЕНИ «ДЭУ»

Эти слова прозвучали на последнем «круглом столе» в украинском представительстве Всемирного банка...

Автор: Александр Березняк

Эти слова прозвучали на последнем «круглом столе» в украинском представительстве Всемирного банка. Хотя назывался он «Индустриальное развитие и общенациональные проекты в Украине», но фактически свелся к обсуждению постановления правительства по повышению таможенных барьеров для импортных автомобилей «не первой свежести» во славу автостроительного тандема «Дэу - АвтоЗАЗ».

Дуэль получилась на славу. Первый выстрел сделал советник по вопросам экономики Всемирного банка Джон Хансен, подготовивший цифровые выкладки по обсуждаемой проблеме. Из них следовало, что при введенной защите отечественного производителя 250 тыс. автомобилей в год Украина будет терять на каждом из 20 тыс. рабочих мест $7500 при нынешней средней зарплате в $86. Хотя господин Хансен всячески подчеркивал, что это не имеет отношения к глубокоуважаемой им компании «Дэу», тем не менее в заключение заметил: таких стратегических инвесторов нужно, конечно же, поощрять, но не путем протекционизма.

Ответный выстрел произвел президент Госинвеста Владимир Кузнецов. Если бы «АвтоЗАЗ» выпускал, как в былые годы, 150 тыс. машин в год, предмет спора имел бы место. Но в прошлом году эта цифра не превысила 6 тыс. Посему расчет господина советника не только некорректен, но противоречит мнению такого известного предпринимателя, как президент концерна «Крайслер» Ли Якокка. В свое время тот сказал по поводу импорта японских автомобилей в США: «Мы импортируем не автомобили, а безработицу». Украина же, ввозя ежегодно автомобили на сумму $1,6 млрд., фактически инвестирует зарубежное машиностроение.

Но более всего удивил своей агрессивностью президент «Daewoo Motor Ukraine» Ли Пил Чо. Слова, вынесенные в заглавие, принадлежит именно ему. Если Украина опасна для инвесторов, то «Дэу» - для конкурентов. Скажем, модель «Нексиа» по качеству близка к «Опель-Астра», но на 40% дешевле. И поэтому весьма популярна на австрийском рынке, где «Дэу», как известно, не строит никаких заводов. В Украине же компания надеется с помощью правительств обеих стран создать одну из лучших в мире автоиндустрий, хотя сегодня здесь нет ни технологий, ни ресурсов.

Что касается обвинений в монополизме и протекционизме, то на начальной стадии так происходило во всех странах. Именно благодаря такой политике корейцы практически не приобретают чужие машины. Правда, чтобы развить ведущие отрасли своей промышленности, Южная Корея пожертвовала сельским хозяйством. Вот и Украина должна четко определить приоритеты своего развития - на все ресурсов и мозгов не хватит…