UA / RU
Поддержать ZN.ua

В ЧАЙНЫЙ РЯД — СО СВОИМ САМОВАРОМ,

или Еще раз о рождении собственного производителя Анализируя ставки импортных таможенных пошлин, невольно приходишь к выводу, что экономическая обоснованность здесь зачастую составляет лишь вершину айсберга...

Автор: Алексей Кучер

или Еще раз о рождении собственного производителя

Анализируя ставки импортных таможенных пошлин, невольно приходишь к выводу, что экономическая обоснованность здесь зачастую составляет лишь вершину айсберга. А на дне всегда чьи-то интересы.

По товарному признаку наш импорт можно разделить на энергоносители и другое. Первое - это всегда политика, и если подлежит экономическому анализу, то выполняется он зачастую в детективном жанре. Мы же попытаемся рассмотреть одну из самых мирных (в политическом смысле) частей второй группы, а именно - импорт чая.

Для большинства из нас чай - это любимый напиток. Для некоторых - бизнес. Для многих - загадка: почему уже пять тысяч лет листки чайного куста являются предметом не только восхищения и всяческих наблюдений, а и платежеспособного спроса?

По наиболее распространенной легенде родина чая - Китай. Там более пяти тысяч лет тому назад китайский правитель, который стал первым кипятить воду для употребления, получил наслаждение от аромата заваренных в кипятке сухих листков какого-то растения, случайно попавших в чашку с водой. Он приказал отыскать это растение и высушить. Так началась история чая. Тот чай, который пьем мы, является результатом большой череды экспериментов и исследований. Многие рецепты, купажи, способы производства утрачены во времени.

Сегодня мы имеем пять основных разновидностей чая, а именно: черный, красный, зеленый, ароматизированный и травяной или цветочный. Все они, кроме последних, производятся из почек и двух верхних листочков ветки чайного куста. Разница между ними только в последующей обработке. Черный чай - наиболее популярный: его производство составляет около 80% общемирового. Основное отличие - процесс полной ферментации, которому деформированный чайный лист подвергается при высоких температурах в специальных печах. Красный чай, в отличие от черного, проходит лишь частичную ферментацию. А зеленый чай только высушивают до определенного уровня влажности, в основном в природных условиях, затем сортируют по размерам листа и упаковывают. Несмотря на отсутствие процесса ферментации зеленый чай сохраняет многие природные и целебные свойства, благодаря чему в последние годы во всём мире растет его популярность. Ученые США и Канады, исследуя действие зеленого чая на организм человека, доказали, что он является не только тонизирующим напитком, который успокаивает нервную систему и повышает трудоспособность человека, но и предупреждает многие заболевания.

Независимо от высоких цен в этом сезоне потребление чая в мире имеет тенденцию к постоянному росту и торговля на аукционах идет оживленно.

Продержавшись с начала 1997 года почти до конца сентября на уровне 2,45 - 2,5$/кг, в ноябре - декабре цены на чай несколько снизились. На протяжении первых месяцев 1998 года цены на чай среднего качества существенно меняться не будут и составят около 2,2 - 2,45$/кг. Это обусловлено низким уровнем запасов почти во всех странах-производителях, повышением уровня потребления и быстрым завершением сезона, который не даст возможности существенно пополнить эти запасы.

После хаоса экспортно-импортной деятельности начала 90-х годов рынок чая, как и все остальные рынки, в Украине формировался из сотен случайных импортеров, которые постепенно, с усилением конкуренции, объединялись и исчезали, приспосабливаясь к новым условиям существования. Основных трейдеров, которые сегодня действуют на нашем чайном рынке, можно условно разделить на две группы. Первая - это предприятия, которые представляют в Украине общеизвестные марки чая, производимые мировыми лидерами чайной торговли. Основные среди них:

- СП «Агроинвест», представляет немецкую фирму «Андреас Пукала Интернешнел» (торговая марка «Pukala»),

- «Фенерон Трейдинг», представляет голландскую фирму «Дау Егбертс» (торговая марка «Pickwick») и др.

В другую группу входят два предприятия, которые разработали и внедрили в производство собственные торговые марки чая. Это «Эланда» (одноименная торговая марка) и «Мономах» (торговая марка «Мономах», «Князь»).

Ещё в 1991 году чай вошёл в группу товаров первой необходимости. В соответствии с этим решением на украинском рынке чая ощущалась стабильность государственного регулирования (ставка импортной пошлины составляла 5%). Однако в прошлом году, в соответствии с изменениями ставок импортной пошлины на некоторую продукцию, введена нулевая ставка на чай, который ввозится в расфасовке более 10 кг, и до 20% повышена ставка пошлины на импорт чая в расфасовке менее 10 кг. Как известно, до этого предпринималась попытка разграничить импорт чая в зависимости от фасовки. А именно, 22 августа 1997 года постановлением Кабинета министров по кодам ТН ВЭД была выделена группа нефасованного чая и для неё введена отдельная ставка 5% (для остального - 10%). По-видимому, посчитав эти действия недостаточными, уже в октябре того же года правительство устанавливает нулевую и двадцатипроцентную ставки пошлины. И в этом смысле представляется уместным поговорить о щедрости. А как иначе назовёшь подарок производителю? Нулевая ставка пошлины влетит бюджету в копеечку - 5-6 миллионов долларов в год (замена 20%-й пошлины на нулевую при условии переработки всего объёма импорта чая в Украине). Царский подарок. И всё для него - для родного производителя.

Стыдно даже как-то после этого говорить, что производителя-то в Украине почти нет. А если быть точным, то, по данным Минстата, в 1996 году чаеразвесочным бизнесом занимались... два предприятия, которые, работая на импортном сырье, покрывают около 5% украинского рынка. То, что в 1997 году их больше не стало, - сомнений нет, во всяком случае до октября предпосылок не было. Теперь предпосылки есть, но пока все, кто хочет торговать хорошим чаем, платят 20% пошлины. Потому что, как оказалось, сами мы его качественно фасовать не умеем. Деньги идут в бюджет, ибо чая мы с вами пить меньше не стали, а трейдеры меньше зарабатывать не привыкли. А значит, пошлина эта стала прямым налогом (как акцизный сбор) и этим чай ставится в один ряд с подакцизными товарами. Все налоги платит тот, кто пьёт. И если так дело пойдёт, то чай действительно может из второго после воды (по дешевизне) напитка превратиться в Украине в предмет роскоши. (Хотя нет, до этого не дойдёт. Опыт котрабанды у народа огромный - не подведёт.)

Как может развиваться ситуация дальше? В первую очередь встает вопрос о технической способности нашей чаеперерабатывающей промышленности удовлетворить потребности потребителя по качеству и количеству. Сегодня, в большинстве, качественные показатели чая, который расфасовывается в Украине, не соответствуют растущим требованиям украинского потребителя. Тенденция к повышению спроса на качественные виды чая, отмечаемая сейчас многими аналитиками и трейдерами на российском рынке, начинает ощущаться и у нас. Успеет ли украинский производитель, используя данные ему льготы, осуществить переоборудование предприятий? Отвечая на этот вопрос, проведём простейшие расчёты. Принимая стоимость оборудования для фасовки чая за 100 тыс. долларов, закупочную цену балкового чая за 1,5 доллара США за килограмм и при стабильной цене внутреннего рынка, в сегодняшней ситуации только за счёт нулевой ставки пошлины предприятие сможет приобрести оборудование примерно за полтора года при условии использования для этого собственных средств.

На начало 90-х годов, когда наша промышленность работала на полную мощность, в Украине перерабатывалось около 8000 т чая, а в 1996 году этот показатель не превышал 1 000 т. Для сравнения: только за 10 месяцев 1997 года в Украину было импортировано около 8000 т чая (рассчитано на базе таможенной статистики).

То есть в ближайшем будущем на базе существующего в Украине производства невозможно покрыть даже четверти потребности населения в фасованном чае. И, соответственно, довольно скоро следует ожидать последствий диверсификации ставок импортной пошлины на чай:

- цены на чай повысились и будут расти дальше, в том числе благодаря 20%-й ставке пошлины. Даже перерабатывающие предприятия в ближайшей перспективе будут придерживаться высоких цен, увеличивая свои доходы;

- еще один фактор, который будет стимулировать повышение цен на внутреннем рынке, - отвлечение средств трейдеров для закупки и введения в действие оборудования для фасовки чая. Использование чужих стоит дороже;

- среднее для украинского рынка качество чая снизится из-за повышения цены при фиксированном уровне платёжеспособности украинского потребителя.

Безусловно, в отдаленной перспективе при условии высокой прибыльности отсутствие перерабатывающих мощностей не остановит этот бизнес и обострение конкуренции между «чистыми импортерами» и импортерами-переработчиками неизбежно приведет к снижению цены. И тут многое зависит от государства. Одно дело - стимулировать существующего производителя и совсем другое - его создавать. Говорить об отмене регистраций, проверок и согласований во всех госслужбах, инстанциях и организациях не будем - нереально это. Да и несправедливо - чем «чайники» лучше текстильщиков, кожевенников и др.? Но чисто технические вопросы по созданию и производству оборудования для фасовки чая именно в нашей стране с ее ВПК, который постоянно простаивает и ищет возможности для использования своих мощностей, могли бы и предусмотреть. Именно тут бы и создаваться оборудованию для украинских чаеперерабатывающих предприятий. И именно сейчас. Но, к сожалению, этого не происходит, и оборудование мы, очевидно, будем завозить из той же России, где аналогичная система налогообложения чайного импорта была введена несколько месяцев назад и стоимость этого оборудования, даже при существовании наших аналогов, будет дешевле ровно на НДС.