UA / RU
Поддержать ZN.ua

УСИЛИМ НАШИ МЕРЫ

В баню ходит только тот, кому лень чесаться А.Лебедь, красноярский губернатор Безобразие! По не у...

Автор: Светлана Рябошапка

В баню ходит только тот, кому лень чесаться

А.Лебедь, красноярский губернатор

Безобразие! По не установленным наукой причинам что-то препятствует выполнению указа Президента «О мерах по обеспечению наполнения государственного бюджета и усилению финансово- бюджетной дисциплины». Окончательно этот факт выяснился к 16 ноября текущего года, когда Леонид Данилович подписался под новым указом — «О дополнительных мерах по усилению борьбы с коррупцией, другими противоправными действиями в социально-экономической сфере и обеспечению экономного расходования государственных средств». Уже 20 ноября о дополнительных мерах узнала вся страна и некоторые спросонья подумали, что на носу выборы. Примета такая: как только борьба с коррупцией и грозные обещания лишить нехороших чиновников хороших льгот — все, непосвященные начинают поглядывать наверх, приговаривая при этом: «Т-ц-ц, кажется, вождь собирается»… Посвященные, в свою очередь, правильно поняли сигнал: борьба с коррупцией и неофициальными доходами развернется нынче персональная и поименная. Для этого у Президента есть основания, а в указе есть специальный пункт.

Правительство должно немного подумать и после этого «определить и внедрить» один хитрый механизм контроля за неправедными доходами — косвенный метод называется. Теоретически это делается так: берется один государственный служащий вместе с его налоговой декларацией. Там, в декларации, записано, к примеру, что данная высокопоставленная персона доходу имела 13 тыс. грн. за год. Далее — с помощью друзей и близких персоны, а также обследования на местности — выясняется, что на эти трудовые деньги персона построила, скажем, домик в деревне (или в Пуще), купила пару- тройку симпатичных, но не игрушечных, машинок марки BMW («мерседес», «порше», нужное дописать), ну и потратилась еще на что-нибудь столь же скромненькое. После сравнения задекларированной суммы доходов с реальными расходами персоне можно устраивать темную — в полном соответствии с действующим законодательством и последним указом. Кстати, подобные методы предписано распространить не только на госслужащих, но и на «других лиц». Список лиц, правда, к указу не прилагается.

Предположим, что Кабмин и ГНАУ с поставленной задачей справятся, «другие лица» и даже госчиновники осознают, понесут (наказание в пределах посильных сумм) и начнут новую жизнь (возможно, в другой стране). Но уж следующее распоряжение Президента — вещь просто неподъемная. Необходимо «устранение причин и условий», порождающих коррупцию и другие противоправные действия. Тут даже авторский оптимизм дает сбой: трудно все-таки будет властям самоустраняться — они, власти, скорее всего с этим пока погодят.

Тем временем Президент строго запрещает служащим госорганов и даже членам их семей: восстанавливать силы по льготным путевкам в санаториях и домах отдыха, расширять кругозор за счет льготных же туристических путевок и многочисленных загранкомандировок, оплачивать полезные служащим и членам их семей социальные услуги за счет государства. Взамен предлагается поправлять здоровье с помощью пеших прогулок: «С 1 января 2001 года количество автомобилей для обслуживания должностных лиц государственных органов» должно сократиться не менее чем на 20%.

В результате этих и еще целого выводка аналогичных мер мы, простые украинские граждане, испытаем, конечно, моральное удовлетворение, а вместе с ним и все прелести общения со здоровым, но голодным чиновником. К тому же — нервным, благодаря нынешней кампании по экономии государственных средств. Впрочем, в указе нет пункта, запрещающего бизнес на бюджетных деньгах, так что голодными останутся не все подозреваемые.

Зато если гражданам взбредет подзаняться хозяйственной деятельностью, подлежащей лицензированию, то их скоро станут посылать в «специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования». В целях экономии, устранения волокиты и искусственных препятствий. Закон сохранения легальных расходов: путевки — минус, «новый орган» — плюс.

Сэкономленные в результате гривни пойдут на погашение задолженности по заработной плате, пенсиям и соцвыплатам.

Разумно, поскольку угроза преследований за коррупцию и некоторые трудности с расходованием заработанного на государственной службе приведут самих служащих в состояние нерешительности, а значит, услуги людей с растрепанными нервами подорожают. Так что население будет еще более остро нуждаться в денежных средствах: на жизнь и на благодарность внимательным к его нуждам чиновникам.

И вообще: с коррупцией бороться можно только за очень большие деньги. А за небольшие — бороться по чуть-чуть, дополнительно. И не с коррупцией.