UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРОЩЕНИЕ ЭНЕРГОПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Перспективы украинской энергетики: версия независимых поставщиков электроэнергии В электроэнергетике на сегодня закончился нервный период осенне-зимних максимумов...

Автор: Ганна Люта

Перспективы украинской энергетики: версия независимых поставщиков электроэнергии

В электроэнергетике на сегодня закончился нервный период осенне-зимних максимумов. По мнению членов Ассоциации независимых поставщиков электроэнергии, самое время поразмыслить: был ли это период последовательного спада или поступательного реформирования и развития и что дальше? Если учесть, что эта ассоциация контролирует около 30% украинского рынка электроэнергии, видимо, есть смысл прислушаться к их точке зрения. А для начала посмотрим глазами «независимых энерготрейдеров» на состояние электроэнергетики.

О грустном:

финансовые результаты

Итоги работы предприятий и компаний электроэнергетического сектора Украины, по мнению председателя правления Ассоциации независимых поставщиков электроэнергии Елены Золотаревой, выражаются цифрой 3,2 млрд. грн. - такова общая сумма задолженности потребителей электроэнергии. Весомой ее составляющей стали долги потребителей за 1997 год - 435,8 млн. грн. Реальные денежные платежи составили всего лишь 18% от стоимости всей использованной электроэнергии.

Вследствие этого предприятия сферы влияния Минэнерго смогли оплатить насущные ремонтные работы только на 55% от годового плана, а из 100 запланированных ремонтов энергоблоков было выполнено только 69.

Балансовая прибыль электроэнергетической отрасли в 1997 году составила 596,1 млн. грн. Однако ряд энергетических компаний при этом о рентабельности могли только мечтать. Е.Золотарева отмечает, что это вызвано, в частности, ростом технологических издержек при транспортировке электроэнергии (которые увеличились на 11%) и значительными убытками из-за неплатежей; нелегальным использованием электроэнергии (при несанкционированных подключениях к линиям энергопередач), а также несовершенством системы учета энергопотребления. Например, у «Закарпатэнерго» такие потери достигли 43,8% электроэнергии.

Вероятно, поэтому министр энергетики Алексей Шеберстов на заседании коллегии отметил, что одной из важнейших проблем сейчас является именно финансовое оздоровление отрасли.

С надеждой:

планов громадье…

Совместными усилиями Минэнерго, международных финансовых и консультационных организаций подготовлен проект оздоровления финансового состояния электроэнергетики страны. Проект этот, подчеркивает Е.Золотарева, нетипичен, так как не предусматривает, как обычно, исключительно административного способа стабилизации отрасли. Напротив - речь идет прежде всего о финансовых мерах стабилизации. Вероятно, прежний опыт убедил инициаторов реформирования в несостоятельности правил игры, которые попирают экономические реалии и только способствуют утверждению бесконечных исключений из правил.

Принципиальной в новом проекте реформ стабилизации является зависимая связь между финоздоровлением электроэнергетики и ее приватизацией. Е.Золотарева, выражая мнение независимых энергопоставщиков, надеется, что в этой связи вполне реальным может быть то, что деньги от приватизации отрасли станут финансовым стабилизатором электроэнергетики, а не уйдут исключительно на обеспечение госнужд в других сферах экономики. Надежду вселяют последние действия правительства по погашению задолженности бюджетников. У энергокомпаний появляется возможность существенно увеличить собственные оборотные средства.

Хотя далеко не всех устроит то, что постепенно бартер перейдет в сферу двусторонних контрактов, - ведь бартерные трансакции на 25-30% дороже денежных расчетов, отмечает глава Ассоциации независимых энергопоставщиков. Бартер аналогичен более дорогим кредитам.

Не всех участников энергорынка устроит и новый подход к взаимозачетам, на который, возможно, решатся Минэнерго, Минфин и НБУ. Он предусматривает при временном сохранении взаимозачетов перевод последних в форму банковских операций, а значит, налогообложение таких трансакций. Но энерготрейдеры, видящие свою перспективу на этом рынке, считает Е.Золотарева, должны поддержать правительство, если оно изберет этот путь: если финансовое оздоровление будет успешным, то дебиторы вскоре смогут начать выплату долгов независимым энергопотребителям. Активизировать этот процесс может реструктуризация долгов и задействование для компенсации долгов процедуры начисления надбавок к оптовой цене электроэнергии, поступающей на энергорынок, контролируемый НКРЭ.

Однако успех такого подхода зависит от внедрения эффективных механизмов сбора средств за электроэнергию, т.е. от платежной дисциплины потребителей и улучшения их финансового состояния.

Очень похоже на замкнутый круг...

Дисциплинарка

Одно из условий финстабилизации электроэнергетики - повышение платежной дисциплины энергопотребителей.

В 1997 году часть бесплатно поставленной потребителям электроэнергии составила 20%.

Более 20 тыс. должников не были отключены от сети энергопоставок. 30% потребителей невозможно отключить от энергосети в силу чисто технологических проблем.

Такая ситуация угрожает провалом финстабилизации: льготники и должники «съедят» даже те средства, которые могут поступить в электроэнергетику от ее приватизации.

Среди методов дисциплинирования энергопотребителей предлагается запрет энергопоставок с момента возникновения их задолженности, ограничение поставок бюджетникам в рамках предусмотренных бюджетом сумм и т. д.

Впрочем, пока неизвестно, какие конкретно санкции ожидают неплательщиков. При нормальных рыночных отношениях должники бы рисковали своим имуществом. Но в Украине существует запрет на приватизацию многих промышленных предприятий, числящихся в энергодолжниках. А также практикуется вмешательство чиновников в процесс легального «выбивания» энергодолгов (и долгов вообще). Да и процедура банкротства (в результате которой имущество должника передается в собственность кредитора) в Украине применяется пока крайне редко. Кроме того, энергодолги многих потребителей в несколько раз превышают стоимость их имущества.

Однако вышеназванные меры «укрощения» неплательщиков могут обернуться социальными проблемами: на улице могут оказаться сотни тысяч работавших в неплатежеспособных предприятиях.

Независимые энергопоставщики акцентируют внимание на том, что при всей необходимости применения таких методов они уместны только тогда, если параллельно будут задействованы реальные программы социальной защиты и занятости безработных. Источником финансирования таких программ они называют международные финансовые организации (мнение последних на сей счет пока неизвестно). Без их поддержки правительство Украины будет и впредь пасовать перед проблемой «Чем занять людей?».

Любому здравомыслящему понятно, что конкретные меры в отдельно взятой энергетике обречены на провал без радикальных преобразований во всей экономике страны, тем более без нормативного регулирования и соответствия требованиям действующего законодательства, выходящего далеко за рамки электроэнергетики.

Нормативка

Законодательное регулирование электроэнергетических отношений в прошлом году примечательно прежде всего тем, что парламент Украины принял Закон об электроэнергетике (остальные отрасли топливно-энергетического комплекса пока еще мечтают хотя бы о таком внимании законодателей). Независимые энергопоставщики видят значимость этого факта в том, что впервые за электроэнергией признана роль товара. Кроме того, отделены полномочия госуправления от госрегулирования отраслью.

Впрочем, отдельно взятое «энергетическое» законодательство ничего не значит без разумного общеэкономического регулирования. Тем более в условиях, когда потребители электроэнергии предпочитают не замечать нормативной обязательности платежей.

Законодательной проблемой независимые энергопоставщики считают и запрет на приватизацию сотен промышленных предприятий - наибольших энергопотребителей и, вместе с тем, должников. А также освобождение населения от уплаты пени за просроченные энергоплатежи. Правительство в этом смысле (при его долгах по зарплатам и пенсиям населению) понять можно, но энерготрейдерам, вынужденным кредитовать потребителей, от этого не легче. Тем более что долги государства за электроэнергию давно преодолели критическую планку и на сегодня никак не оформлены.

Privat

В последнее время Фонд госимущества Украины активно оглашает планы приватизации энергогенерирующих и других компаний из сферы электроэнергетики. И члены Ассоциации независимых энергопоставщиков крайне обеспокоены тем, что в результате смены собственника слишком мала вероятность того, что электроэнергетические предприятия перейдут под контроль опытных энерготрейдеров. Для большинства независимых энергопоставщиков получить контроль или значительную часть акций акционируемых энергокомпаний практически невозможно из-за значительной стоимости таких акций. Прежде предполагалось, что приватизацию в этой отрасли будет регулировать закон об особенностях приватизации в топливно-энергетическом комплексе. Но теперь, похоже, процесс этот будет регулироваться стандартными административными решениями, без особого учета стратегических интересов государства в этой отрасли и требований экологической безопасности. К тому же, процесс приватизации, похоже, выведен пока из поля зрения парламента. При таком подходе независимые энерготрейдеры не исключают негативных последствий приватизации электроэнергетики. Для них очевидно, что даже при условии полного нормативного регулирования отношений в электроэнергетике проблемой остается отсутствие законодательного регулирования реформ в этой отрасли и выполнение уже принятых законодательных актов.

Независимые энергопоставщики уверены, что выход из кризиса электроэнергетики невозможен без чрезвычайно жестких мер. Предполагается, что Минэнерго (с оглядкой на ожидаемый дефицит угля в первом полугодии 1998 года в 3,5 млн. тонн) уже в апреле вынуждено будет прибегнуть к отключению от энергосети максимального количества потребителей, отключению энергоблоков с тем, чтобы попытаться таким способом сэкономить топливо и сформировать хотя бы минимальные его запасы к июлю. В качестве первых шагов по стабилизации электроэнергетики независимые энергопоставщики считают четкое размежевание ответственности государства и рыночных институтов, проведение тендеров на право передачи в управление госпакета акций энергопредприятий частным компаниям, реструктуризацию существующих энергодолгов и одновременно широкое применение процедуры банкротства по отношению к должникам.

Но что на самом деле будет предпринято властью страны в энергетической отрасли, окончательно неизвестно. Тем более трудно что-либо прогнозировать с учетом парламентской неопределенности.