20 марта сего года на Херсонском хлопчатобумажном комбинате произошло негромкое событие, вполне, возможно, исторического для страны масштаба - экспериментальная линия по очистке хлопка-сырца выдала первое волокно. Эта продукция - не что иное, как начало поточного производства будущего хлопкоочистительного мини-завода, проектируемого и одновременно отлаживаемого. Работать он будет на отечественном сырье, выращенном и переработанном впервые после 1953 года, хотя началом хлопководства в Украине были еще тридцатые годы.
Событие произошло без модных в прошлом трибунных речей, без затертого «Поехали!». Все было до обидного прозаично.
- Пошла, - возвестил Анатолий Жук, директор акционерного общества «Коттон», он же организатор и вдохновитель события, - и куда она денется?!
Деваться ей в ближайшие год-два действительно некуда - она способна пропустить около тысячи тонн сырца, вероятный урожай хлопка в этом году. Когда-нибудь ее, возможно, передадут в музей. Не как экспонат технического совершенства, а как своеобразный памятник коллективу энтузиастов вовсе не машиностроительного профиля, который за семь месяцев от получения печати создал экспериментальную линию по переработке хлопка-сырца.
Смелость технических и организационных решений, нестандартное мышление авторов, умноженное на сжатость сроков, я бы оценил как мини-подвиг, совершенный в темпе выше рыночного. Но к месту вопрос - к чему нам эти подвиги в мирное время? Дело-то государственной важности, осуществляется в соответствии с решением Кабмина и работать было бы разумно по принципу: торопись не спеша.
- Мне кажется, - говорит Анатолий Васильевич, - здесь точнее будет сказать - спеши сейчас, а торопиться потом еще будем. Опытная линия, считайте, пущена, а к концу года предстоит подготовиться к строительству в селе Чулаковка Голопристанского района Херсонщины завод мощностью порядка трех тысяч тонн хлопка в год. Дело реальное, хотя и трудное.
Наша работа ведется во исполнение директивы Кабмина о важнейших мероприятиях на текущий год. Вот он, пункт 17: «Провести поисковые работы относительно возможности возрождения хлопчатника на юге Украины и внести предложения правительству к декабрю 1996 года». Эта директива разверстана Министерством экономики до Минпрома, НАН Украины, Минводхоза и Минсельхозпрода. Все эти звенья замкнуты на нас, как на специализированную исполнительскую структуру, созданную при Херсонском комбинате. И если наука, Минпром и Минводхоз работают, хоть и не без проблем, то в Минсельхозпроде прямо говорят - нам денег не дали, а значит, у нас нет задания. Вот и весь сказ...
Между тем, речь идет о стабильной работе 42 предприятий Украины, что означает возобновление занятости более полумиллиона человек. И это без учета сельхозпредприятий южного региона. В целом же - о реальном решении социальных проблем для значительной части населения страны. В политическом аспекте задачу можно рассматривать как стратегическую, ведь хлопчатник способен стать весомым фактором подъема всей экономики.
Чтобы не быть голословным, приведу выдержку из экспертного заключения о целесообразности выращивания хлопчатника на юге страны: «При нынешних мировых ценах на хлопок-волокно один гектар без орошения может дать сельхозпредприятию доход от 300 до 900 долларов и от 450 до 1350 долларов при орошении». Эта оценка сделана в мае прошлого года без учета стоимости получаемых семян (она превышает стоимость самого волокна), а в нынешнем году доход был бы побольше - конъюнктура спроса на мировом рынке указывает на стабильное повышение цены важнейшего для промышленности многих стран сырья.
Передо мной пачка писем из КСП, агрофирм, различных сельхозпредприятий, фермерских хозяйств юга страны. Различны они по стилевой окраске, но единодушны по содержанию: дайте семена хлопчатника или хотя бы подскажите, где приобрести. Здесь, на юге, еще помнят технологию выращивания при ручной сборке волокна. В номерах областной газеты «Наддніпрянська правда» за 1947 год можно найти сравнение объема возделывания ценнейшей культуры - его количества хватило бы 50 раз обмотать тканью земной шар по экватору. В те времена Херсонщину считали родиной украинского хлопка. И как бы в знак признания значимости вклада херсонцев в создание сырьевой базы, соорудили самый большой в Европе, а ныне самый бедный в отечестве промышленный гигант - Херсонский хлопчатобумажный комбинат.
Читатель помоложе, возможно, и найдет в этих строчках что-то неизвестное ему, но для людей старшего поколения, все это достаточно знакомо. Новостью для автора стало приобретение «Коттоном» семян хлопчатника в... Болгарии, куда он попал из Украины.
- Случайно встретился с коллегой-приятелем из Болгарии, - рассказывает директор ХБК Петр Сакович, - разговорились о делах. Теперь пытаемся приобрести для сельхозпредприятий области семена - наши по происхождению, импортные по селекции. Конечно же, это не дело комбината. Но это наша надежда выжить и утвердиться на мировом рынке. Для чего и создано предприятие-спутник в форме акционерного общества «Коттон». На небольшой по численности коллектив возложена задача не только технологического плана в смысле отечественного мини-завода, но и агротехнического. Вот и выходит, мы и сеем, мы и плачем...
Физически плачущих на комбинате я не видел. Наверное, потому что из 25-тысячного коллектива в прошлом осталось около семи, а при «эффективной» поддержке правительства вскоре плакать просто будет некому. Разве что самому правительству...
...Меня всегда восхищала рассудительность простых людей. В приемной Анатолия Жука, представляющей собой участок прямоугольного коридора, постоянно толпятся посетители. Не жалуются, не стонут. А просто ждут директора без кабинета, с рабочим столом в техотделе комбината. Разговорились с фермером Валерием Пак.
- У меня КСП им. Коминтерна около 20 гектаров арендованной земли. В Украину приехал в 1990 году из Узбекистана и привез с собой буквально полкармана семян хлопчатника. Посеял. Результат прекрасный, хорошая здесь земля. Вначале посмеялись над моим предложением выращивать хлопок, но вскоре этим занялась наука и тоже подтвердила перспективность узбекской агротехники. Однако болгарский, он же бывший украинский вариант, оказался более эффективным. Я специализируюсь на ранних овощах, но хлопком также интересуюсь - как страховой культурой, гарантирующей стабильный, а при орошении и благоприятном сезоне - очень даже неплохой доход.
Вот такой, на пальцах рассчитанный бизнес-план у простого фермера. В верхах же рассуждают Бог знает о чем, только не о конкретном деле.
- В Киеве умудрились не заметить маленькой графы в финансировании программы, - этими словами закончил длительную беседу постоянно занятый Анатолий Васильевич. - А в Москве выделили под программу выращивания хлопка в южной зоне России на нынешний год 300 миллиардов рублей. Нам таких средств даже во сне не видать...