UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКАЗ — БАР, БЮДЖЕТ — ЙОК

Сидим, ждем... - В этом году мы подготовили к выпуску девять новых видов продукции, - рассказывает директор Бердянского винодельческого завода Владимир Кравченко...

Автор: Владимир Писковый

Сидим, ждем...

- В этом году мы подготовили к выпуску девять новых видов продукции, - рассказывает директор Бердянского винодельческого завода Владимир Кравченко. - С образцами и технологическими инструкциями обратились в Госпищепром и... получили от ворот поворот. «Вы, - спрашивают в комитете, - указ Президента о создании Госспецмонополии читали? Там же ясно сказано - разрешения на выпуск алкогольных напитков будет выдавать только этот комитет. Пока он еще не сформирован. Так что сидите и ждите». Вот мы сидим и ждем...

То, что ожидание не сулит предприятию ничего хорошего, слишком очевидно. Адаптируясь к рыночным условиям, в 1991 году оно принялось за выпуск водки, пытаясь тем самым компенсировать потери в сфере виноделия. Но рыночное счастье оказалось, увы, переменчивым. В апреле нынешнего года остатки водки на заводском складе в 4 раза превысили ее месячное производство, в мае - в 9 раз, в июле - в 33... Наконец, в августе водочная линия была остановлена, поскольку не было спроса на уже произведенные 28 тысяч декалитров. Бердянский завод опять резко переориентировался на вино, доведя в прошлом месяце его выпуск до 15 тысяч декалитров. Однако две трети от этого количества остались невостребованными.

- Приходится признать, что не только наше предприятие, но и отрасль в целом оказались парализованы, - сокрушается Владимир Кравченко. - Если в течение года трижды увеличиваются акцизные ставки на нашу продукцию, работать становится практически невозможно: этот рост рвет все хозяйственные связи, лишает возможности выполнять заключенные ранее договора.

Еще в худшем положении оказались заводы, традиционно специализирующиеся на производстве «огненной воды», - Запорожский ликеро-водочный и мелитопольское предприятие «Алко-юг». Столкнувшись с почти полным отсутствием спроса на свою продукцию, они вынуждены были остановить производства. Указ об очередном повышении ставки акцизного сбора фактически поставил их на грань банкротства.

- Новый акциз выгоден лишь «теневикам», - убежден директор «Алко-юг» Виктор Палий. - Еще в то время, когда налоги в стоимости бутылки водки составляли 1,7 гривни, они сбывали полученную у нас по взаимозачетам продукцию на 40 копеек дешевле. Теперь же у легальных производителей алкоголя и вовсе нет никакой перспективы. Судите сами: себестоимость бутылки как была 56 копеек, так и осталась, доходная часть и прибыль от производства поллитровки тоже не претерпели изменений, оставшись на уровне соответственно 5 и 2,5 копейки. Зато удельный вес акциза и НДС возрос более чем в два раза - до 3,9 гривни. В итоге подпольной «катанки», спирта, акцизных марок в городе полно. Магазины если и выставляют нашу продукцию, так лишь в качестве прикрытия, чтоб была возможность реализовывать «левую» продукцию. И, судя по всему, никто с этим даже не собирается бороться.

Данное утверждение директора можно было бы посчитать эмоциональным преувеличением, объяснить уязвленными интересами производственника. Однако даже беглое знакомство с ассортиментом алкогольной продукции, имеющимся в розничной торговле Запорожья, вынуждает с ним согласиться. Ведь до сих пор с ценами на водку происходит нечто, мягко говоря, непонятное - продают ее и по 7,6, и по 5, и даже по 3,95 гривни. Столь разительный контраст торговцы объясняют тем, что, дескать, реализуется продукция с имеющихся запасов - еще по старым ценам. Правда, подобные аргументы не воспринимают всерьез даже власти.

- Расчеты показывают, что с введением новой ставки акциза в торговлю хлынул не то что ручей, а река водки-«катанки», - говорит первый заместитель председателя Запорожской областной госадминистрации Евгений Кабанов. - Причем, далеко не всегда это низкопробная продукция, есть среди нее и высококачественные напитки. С введением новой ставки акциза была надежда на то, что посредством административного регулирования удастся побороть «теневиков» и увеличить поступления в бюджет. К сожалению, этого достичь не удалось.

А, собственно, могло ли быть по-другому? Давайте вспомним, как в июне-июле неожиданно активизировалась деятельность по приему стеклотары, в основном используемой под разлив водки. Невесть откуда появившиеся личности скупали пустые бутылки по бросовой цене и вывозили неизвестно куда. Неужели компетентным лицам стоило большого труда догадаться, чем вызван подобный всплеск данного вида предпринимательства накануне повышения ставки водочного акцизного сбора?

Если допустить, что эта мера готовилась в глубочайшем секрете, то стоит лишь изумиться удивительной проницательности теневиков. Но вряд ли стоит обольщаться тем, что масштабы их деятельности до сих пор не поднялись выше кустарного уровня «энтузиастов», тяготеющих к перепрофилированию ванн и кухонь в винокурни. Подпольный водочный бизнес у нас в стране превратился в мощную и влиятельную индустрию, способную диктовать игру по собственным, выгодным ему правилам.

- Я не думаю, что происходящее в алкогольной отрасли, - это простое стечение неблагоприятных обстоятельств, - считает Виктор Палий. - Скорее, осуществляется осмысленная схема разорения ликеро-водочных заводов с тем, чтобы на момент приватизации их можно было скупить за бесценок.

Насколько верным окажется данное предположение, станет ясно со временем. Одно лишь несомненно: тенденции развития отрасли за последние несколько лет располагают к далеко не оптимистичным прогнозам. О чем, в частности, свидетельствует и приведенная схема, построенная на официальных данных Госкомстата.

В 1985 году, когда в Украине насчитывалось 22 ликеро-водочных завода, годовой объем выпускаемой ими продукции был равен объему продажи водки в розничной торговле. Дисбаланс этих двух показателей в сторону кризиса перепроизводства наметился в 1992-м, с каждым годом приобретая все более угрожающие размеры. Однако теперь уже на винокурении в стране специализируется около 170 предприятий, среди которых статус государственных имеют чуть больше трети. Даже если не принимать в расчет подпольных производителей водки, слишком очевидно, что рынок попросту не в состоянии потребить столь гипертрофированное предложение. Отсюда - столь жесткая и далекая от цивилизованности конкуренция, вызванная желанием установить безраздельный контроль над отраслью, которая во все времена и при любом строе была одним из основных источников пополнения казны. Судя же по нынешней политике государства в отношении алкогольного производства, наш бюджет либо не нуждается в средствах, либо пополнять его намерены путем исключительно проведением сборов по гражданской обороне.