UA / RU
Поддержать ZN.ua

УГОЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИХ НЕДООЦЕНКИ

Располагая значительными запасами угля как по качеству, так и по количеству, Украина может и должна быть энергетически независимым государством, уверенно развивать свою социально направленную экономику...

Автор: Николай Сургай

Располагая значительными запасами угля как по качеству, так и по количеству, Украина может и должна быть энергетически независимым государством, уверенно развивать свою социально направленную экономику. Именно уголь был гарантом бурного развития экономики как бывшего СССР, так и Украины.

Пик добычи в 218 млн. тонн/год пришелся на 1975 год. Этому способствовало последовательное обеспечение приоритетов в шахтном строительстве, угольном машиностроении, комплексном развитии социальной сферы шахтерских городов и поселков, поддержке отрасли.

За период 1966-1990 годов было введено в работу 45 шахт мощностью 61 млн. тонн в год. Реконструировано 63 шахты мощностью более 20 млн. тонн в год. Введено 19,3 млн. кв. м жилья, школы, садики и другие объекты социальной сферы. По уровню зарплаты шахтеры были на первом месте в народном хозяйстве.

Сегодня мощности по добыче сократились с 186 млн. тонн в год в 1990 году до 120 млн. тонн в 1997-м, а сама добыча - с 165 млн. тонн в 1990 году до 75 млн. тонн в 1997-м с ухудшенным качеством. Развалено шахтное строительство, не работает в полную силу угольное машиностроение, не развивается социальная сфера. За последние 3,5 года закуплено угля в ущерб отечественному производителю и экономике Украины на сумму свыше 2,4 млрд. долл.

Сегодня многое изменилось. Ушли в небытие веские моральные и материальные стимулы, когда ежегодно шахты приобретали до 18 тыс. легковых автомобилей. По уровню заработной платы шахтеры переместились на 14-е место по стране.

Крупные аварии в Кузбассе, Воркуте, Шпицбергене, Китае, в республиках бывшей Югославии показали, что при всем высоком уровне научного обеспечения решения задач пылегазового режима в шахтах, мельчайшее пренебрежение требованиями к соблюдению этого режима ведет к роковым последствиям. Трагедия на шахте им. Скочинского в Донбассе подтвердила это. И подойди государство и Минуглепром с должным вниманием к внедрению на шахтах Украины разработанных впервые в мировой практике ингибиторных порошков и системы взрыво-пылеподавления СЛВА-1, обеспечения шахт инертной пылью, такой трагедии можно было бы избежать. А заодно и ежегодно экономить около 25 млн. грн. А применение системы СЛВА по сравнению с горем по унесенным жизням людей при взрывах вообще не имеет цены. Организовать серийный выпуск ингибиторов и систем СЛВА - прямая обязанность государства и притом неотложная.

Пренебрегать этим приоритетом просто не гуманно. Особую тревогу вызывает и состояние дел на фабрике инертной пыли, где из-за неплатежей мощности используются на 20-25%, а шахты практически не обеспечены этой остро необходимой продукцией для локализации взрывов угольной пыли. И это даже после аварии на шахте им. Скочинского…

Между тем, в угольной отрасли даже в это сложное в финансовом отношении время успешно работает предприятие «Фильтр», которое может обеспечить фильтрами всех шахтеров. И тем самым сохранить валютные средства, так как на приобретение респираторов и фильтров только для угольной промышленности нужно было бы изыскивать ежегодно 5-6 млн. долл.

Необдуманная политика по закрытию шахт без учета национального опыта уже нанесла непоправимый урон отрасли да и экономике в целом. Все работы ведутся без знания дела и во вред стране. Даже во время беды на шахте им.Скочинского по телевидению прозвучало, что надо закрывать шахты - не решать проблемы безопасности, а именно закрывать. Мол, на Западе закрывают. Да, там закрывают, но в течение 25-30 лет, с решением всех социальных вопросов. И нельзя не согласиться с появившимися в СМИ сообщениями международной организации энергетиков и горняков (МОЭГ), что в Украине «шахты умышленно преданы забвению для оправдания их закрытия либо приватизации».

Даже поверхностный анализ показывает, что улучшение качества добываемого угля, помимо снижения затрат на перевозку излишней породы в угле, резко повышает оптовую цену. Образно говоря, можно делать деньги. Сегодня мощности обогатительных фабрик используются только на 50%, и хотя зольность отгружаемого угля за последние пять лет значительно выросла, технологическая работа по улучшению качества добываемого угля практически отсутствует. А ведь повышение зольности отгружаемого угля на 1% снижает цены на него на 2,5-3%. Такова цена недооценки этого приоритета.

Следующая проблема - использование угля. Украинских его запасов хватит на 350 лет, если сжигать уголь с применением новых экологически чистых технологий. Сжигать можно даже продукты обогащения из отстойников и отвалов (их свыше 150 млн. тонн). Опыт обогащения этих отходов на новых установках имеют обогатительная фабрика Киселевская в Торезе и Калининская - в Горловке.

Что касается эффективного использования коксующегося угля, то уже начаты соответствующие работы на Старобешевской, Змиевской и Луганской ТЭС. Видимо, скоро и металлурги поймут, что значительный рост расхода кокса при выработке чугуна - это результат недооценки донецкого угля с высоким уровнем спекаемости и безграмотного производства шихты из польского и кузнецкого углей. В 1997 году расход кокса в доменном производстве увеличился на 40%. Недооценка применения украинских коксующихся углей в производстве чугуна обошлась государству в 400 млн. грн.

Не будем забывать, что Донбасс - не только угольный бассейн, это и крупнейшее газовое месторождение. Использование попутного газа должно находиться в центре внимания угольщиков и государства. Однако все идеи и программы на сей счет до сих пор остаются только на бумаге. Как и новшества в этой сфере.

В свое время угольное машиностроение Украины составляло около 62% союзного. И сегодня имеются значительные разработки НИИ и возможность изготавливать горную технику новых поколений. Созданный в отрасли научно-технический потенциал в области охраны труда при строительстве и поддержании горных выработок только при реализации 12-20% его разработок позволит, по оценке ученых, сэкономить в год 27660 тонн металла, 53 000 тонн цемента, значительно сократить затраты труда.

Общая для всех отраслей проблема финансов. К сожалению, все ждут помощи из бюджета, забывая подчас, что его надо пополнять. Обеспечение своевременных и полных платежей за продукцию в системе «угольные предприятия - потребитель», рациональное использование помощи посредников, разумная централизация поставок коксующихся и энергетических углей потребителю, сокращение объемов бартерных сделок - все это способно улучшить финансовое состояние шахт и всей отрасли. Только в последнее время, в связи с шахтерскими протестами, эти вопросы оказались в поле зрения государства. Однако надолго ли?

Чем объяснить такое отношение к главному энергоносителю в Украине? Выборы-98 частично дали ответ на этот вопрос. Произошло то, чего следовало ожидать: Донбасс (вернее, шахтеры-угольщики) снова были использованы, в том числе и угольными профсоюзами, как разменная «шахтерская» карта в политических играх. В результате шахтеры практически остались без своих представителей в Верховной Раде. Отсутствие в парламенте сильной группы профессионалов-угольщиков ставит отрасль в невыгодное положение, приведет как к ухудшению дел в угольной промышленности, так и в экономике страны в целом. Люди, общество не простят безразличия к углю Украины.