UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТУМАННЫЕ ГОРИЗОНТЫ ТОМАТНОГО ПОЛЯ

Проблему рабочих рук для сельскохозяйственной Херсонщины можно считать хронической. Область малозаселенная, и нехватка рабсилы на полях сказывается довольно болезненно...

Автор: Владимир Рыбалка

Проблему рабочих рук для сельскохозяйственной Херсонщины можно считать хронической. Область малозаселенная, и нехватка рабсилы на полях сказывается довольно болезненно. Речь о томатном сезоне, пик которого начинается с двадцатых чисел августа и продолжается до конца сентября. Точнее, до первых сентябрьских заморозков.

Флагманом перерабатывающих предприятий области считается АО «Херсонский консервный комбинат». В лучшие свои годы он «поглощал» за сезон более 360 тысяч тонн томатов, что составляло 70 процентов общего сбора. В нынешние времена такие объемы остались приятным воспоминанием.

За все надо платить

...АО «Херсонский консервный комбинат» - типичное детище гигантомании. Советская пропаганда с особой гордостью сообщала, что предприятие - крупнейшее среди подобных в Европе, и стыдливо умалчивала об организационных изъянах уродливого производства: эти мощности ни разу не были загружены сполна. И это несмотря на то, что в уборочный сезон сырье поступало одновременно по трем транспортным линиям: речной, железнодорожной и автотранспортной; его доставляли контейнерами, ящиками, навалом, в виде пульп. Многим херсонцам памятны автомобильные, длиной в километр и более, очереди в ожидании разгрузки...

В самую горячую пору конвейер «поле-комбинат» обслуживали до 20 тысяч привлеченных работников: студенты, школьники, рабочие промышленных и прочих предприятий, а то и военнослужащие. Расходы несло государство в порядке «шефской помощи» на радость и во славу передовиков сельского хозяйства. Как правило, в конце сентября, после заморозков, всему этому приходил конец. До поздней осени неубранные, но запаханные поля резали глаз неестественным красным цветом, словно вопрошали: «Зачем?» И никто не мог вразумительно ответить, зачем создавать столь чудовищно единичные мощности, зачем засевать под эти мощности немереные площади, когда заведомо известно, что убрать их никому не под силу...

Сезонные трудности для региона - объективная реальность, обусловленная спецификой сельхозпроизводства и постоянной нехваткой рабочей силы. Зарождающиеся рыночные отношения ничего не меняют, разве что обостряют колебания спроса и предложения рабочих рук. Проблема вовсе не в «помощи» как таковой, а в ее платном характере. Теперь сельским хозяйственникам приходится думать, как оплачивать услуги сезонников, предпочитающих почему-то «живые» деньги, а не натуроплату. В таких условиях о «конвейере» речь давно не идет.

С таким наследством пришлось иметь дело харьковскому АО «Ирвин Агро», которое приобрело 60 процентов акций консервного комбината. Последние годы предприятие, что называется, лежало на боку. Нынешний можно считать исключением - появились некие средства в «товарном» виде. Как же видится консервщикам уборочный сезон в новых условиях?

- Мало радости, - рассказывает заместитель председателя правления АО «Херсонский консервный комбинат» Николай Демидюк. - Мы худо-бедно готовы принять и переработать практически все, что выращено в хозяйствах, с которыми заключены договора. Однако... Вот характерный пример - КП имени Тельмана Белозерского района. Согласно договору, мы обеспечили поставку под урожай всего необходимого: посевной материал, ГСМ, удобрения, средства защиты. Ко всему применяем в расчетах «плавающие» цены: ранние помидоры идут по 25 копеек за килограмм, в период массового сбора - по 10-15 копеек, в зависимости от качества. При разумной организации дела хозяйство может иметь неплохую прибыль. Но вот буквально вчера звонят: помогите привлечь на уборку горожан, у нас 70 гектаров продукции и всего 10 человек наемных сезонников. Где мне их взять? Пытался привлечь учеников ПТУ, оказалось пустой затеей - нужен транспорт, питание, бытовые условия и прочее... Подобных партнеров у нас много. Не собираюсь обвинять кого-либо в необязательности или лукавстве - это повсеместное явление. Как тут быть - ума не приложу. В этом году по прогнозам первые заморозки ожидаются 20 сентября, нам «вырвать» бы хоть 50-60 тысяч тонн помидоров. А это ведь только часть из выращенного на 11400 гектарах...

- Почему бы вам, Николай Иванович, не позаимствовать организацию уборки в украинско-шведской компании «Чумак»? Они ведь привлекли на уборку огурцов со своего арендного поля и с полей партнеров-фермеров около 1200 сезонников. Что вам мешает?

- «Чумак» работает с «живыми» деньгами, и в этом его преимущество. Мы же со смежниками безденежные. Те средства, которые выделила «Ирвин Агро», позволяют всего лишь вдохнуть живинку в лежащее производство.

Выходит, опять замкнутый круг? Комбинат готов принять и переработать максимум возможного, если этот «максимум» хозяйства соберут и доставят на переработку. А это, как видим, весьма проблематично.

У каждого

свой интерес

Сдача земли в аренду на Херсонщине практикуется издавна. Традиционными арендаторами здесь считаются корейцы среднеазиатского происхождения и граждане родной страны из западных областей. Эти же области, как правило, - поставщики сезонных бригад. Приезжие сезонники - в основном работники добросовестные, предпочитают постоянные связи с хозяйствами, их уважают и справедливо считают надежными партнерами. Дисциплинирует сезонников материальный интерес. Но не всегда он совпадает с интересами хозяйства.

Договорные обязательства бригады сезонных рабочих по уборке помидоров и администрации КСП «Маяк» (Белозерский район) можно считать типовыми. Заработок бригады исчисляется по нормам и расценкам хозяйства, оплата натурой в размере семи процентов от валового сбора по льготной цене (десять процентов от закупочной на момент оплаты, но не ниже плановой себестоимости). Условия найма вполне устраивают «легионеров» из западных областей: заработанные проценты они получают ранним урожаем по 11 копеек за килограмм и тут же, на поле, сбывают посредникам по 45 копеек. Или отгружают в те же западные или северные области, где помидоры и в прежние времена дешевыми никогда не были. Местные на такие условия не идут: выращенное на приусадебном участке и за околицей (моральный принцип «Все вокруг колхозное, все вокруг мое» непоколебим) выгоднее сбывать на городском рынке, чем «горбатиться» под палящим солнцем.

Как видим, материальный интерес сезонников налицо. Тем не менее, «работает» он явно не на хозяйственника и переработчика, которые заинтересованы в максимальном поступлении сырья на переработку при полной уборке в сжатые сроки. Об этом же говорит председатель КСП «Радянська земля» Павел Максимов:

- Разница в ценах на продукцию, отправленную на рынок и на комбинат, приводит к парадоксу: отгрузка одного килограмма помидоров на рынок дает нашему сезоннику две копейки заработка, а на комбинат - одну. Где же здесь логика?

Логики, конечно, маловато. И все же корни этой несуразицы кроются скорее в договорных отношениях «КСП-сезонник», чем «КСП - комбинат». А в последних заложены противоречия посущественнее. Дело в том, что к заключению договоров стороны подошли, что называется, по образу и подобию прошлых лет.

Сейчас это ни для кого не секрет, что во всех перерабатывающих отраслях существовали как бы узаконенные «нормы и правила» обмена сельского товаропроизводителя. На государственных молокозаводах применялись неоправданно высокие нормы «некондиции» молока, из которого получалось вполне кондиционное масло, на мясокомбинатах - высокие проценты пересчета живого веса на «мясной» эквивалент, обеспечивающие безбедное существование всему коллективу переработчиков, на элеваторах существовало (кстати, существует и поныне) правило, по которому класс сданного зерна определяется только один раз при приемке, хотя при хранении его можно повысить.

Не отставали и консервные предприятия. На херсонском комбинате применялся ведомственный стандарт: 22 процента доставленного сырья считать некондиционным и 8 процентов - полным браком.

Столь вольный норматив очень нравится консервщикам, его и заложили в договорные условия, особо не задумываясь, что «нормативно-приписанные» тонны бумерангом ударят недопоставленными тоннами: чем меньше средств получит товаропроизводитель, тем меньше людей он сможет привлечь на уборку. О том, что «нормативное» качество сырья ничего общего с реальным качеством продукции не имеет, свидетельствует практика прошлых лет: херсонская томатная паста всегда считалась первоклассной и претензий от потребителей практически не было. Добросовестность консервщиков? Не скажите. Щепетильная в вопросах качества компания «Чумак», по словам генерального директора Карла Стурена, нормативный брак вместе с некондицией определяет всего в пять (!) процентов.

Сельские товаропроизводители сетуют, хоть и запоздало, на низкую закупочную стоимость помидоров. По их мнению, цена в 15 копеек за килограмм - низкая. В период заключения договоров им объясняли, что в ней заложен как бы «резерв» на погодные условия, как известно, влияющие на качество. Погода оказалась благоприятной, но о «резерве» комбинат что-то не вспоминает...

И не вспомнит. Формально консервщики правы, их «дипломатические» уловки не что иное, как отстаивание своих интересов. Как говорится, кто как может. Их партнеры менее «дипломатичны», по инерции надеются на вмешательство местных властей.

Нельзя сказать, что облгосадминистрация равнодушна к томатному сезону, но и рассчитывать на какое-либо действенное вмешательство было бы верхом наивности: нынче местные власти не имеют тех рычагов влияния, которые были в прошлом. Да и не должны они в свете новых веяний заниматься организацией «битвы за урожай». Однако... Без «битвы» останется этот урожай на поле, и вся подготовительная суета обеих сторон будет вспоминаться как прелюдия к несостоявшейся опере.

Единственный вариант

Председатель правления АО «Херсонский консервный комбинат» Юрий Селютин признает наличие разнополюсных интересов и выражает готовность к конструктивным переговорам. Вполне возможно, что стороны скорректируют свои договорные обязательства, но вряд ли это повлияет на организацию массовой уборки. Дело в том, что комбинат - предприятие уникальное, рассчитанное на краткосрочную «ударную» нагрузку, создать которую можно большим количеством людей. Надеяться на помидороуборочные комбайны не приходится - во-первых, их в области всего семь единиц, притом неизвестного технического состояния, во-вторых, «под комбайн» требуется засевать поле определенными сортами по особой технологии, чего сделано не было. Облгосадминистрация намерена привлечь на уборку учащихся, но и эта затея сомнительна - нынче за все надо платить «живыми» деньгами, натуроплата томатами никого не устраивает: на Херсонщине их полно на огородах и дачных участках, да и на городских рынках по сказочно низкой цене.

Кому-то может показаться, что делу поможет реструктуризация. Технологические особенности комбината не позволяют раздробить его на отдельные производства. Это единый технологический поток, и говорить о его разделении как-то не к месту. Судите сами. На комбинате установлены две мощнейшие линии по изготовлению томатной пасты фирмы «Росси и Котелли», способные перерабатывать в сутки по 1,1 тысячи тонн томатов каждая. (И это кроме иных также мощных установок.) Их работу обеспечивают транспортные, водопароснабжающие, энергетические и прочие системы, устройства, сооружения единой производственной структуры.

Итак, дилемма: загрузить проблематично, а реструктуризировать невозможно. В такой ситуации вопрос следует рассматривать в иной плоскости: либо комбинат нужен региону и ему надо помогать, либо не нужен и пусть собственник думает, как ему жить дальше. Первый вариант требует кардинального решения на государственном уровне. Речь может идти о создании мощного производственного образования, которое объединяло бы сельзхозпроизводителя и переработку. Что-то наподобие винодельческих совхоз-заводов. Такое единение производств, интересов, людских ресурсов открывает широкие возможности для маневра финансами, материальными ресурсами, людьми для достижения общей цели. Создать такую прочную связь путем механической передачи 51 процента акций сельскому товаропроизводителю, как это предусмотрено известным законом об особенностях приватизации в АПК, невозможно.

Эту мысль разделяет руководство комбината, но для ее реализации требуется серьезная проработка, поддержка местных властей, лоббирование в законодательных верхах. Пока же в Херсоне рассуждают прямолинейно: если комбинат не сможет выполнять функцию рынка сбыта для мощного сельхозпроизводителя, будем ставить вопрос о его национализации.

...Ставить-то можно, но что в этом толку?