UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ» В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ

заставляет вспомнить трагедию Чернобыля Законы выживания сильней законов физики? Прошедший год был самым плодотворным для атомной энергетики Украины: пятью атомными станциями произведено 79,5 млрд...

Автор: Наталка Прудка

заставляет вспомнить трагедию Чернобыля

Законы выживания сильней законов физики?

Прошедший год был самым плодотворным для атомной энергетики Украины: пятью атомными станциями произведено 79,5 млрд. кВт•ч электроэнергии. Это самый высокий показатель за всю историю ее существования - примерно так подытожил работу отрасли накануне нового года председатель Госкоматома Виктор Чебров. Видимо, желая подчеркнуть значимость атомной энергетики для страны, он сообщил журналистам, что отрасль выработала в 1996 году более 50% всей произведенной электроэнергии в Украине, что, вместе с тем, может больше насторожить общественность, чем порадовать.

Такое предупреждение не следует, однако, понимать, как запугивание атомной катастрофой, - автоматика, будем надеяться, этого не допустит. Суть проблемы состоит в том, что в энергокомплексе страны действуют свои законы соотношений между гидро-, тепло- и атомными энергомощностями. Пропорции между ними строго регламентированы законами физики, не желающими реагировать на причуды человечества. По мнению многих специалистов, ныне существующая структура энергокомплекса Украины является относительно атомных электростанций оптимальной, позволяя им производить не более 40% общего объема электроэнергии в стране. Если же «зашкаливает» за 40%, то, учитывая невозможность маневрирования мощностями атомных реакторов в условиях пиковых дневных нагрузок и ночных спадов, любая АЭС может стать (упаси Бог!) еще одним Чернобылем.

Когда закончились милости теплого декабря-96 и ударили почти крещенские морозы, ситуацию днем спасала атомная энергетика, а ночью она же начинала угрожать энергокомплексу полным развалом: частота в сети после полуночи поднималась до 50,5 Гц, что еще более опасно, чем ее падение до 49,3 Гц в часы дневных пиковых нагрузок. Чем же так опасно повышение показателя частоты в сети? Говоря популярно, это означает, что разогнанные ядерным топливом турбины вращаются с бешеной скоростью, а вырабатываемые ими киловатты ночью не могут быть востребованы.

Особенность отрасли состоит в том, что в каждый момент количество производимой электроэнергии должно равняться количеству потребляемой, - нарушение такого баланса не проходит бесследно.

Возвращаясь к показателям 1996 года, необходимо кое-что уточнить: в стране произведено 181 млрд. 681 млн. кВт•ч электроэнергии (в 1995-м - 193,8), из которых атомными станциями - 79 млрд. 577 млн. кВт•ч, то есть в среднем 43,8% общего объема. По словам экспертов, действительно таки были моменты, когда доля атомной энергетики превышала 50% в общем производстве, что особенно опасно в стране, испытывающей острый дефицит в 2-3 млн. кВт•ч регулирующих мощностей гидроэлектростанций.

Конечно же, радует тот факт, что в стране есть отрасль, способная перевыполнять планы, и через какое-то время, когда Украина наконец-то достроит отданные в жертву дешевому политическому популизму Ташлыкскую и Днестровскую гидроаккумулирующие станции, мощности отечественных АЭС будут востребованы. Однако пока что атомная энергетика перевыполняет планы не от хорошей жизни. Объем установленных мощностей всех АЭС составляет лишь 25% всех энергомощностей Украины. Вынужденно простаивают - и от этого разрушаются - энергоблоки ТЭС, чья совокупная мощность в 2,5 раза выше, чем у атомных. Причина до боли знакома: в 1996 году теплоэлектростанции были загружены менее чем на 30% из-за отсутствия денег на приобретение топлива - угля, газа, мазута. А ведь еще в 1990-м коэффициент использования мощностей ТЭС составлял 65%.

Принятая Верховной Радой весной 1996 года Национальная энергетическая программа обозначила соотношение между объемами выработки электроэнергии на АЭС и ТЭС как 40% к 50%. А ведь во времена бывшего СССР концепция развития электроэнергетики страны базировалась на усиленном развитии атомной энергетики, куда направлялись основные средства, а тепловые электростанции со временем планировалось вообще закрыть. Однако чернобыльская трагедия изменила психологию мирового сообщества, а отечественные энергетики сконцентрировали внимание на возможности модернизации запущенных тепловых станций. Такая модернизация способна проглотить как минимум $10 млрд. плюс столько же - внедрение газоочистных технологий.

Готов помочь украинской тепловой энергетике Запад, но при условии, что наши потребители научатся платить за использованную электроэнергию. Но до этого нам как до Луны: за декабрь 1996 года сбор средств составил лишь 15,5% общей стоимости отпущенной потребителям электроэнергии. На конец года кредиторская задолженность электроэнергетики составила более 3 млрд. гривен. И, как считают независимые эксперты, основной должник - государство. Так что с модернизацией, похоже, придется опять повременить.

Между тем, в 1997 году атомная энергетика обещает более скромные показатели выработки, предупреждает председатель Госкоматома Виктор Чебров. И это несмотря на то, что будут достроены новые энергоблоки. В высокой степени готовности (90%) второй блок Хмельницкой и четвертый - Ривненской АЭС. 2 млн. кВт их мощности позволяют вырабатывать 12 млрд. кВт•ч электроэнергии за год.

К 2000 году Госкоматом планирует достроить третий и четвертый энергоблоки этих станций. Но это перспектива, а уже в этом году придется столкнуться с той же проблемой, что и тепловикам, - дефицитом средств на закупку топлива. В первой половине 1997-го в Украину будет поставлена последняя партия ядерного топлива из России в качестве компенсации за вывезенные ядерные боеголовки. Что дальше?

В СП Украина войдет циркониевым производством

Чтобы обеспечить полуторагодичный запас топлива для атомных электростанций, во-первых, надо зарабатывать деньги, и немалые. На закупку свежего топлива для АЭС в 1997 году понадобится $480 млн., из которых лишь $167 млн. составят поставки на компенсационной основе. Между тем атомная энергетика продолжает оставаться заложником украинских на удивление энергозатратных потребителей. Долговой шлейф тянется с 1992 года. К концу 1996 года атомщикам задолжали 1 млрд. 400 млн. гривен.

Предвидя возникновение новых финансовых проблем в связи с завершением бесплатных поставок российского топлива, Госкоматом стремится к 1998 году организовать собственный ядерный цикл. В течение ближайших двух месяцев должны быть подписаны учредительные документы украинско-российско-казахстанского предприятия по производству ядерного топлива. Со слов Виктора Чеброва, правительство Украины дало разрешение акционировать предприятия, которые будут участвовать в будущем СП. На первом этапе реализации проекта планируется производство тепловыделяющих сборок (ТВС) из импортных комплектующих, а к 2000 году уже из украинских. Наша страна наладит выпуск циркониевых труб, а Казахстан будет поставлять таблетки для их начинки. По предварительным данным, сборку конечного изделия возьмет на себя Россия.

В состав будущего СП Украина войдет циркониевым производством, организация которого запланирована на Приднепровском химическом заводе в Днепродзержинске. Поскольку к 2000 году Россия полностью прекратит производство циркония, ожидается, что украинское производство будет покрывать потребности атомной энергетики всего СНГ. Речь идет об объемах порядка тысячи тонн циркониевого концентрата в год - столько нынче производит Россия.

Разработкой Новоконстантиновского месторождения займется Восточный горнообогатительный комбинат в Желтых Водах, где запланировано начать производство ядерного топлива для реакторов типа ВВЭР-1000. Промышленная база Украины позволяет получать 800 тонн двуокиси урана ежегодно, а в перспективе - и до 3 тыс. тонн в год. Это обеспечит производство до 150 млрд. кВт•ч электроэнергии в год.

Виктор Чебров утверждает, что украинское ядерное топливо будет дешевле, чем российское. Кроме того, оно будет загружаться в реактор на четыре года, тогда как ныне используемое топливо работает три года.

Торговля: методы не оправдывают цели

Самым востребованным в Украине товаром есть и всегда будет электроэнергия. Однако организация ее сбыта вызывает много недоумения, особенно у тех, кто способен оценить последствия нынешнего передела на украинском энергорынке, наносящего миллиардный ущерб отрасли, а заодно и авторитету властных структур, играющих первую скрипку в стагнации нашей экономики.

Нарушая последовательность повествования, стоит, наверное, подсказать, что в этой не смешной комедии так называемых экономических реформ задействованы одни и те же лица. Однако обладающий ассоциативным мышлением читатель сам поймет, по ком бьет колокол…

Недавно Совет национальной безопасности и обороны Украины собирал совещание экспертов. Так вот, угрозу безопасности страны они усматривают в целенаправленном уничтожении базовой отрасли - электроэнергетики.

Потенциал энергобизнеса поистине огромен, но он как бы в тени: внимание украинской прессы всецело сконцентрировано на переделе газового рынка в Украине. Однако можно с уверенностью утверждать, что бизнес-страсти в торговле электроэнергией ничуть не слабее. Общий объем годового производства, а значит, и потребления электроэнергии в 1996 году составил порядка 181 млрд. кВт•ч, оптовый тариф на энергорынке - не выше 4 центов за киловатт-час. Перемножив эти цифры, получим годовой объем бизнеса в электроэнергетике - примерно $7,2 млрд. При этом следует учитывать, что со временем Украине будут установлены тарифы, соизмеримые с действующими в развитых странах (от 8 до 24 центов), а значит, и объем средств в этом бизнесе вырастет в несколько раз.

Проделав аналогичные арифметические операции в секторе газа, получим примерно $6,4 млрд., к тому же потенциал роста газового бизнеса несоизмерим с возможным ростом энергетического. Впрочем, даже не это главное - расчеты приведены с целью подчеркнуть масштабы затрагиваемой проблемы.

Сама проблема в следующем: получаемые от продажи электроэнергии средства должны быть инвестированы в модернизацию блоков тепло-, гидро- и атомных электростанций, доля которых в общей структуре установленных энергомощностей Украины составляет соответственно 66,4, 8,5 и 25,1%. Виктор Чебров сообщает, что, начиная с 1997 года по 2007-й необходимо реконструировать все 14 ныне действующих энергоблоков на АЭС. Затем, после 2010 года начнется вывод из эксплуатации реакторов типа ВВЭР, для замены которых будет выбран более современный тип реактора. Объем необходимых инвестиций атомщики не оглашают, однако можно предположить, что на все это потребуется не один десяток миллиардов долларов.

Простаивающие энергомощности ТЭС, как мы уже отмечали, также требуют миллиардных вложений. Поэтому каждая из сторон стремится как можно больше выработать и продать электричества, и, желательно, платежеспособным потребителям. Регулировать действия атомщиков и тепловиков на неплатежеспособном украинском рынке обязаны правительственные структуры, исходя из реальной ситуации и перспектив развития отрасли. Однако в действительности все происходит с точностью до наоборот: увлекаясь колоссальными объемами торгового энергобизнеса, «дирижеры» от власти забывают о главном предназначении.

Итак, провозглашен главный принцип: без лицензии на энергорынок путь закрыт. Начиная с 1 декабря 1996 года Национальная комиссия по вопросам регулирования электроэнергетики (НКРЭ) своим постановлением ввела запрет на деятельность фирм, не имеющих оной. Вся вырабатываемая в Украине электроэнергия должна поступать в «Энергорынок» (нынче это Национальный диспетчерский центр Минэнерго) по единой цене (не выше 4 центов за киловатт-час), а продаваться по рыночной стоимости. Выдано более 200 лицензий, из которых более половины - коммерческим структурам, которые получили право продавать электроэнергию потребителям по рыночной стоимости, покупая ее на энергорынке по оптовой цене.

В прошлом году без лицензий работало порядка 40 коммерческих фирм, поставлявших на атомные и тепловые электростанции топливо, а затем реализовавших выработанную электроэнергию промышленным предприятиям.

Лицензирование вводилось как гарант того, что каждый предприниматель будет покупать электроэнергию на оптовом энергорынке, то есть все расчеты он осуществит через НДЦ. Что же происходит в действительности?

Адресные поставки с АЭС потеснят тепловиков

Провозгласив 10 апреля 1996 года днем начала действия оптового энергорынка в Украине (что, по мнению независимых экспертов, стало одним из наиболее весомых достижений в украинской экономике), правительство тут же вносит коррективы, противоречащие его главному принципу: вся генерируемая станциями электроэнергия должна быть продана «Энергорынку» по оптовому тарифу.

Под коррективами имеется в виду правительственное разрешение на адресную поставку, означающее, что электростанции имеют право заключать договора на реализацию потребителям определенной части электроэнергии напрямую, минуя предприятие «Энергорынок». По словам Виктора Чеброва, таким благом в 1996 году активнее пользовались тепловики, им удалось захватить более платежеспособных потребителей. Видимо, в 1997-м атомщики решили наверстать упущенное. И это им, скорее всего, удастся, так как тариф на вырабатываемую на атомных станциях электроэнергию гораздо ниже, чем на тепловых, и составляет 2,4 цента за киловатт-час. Ясно, что для потребителя привлекательнее более дешевый товар.

- В 1996 году нам было разрешено в адресном режиме использовать 12 млрд. кВт•ч, тогда как общий объем выработки на АЭС составил 79,5 млрд. кВт•ч, - говорит Виктор Чебров. - К сожалению, реализовать удалось лишь 2,4 млрд. кВт•ч, из-за того, что в адресном режиме не были указаны конкретные потребители. Да и разрешение на адресные поставки мы получили лишь в июне 1996 года. К тому времени потребители уже подписали договоры с определенными поставщиками электроэнергии.

Что касается 1997 года, мы убедили правительство, что нам необходимо реализовать в адресном режиме 22 млрд. кВт•ч. И в принятом в октябре 1996 года правительственном постановлении указаны конкретные предприятия, которые в начале 1997-го смогут заключить договора с поставщиками именно атомной электроэнергии.

- Кто же будет основным поставщиком электроэнергии от АЭС в адресном режиме?

- Специально созданной в Госкоматоме комиссией выбраны два предприятия - «Энергометкомплекс» и «АМП», тогда как в прошлом году работали 40 фирм. Мы не можем рассчитывать на фирмы, имеющие малые объемы реализации, а в данном случае речь идет о нескольких сотнях миллионов долларов. В 1996 году предприятие «Энергометкомплекс» обеспечило проплату 73% стоимости поставляемого из России свежего ядерного топлива, «АМП» - 17%. Таким образом, две фирмы обеспечили проплату 90% поставок топлива, а остальные 38 - всего лишь 10%.

- Хватит ли средств от адресной реализации электроэнергии для реконструкции атомных станций?

- Не хватит. Этих денег недостаточно для проведения работ по созданию централизованного запаса топлива, а также для повышения безопасности работы АЭС - я подчеркиваю, не на поддержание безопасности, а на ее повышение. Заработанных средств не хватит для работ по созданию собственного ядерного топливного цикла.

Поэтому мы подготовили проект еще одного правительственного постановления с целью увеличения адресной поставки до 50% общего объема выработанной на АЭС электроэнергии. Будем убеждать премьера в том, что такое постановление необходимо подписать.

P.S. Аргументы председателя Госкоматома Виктора Чеброва о необходимости средств для повышения безопасности атомной энергетики и замены старых энергоблоков звучат вполне убедительно. Вопрос заключается в том, почему получение денег за отпущенный товар планируется в обход так долго создававшегося энергорынка?

Видимо, Госкоматом получит-таки разрешение на адресную поставку 50% выработанной электроэнергии, ведь учредитель упомянутой компании «Энергометкомплекс» - «Единые энергетические системы Украины», а этим сказано очень многое…

В то же время независимые эксперты утверждают, что адресные поставки 50% выработанной на атомных станциях электроэнергии принесут почти миллиард гривен потерь в тепловой энергетике. Нарушение стоимостного баланса в конечном итоге чревато дисбалансом в генерации на ТЭС, АЭС, ГЭС - а станции должны соблюдать пропорции, речь о которых шла в начале статьи. К тому же понесут убытки передающие энергосети, так как при адресной поставке оплата за их использование предусмотрена в два раза ниже обычной.

Есть все предпосылки утверждать, что разрушительные процессы в базовой отрасли Украины - электроэнергетике - будут усиливаться, и властные структуры этому на удивление активно содействуют. Правда, в этом есть и некий «позитив» - Украина идет своим путем, уж точно, не ленинским. Ведь это Лениным в 20-е годы был инициирован знаменитый план развития народного хозяйства ГОЭЛРО на основе электрификации промышленности, и в течение десятка лет в СССР было построено 30 электростанций, из которых 10 - гидро. В том числе и прославленный ДнепроГЭС, который ныне производит самую дефицитную для страны «пиковую» электроэнергию и в случае ЧП вытягивает всю энергосистему.