UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЦЕНЫ СПУЩЕНЫ

Жертв нет. Пока... В хлебном старушка пыталась купить батон за новенькую блестящую однокопеечную монетку...

Автор: Ольга Ваулина

Жертв нет. Пока...

В хлебном старушка пыталась купить батон за новенькую блестящую однокопеечную монетку. Тщетно. Выслушав мнение продавщицы о денежной реформе, подкрепленное эмоциональными откликами из очереди, бабушка отошла в сторону и... заплакала.

Честно говоря, от созерцания ценников в магазинах после 16 сентября слезы на глаза пока не наворачиваются. Все осталось по-прежнему, только нолей убавилось. Разве что подорожали хлеб и водка. Батон в столице нынче можно купить за 55 копеек (стоил он 48 тысяч), а водку с изображением Миши Шуфутинского и надписью «За милых дам» - за 3 гр. 58 коп. Впрочем, водка во все времена была своеобразным эталоном измерения благосостояния народа, а вернее его покупательной способности. К примеру, в 1991 году студент за свою стипендию в 40 рублей мог купить десять бутылок «Русской». Сегодня пенсионер за месячное «пособие по старости» может приобрести примерно такое же количество горячительного напитка. Но вскоре на складах закончится запас товара, который реализуют еще по старым ценам, - и поступит новый - с «отвязанными» ценами.

Лидер парламентской социалистической фракции Иван Чиж сочувствует народу и считает ценовые механизмы, заложенные правительством, порочными своей диспропорцией. Согласно конституционным нормам минимальная заработная плата и пенсия не должны быть ниже прожиточного уровня (сегодня это 68 гривен). Нынче же этот социальный показатель составляет по Украине 15 гривен. Г-н Чиж ратует о росте доходов населения через реформирование заработной платы и, соответственно, пенсионного обеспечения. Только в этом случае, по его мнению, украинский народ станет стратегическим инвестором отечественной экономики. А пока все болезни, связанные с инфляцией, высокими ценами и обнищанием трудящихся, по глубокому убеждению социалиста, спровоцированы рецептами Международного валютного фонда.

В своих комментариях по поводу отмены моратория на цены в период денежной реформы заместитель министра экономики Украины Виктор Кальник был менее эмоционален и более информирован, чем его коллега по Верховной Раде. В целом он считает, что реформа прошла нормально, без особых жертв и разрушений. Правда, был отмечен некий всплеск цен на колхозных рынках, который составил около 5,7%. Причина такого скачка - в уменьшении завоза товара на рынки. Производители сельскохозяйственной продукции заняли выжидательную позицию, припрятав до ясных времен сало и картофель. Однако правительство быстро их «раскулачило», взяв под личный контроль поставки на колхозные рынки.

- Мораторий на фиксированные цены был введен как стабилизационный фонд на период денежной реформы, - комментирует ситуацию Виктор Кальник. - Благодаря сугубо административным мероприятиям исполнительной власти удалось избежать паники на потребительском рынке. Но в условиях рыночных отношений, которые сами регулируют цены, на определенном этапе мораторий на цены стал убыточным для торговли, в частности, для сезонной распродажи овощей и фруктов: не может, например, огурец осенью продаваться по той же цене, что и летом. Денежная реформа совпала с сезонным изменением цен. Об этом тоже не следует забывать.

Заместитель министра экономики пообещал, что в Украине больше никогда не будет революционных изменений в ценах и, соответственно, революционных социальных ситуаций, когда «низы больше не могут»... Впрочем, будет проводиться (и неоднократно) эволюционное регулирование цен на отечественном потребительском рынке. Г-н Кальник честно заявляет, что инфляция в стране жива и будет жить долго. В следующем году, по прогнозам правительства, ее рост будет исчисляться в 25%. Коррекция цен должна быть постоянно, ибо ее промедление шоку подобно.

По законам театрального жанра, ружье в конце действия должно выстрелить. В нашей же социально-экономической драме оружие ценовой политики будет постреливать постоянно, но не громко и не насмерть.