UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ — В БОРЬБЕ ЗА НАЛИЧНЫЕ

Редакция «ЗН» получила факс, который в большинстве других стран сразу стал бы достопримечательно...

Автор: Иван Рыбалко

Редакция «ЗН» получила факс, который в большинстве других стран сразу стал бы достопримечательностью: вполне конкретные лица приглашали на конференцию трудового коллектива уже не существующего в качестве юридического лица Киевского авиапредприятия (Жуляны). На «тот свет» отправился Иван Рыбалко.

О чувствах

На «том свете» все реально, ощутимо и даже убедительно. Есть молодой, вполне современный и демократичный директор Игорь Куликовский. Есть суровый и принципиальный лидер профсоюзной организации Владимир Сердюк. Есть члены профсоюза, есть представители администрации КАП; все живы и здоровы, некоторые даже собираются пикетировать Верховную Раду. Есть самолеты, пилоты и даже немного рейсов, есть выручка за эти рейсы, касса, билеты на самолеты; есть наличка.

Как образно выразилась одна представительница так называемой пассажирской службы, 700 человек коллектива предприятия могли бы носить на руках каждого пассажира (от двух до трех десятков в день). Самолеты в Донецк летают заполненными пассажирами на 5%. Смелая женщина заявила также, что немедленно следует сократить персонал и что она готова возглавить «черный список» при условии, что предприятие рассчитается с ней по зарплате.

Но еще реальнее список того, чего уже давно (до сих пор) нет, - зарплаты, самого авиапредприятия, «свидетельства о его смерти», будущего. По свидетельству И.Куликовского, наличка в кассах авиапредприятия бывает, но она сразу же используется на покупку топлива для очередного рейса. Расплатиться с желающими получить зарплату предприятие не может. Даже по постановлениям судов, куда уже обращались члены профсоюза.

Сюрреалистически выглядят лишь результаты акции: принципиальный разговор на тему «быть или не быть» состоялся, но принципиальные решения сформулированы с употреблением очень «характерных» формулировок, предполагающих наличие третьего лица (просить, обратиться и пр.).

Надежда, как известно, мучит до последнего. Большинство сотрудников Киевского авиапредприятия уже давно где-то как-то перебивается: кто еще куда-то устроился, кто за огородом присматривает... Однако долги - не любовь, со временем сумма долга растет и все сильнее привязывает работников к родному предприятию. «На бумаге» зарплата довольно приличная - около 300 грн. (в среднем), поэтому чувство привязанности к авиапредприятию с каждым месяцем обретает «силу новой высоты»...

Им бы оплакать родное предприятие, разделить «наследство», да искать новую работу. Однако при живом генеральном директоре и кассире на подобное кощунство, естественно, никто не решится. Администрация убеждает работников, что прилагает все усилия, чтобы зарегистрировать «смерть» предприятия. Однако, как оказалось, сделать это нелегко. Представители администрации утверждают, что всему виной государственные «Авиалинии Украины».

Однако эту компанию создали 13 авиапредприятий Украины, в том числе и жулянское. И.Куликовский утверждает, что руководство «Авиалиний Украины» фактически узурпировало власть и вместо совета 13 директоров ею заправляет один председатель правления.

Забастовки в Жулянах уже были. Сейчас только у летного состава существуют три легальных профсоюза. Но все они бессильны. Компания «Авиалинии Украины» оплатила работу аудитора, чтобы составить «разделительный баланс» и «развестись» с беспокойным учредителем. Однако, как утверждает И.Куликовский, активы КАП совершенно непостижимым образом уменьшились по сравнению с тем, что было у него до совместного «проживания», - на несколько десятков миллионов гривен. Эти миллионы в свою очередь «возвышают» чувства учредителей компании к своему детищу точно так же, как сумма долга по зарплате усиливает привязанность работников к своему предприятию.

О деньгах

Формулировки с использованием выражений типа «требуем» характерны для заявлений участников забастовок. Однако в КАП уже бастовали. Сегодня авиаторы прибегли к другому средству напомнить о своем праве на выручку за проданные билеты - они собрались на конференцию трудового коллектива.

Понятие «трудовой коллектив», как своеобразная альтернатива профсоюзам, появилось, как ни странно, совсем недавно - в 1986 году в законе о предприятии (объединении). По инициативе тогдашнего кремлевского руководства трудовые коллективы должны были получить широчайшие политические права: от участия в ценообразовании и управлении предприятием до выдвижения кандидатов в демократические институты власти. Трудящимся этот институт власти рекламировали как совершенный инструмент решения их экономических интересов перед лицом тогдашнего социализма, а политоргам этот институт растолковывали как важнейший инструмент реализации политики партии в условиях наступающей демократии и гласности. Были времена, когда на конференциях трудовых коллективов выбирали директоров предприятий, которые по совместительству возглавляли эти трудовые коллективы.

Практически все новые государства этот закон унаследовали, но в первую очередь они изъяли из него статью о выборах директоров предприятий. В Украине, например, почти 7 лет существовал уникальный режим: трудовые коллективы избирать директоров уже не могли, а министерства были лишены права назначать руководителя предприятия все тем же законом о предприятиях. Директорат довольно умело лавировал столь длительное время, блокируя законодательные инициативы о предоставлении соответствующих прав органам государственной власти. Но увольнять их не могли: «генерал» может заболеть, погибнуть физически либо юридически - при ликвидации (реорганизации предприятия как юридического лица), но уйти с поста, словно капитан в дальнем плавании, он не может.

Но что самое интересное, точно так же невозможно «вчистую» и забрать деньги у любого предприятия, ибо согласно положениям того же закона о предприятии (и СССР-овского, и модифицированного украинского) - трудовой коллектив является собственником производимой предприятием продукции. Причем извлечь это положение из закона, не нарушив существующий экономический строй, практически невозможно. Если передать это право непосредственно руководителю, то в таком случае он превращается в полноправного собственника; а он к этой миссии явно не готов, ибо в законодательстве, регулирующем вопросы собственности, права наследования и передачи права собственности «прописаны» гораздо четче, чем процедура смены «хозяина руля».

Учредители компании «Авиалинии Украины» сохранили структуру предприятий приблизительно в том же виде, в каком она была в составе Министерства транспорта. Билеты на самолеты любого авиапредприятия можно приобрести практически в любом агентстве. Деньги за эти билеты поступают в центральный офис компании, и последняя делит их между ее создавшими авиапредприятиями. Делит, как утверждают жулянские авиаторы, несправедливо. В компании особенно не настаивали, когда КАП решило добиваться большей самостоятельности, а даже «поделились» небом со своим учредителем.

Самолеты с жулянской пропиской сейчас летают за счет тех разрешений на полеты, которые выдаются «Авиалиниям Украины». Однако наличка за авиабилеты по-прежнему «перекачивается» через офис авиакомпании. Пуповина не перерезана, предприятие «не дышит». Авиаторы надеются на скандал по поводу «куда-то заныканных» 21 миллиона, однако в народный суд обращаются лишь по поводу долгов по зарплате. Судьи с трудом устанавливают ответчика по этим искам.

Трудовой коллектив - владелец не самолетов, но денег за полеты. Однако, как оказалось, права собственности недостаточно: нужно еще и самостоятельно продавать билеты на свои рейсы. Круг замкнулся. Жуляны мыкаются на короткой пуповине наличных. И с каждым месяцем чувства жулянских авиаторов и техников становятся на 300 грн. возвышеннее.