UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТРУБА ПРИВОРОТНАЯ

Большой нефти - большого хозяина! История учит, и учит порой обидно. Румынская дипломатическая шко...

Автор: Иван Рыбалко

Большой нефти - большого хозяина!

История учит, и учит порой обидно. Румынская дипломатическая школа, например, уже сейчас признана самой эффективной в мире, поскольку эта страна сумела прирастить свою территорию на треть в результате участия в двух проигранных военных кампаниях. Одесса же, напротив, рискует попасть в число чемпионов среди городов-неудачников. Первый раз с нею это случилось в прошлом десятилетии, когда город практически бесплатно позволил разместить в Ильичевске хаммеровский терминал аммиакопровода. Второй раз, когда она запросила слишком большую цену за строительство второго терминала в Ильичевске - нефтяного.

Купите мэру петуха...

Похоже, «торговля с Одессой» закончится полным финансовым поражением последней, поскольку нет ничего проще, чем перепрофилировать хаммеровский терминал, от которого ничего не «обломилось» Одессе. Какая в принципе разница, что отгружать: танкеры с ростовским аммиаком или танкеры с нефтью? Киеву при этом «обломится» сумма просто фантастическая: стоимость пускового комплекса нефтяного (второго) терминала в Одессе (Ильичевске) - более 600 млн. долларов. Все это будут реальные деньги, поскольку стоимость терминала зачтут как взнос украинского государства в уставный капитал международного консорциума по эксплуатации нефтепровода Баку-Супса-Самсунг-Джейхан.

Для справки¦ три года назад, когда Алиев предложил Украине 15% акций международного консорциума по добыче нефти на шельфе Каспия стоимостью 360 млн. долларов, Украина вынуждена была «по бедности» отказаться. Сейчас, когда речь идет о принципиальном решении, пойдет ли вся каспийская нефть через Турцию, Киев вполне «созрел», чтобы «пожертвовать» уже готовым терминалом - хаммеровским, который с прошлого года эксплуатируется практически уже не на договорной основе, а по принципу «так исторически сложилось».

Это первое, что пришло на ум после того, как Анатолий Голубченко уже в Киеве ознакомил журналистов с предметом особенной озабоченности ряда премьеров, с которыми довелось встречаться украинскому первому вице-премьеру на турецком берегу в конце мая. Когда решение о хаммеровском терминале будет принято, одесский мэр вынужден будет поступить подобно известному персонажу из известного анекдота¦ купить себе петуха и ему морочить голову о проблеме «пускового комплекса» ильичевского нефтетерминала под Одессой.

Торг

К 2005-му бывший первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана, ныне его президент Гейдар Алиев, вполне может стать лидером организации, альтернативной ОПЕК, - причерноморских стран-экспортеров и транзиторов нефти. Именно Алиев поставил главное условие: ему должно принадлежать не менее 51% акций любого консорциума, созданного с целью строительства и эксплуатации трубопроводов для транспорта каспийской нефти.

Претензии Украины пока что куда более скромны. По мнению первого вице-премьера А.Голубченко, Украина должна иметь хотя бы символический (1%) пакет акций в консорциуме по строительству трубопроводов до украинской границы и блокирующий пакет акций (не менее 25%) в консорциуме по строительству трубопровода по территории Украины. Причем, судя по словам А.Голубченко, речь идет не только об участии в будущем «трубном» консорциуме, но также об участии в новом «нефтедобывающем» консорциуме. Откуда возьмется «новый нефтедобывающий консорциум», сказать пока трудно, ибо, как известно, каспийскую нефть уже поделили, а украинский первый вице-премьер этой интригующей реплики «не расшифровывал». Возможно, для того, чтобы прежде времени не травмировать владельцев пакетов акций в уже существующем консорциуме, прежде всего Гейдара Алиева...

А пока, по свидетельству очевидцев, внимание мировой прессы к очередному туру обсуждения очередного проекта века более чем достаточное. Шутка ли, хотя 25 мая в Стамбуле состоялась всего лишь международная конференция, где не было подписано ни одного обязывающего документа, среди участников были премьеры практически всех причерноморских стран, кроме Украины и Российской Федерации. Турки при этом «подогревали ставки» всеми возможными средствами, включая оплату расходов участников конференции. И хотя то, что состоялось в Стамбуле 25 мая, - еще не торги, трудно описывать происшедшее там в каком-то ином свете. Пока «планка Алиева» (51% акций Азербайджану) в любом бизнесе на каспийской нефти остается не преодоленной. Хотя Алиев, словно профессиональный лицитатор, держит паузу достаточно долго и не спешит с ударами молотка, возвещающими о том, что ставки сделаны.

По свидетельству А.Голубченко, Азербайджан опаздывает с принятием окончательного решения о выборе варианта прокладки трубопроводов, а этих вариантов на сегодня существуют теоретически три (северный, западный и южный), но практически два (западный и южный). Пока что даже после переговоров украинского первого вице-премьера с главами правительств Румынии, Турции, Азербайджана и Грузии, а также с заместителем министра торговли США, никакой ясности в отношении выбора Алиева нет.

Варианты

О том, что далеко не любой курс правильный и удобный, свидетельствует история «северного варианта» транзита каспийской нефти: Баку-Новороссийск. Трубопроводы уже проложены, терминал для загрузки танкеров уже действует, однако Турция не пускает танкеры через пролив Босфор. Более того, по словам А.Голубченко, Украина имеет неутешительный опыт попытки купить каспийскую нефть через новороссийский терминал. Как оказалось, в южнороссийском трубопроводе нефть российская (с большим количеством серы) смешивается с более качественной каспийской. Цена на нефть получается значительно выше, а качество то же. Причина понятна: России некуда девать свою собственную нефть.

Если Алиев согласится на «северный вариант», он рискует остаться вообще без денег. Из Азербайджана нефть будет уходить в российскую трубопроводную систему и в ней растворяться, как сейчас в аналогичной системе испаряется безоплатно туркменский газ. Гарантировать корректное решение спорных вопросов Москва, при всем ее «желании», не может, ибо так называемый Новороссийский трубопровод проложен через Ичкерию и другие далеко не спокойные регионы.

Но главное, что превращает обустройство «северного варианта» в пустое занятие, - стремление Азербайджана стать продавцом своей нефти не где-нибудь, а именно на Лондонской бирже. Именно на этой бирже совершаются основные сделки с нефтью стран ОПЕК. Выходить на Лондонскую биржу «через Новороссийск» все равно, что пытаться продавать японские автомобили в магазинах «Форда» по ценам, которые устанавливет «Опель». ОПЕК достаточно ощутимо влияет на поведение Ичкерии и других республик Северного Кавказа, а Россия контролирует все остальные коммуникации.

Желание Азербайджана быть самостоятельным продавцом на Лондонской бирже пока выражено совсем неясно. Это скорее пастель, чем графика. Во всяком случае даже непосредственный участник переговоров А.Голубченко говорит о желании Г.Алиева «выйти» на Лондонскую биржу, ссылаясь лишь на косвенные признаки¦ активное присутствие в существующем нефтедобывающем концерне британской компании. Однако весь ход переговоров о прокладке пути каспийской нефти свидетельствует именно об этом честолюбивом стремлении Алиева и других участников существующего консорциума. Наблюдатели предполагают, что именно перспектива выйти на ту же биржу хотя бы в качестве продавца азербайджанской нефти стимулирует российский «ЛУКОЙЛ» обеспечивать относительный нейтралитет российского руководства в отношении планов участников консорциума. Причем в Стамбуле этот нейтралитет воспринимается как некая аксиома. А.Голубченко (на сей раз без всяких ссылок) утверждает, что российско-украинские отношения складываются таким образом, что препятствий со стороны Москвы не будет.

«Южный вариант» переброски каспийской нефти (Баку-Джейхан) выглядит наиболее привлекательным для Турции. Джейхан - порт на средиземноморском побережье Турции. С Джейхана прямой путь во французские, итальянские и другие средиземноморские порты Европы. Однако труба из Баку прямо на Джейхан минует такие турецкие регионы, названия которых говорят сами за себя, - Армянский тавр и Курдистанские горы. Кроме того, средиземноморские пути переброски нефти считались надежными лишь в эпоху генерала де Голля. А сейчас, когда с тем же прицелом на северные средиземноморские порты активизировались «трубостроительные» переговоры в Египте, средиземноморский путь на Лондонскую биржу для каспийской нефти не выглядит самым коротким.

Даже введение общеевропейской валюты не может быть гарантией для нарушения немецко-французского силового баланса в Западной Европе. Тем более, что на сегодня этот баланс обеспечивает Европейская энергетическая хартия, которую для того и подписывали, чтобы гарантировать, что случайных продавцов нефти в Западной Европе не будет. И поскольку в Европу по существу неохотно пускают Россию, наивно было бы полагать, что путь каспийской нефти в то же место будет усыпан цветами. Не для того Бонн обещает Киеву взять на себя финансовую ношу ЕБРР, чтобы финансировать французские нефтяные порты.

«Западный вариант» (Баку-Супса-Джейхан) пока что выглядит альтернативой «южному». Но это свидетельствует лишь о том, что оба они не подготовлены практически. Супса - грузинский город. Трубопровод из Азербайджана может быть сравнительно легко проложен к восточному побережью Черного моря, оттуда часть нефти уже могла бы перебрасываться танкерами на Одессу. Если бы не Турция: Анкара сделает все, чтобы прямой путь превратился в самый дорогостоящий.

Причем угрозы Анкары - не шутка хотя бы потому, что за ее спинами военная мощь НАТО. Поэтому более реалистичным выглядит предложение тянуть трубопровод по грузинскому и турецкому берегу до Самсунга, а оттуда уже, через материковую часть Турции, - на средиземноморский порт Джейхан.

О Самсунге читатель помнит по разговорам о планах переброски иранской и иракской нефти. Украина предлагает то же, что предлагала инициаторам ирано-иракского проекта: нефть танкерами можно возить на Одессу, оттуда по будущему трубопроводу Одесса-Броды перекачивать ее в уже существующую трубопроводную систему «Дружба».

Недостатков у этого пути столько же, сколько и у всех остальных. И самый главный из них¦ каспийская нефть, как и нефть Ирана и Ирака, - это не нефть стран ОПЕК. Поэтому предложение Украины проектировать трубопровод Самсунг-Джейхан таким образом, чтобы он мог качать нефть в обе стороны (реверсивный режим) является козырной картой во всех переговорах. Например, если средиземноморская Европа надумает блокировать поставки нефти ОПЕК, которую пока что планируют перебрасывать через египетские трубопроводы, Египет вполне может повернуть танкеры на Джейхан, в реверсивном режиме прокачать ее на Самсунг, а оттуда она через Одессу попадет в ту же Западную Европу. Но уже через коммуникации, контролируемые Германией.

Пока что Украина обещает рынок нефти на своем направлении лишь в объеме 20 млн. тонн в год (4 млн. тонн - собственно украинские закупки, 16 млн. тонн - поставки в Западную Европу).

В итоге в борьбе за одесские терминалы, не исключено, будут конкурировать между собой ОПЕК, Россия, Иран и Ирак, а также и азербайджанский консорциум. Кто верит, что три барана могут встретиться на одном терминале, уже сегодня могут покупать петуха мэру Одессы.

Разговоры о непосильной стоимости комплекса в Ильичевске, без всякого сомнения, будут прекращены самым чудесным образом. Любое решение одесской проблемы не будет казаться фантастическим, даже такое, о котором говорилось в начале статьи. Во всяком случае, уже сейчас А.Голубченко, по его словам, распорядился пересмотреть смету комплекса ильичевского терминала, чтобы исключить из стоимости строительства такие объекты, как колбасный цех и многое другое.