UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТРАКТОРЫ — ПО ЛИЗИНГУ

Несмотря на падение объемов производства, харьковский регион намерен сохранить за собой первенство в изготовлении машин и оборудования для сельского хозяйства...

Автор: Антонина Мазница

Несмотря на падение объемов производства, харьковский регион намерен сохранить за собой первенство в изготовлении машин и оборудования для сельского хозяйства. Именно здесь расположены крупные заводы, которые располагают огромным кадровым и техническим потенциалом. В последнее время в области разработан комплекс высокоэффективных 12- и 18-рядных машин для ранней весенней посевной обработки почвы, ухода за сахарной свеклой, подсолнечником и кукурузой без применения ручного труда. Завершена подготовка к их массовому производству. Наибольший эффект достигается при использовании их с трактором ХТЗ-120 или 121, имеющим передние и задние навесные устройства. Уже заключено более 100 договоров на изготовление комплектов машин для хозяйств области к весне этого года.

Переломным моментом для производства техники может стать выполнение заказа за изготовление по лизингу 900 тракторов. Эта программа дает работу десяткам заводов сельхозмашиностроения, а особенно ХТЗ. Вот как характеризует ситуацию Петр Тодоров, заместитель генерального директора тракторного завода:

- Объем продукции ХТЗ в прошлом году сократился до 3 тысяч тракторов. Для сравнения: в 1990 году было произведено 50 тысяч, порой объемы доходили и до 80 тысяч тракторов. Сейчас мы осваиваем новую продукцию. Разработана вся гамма машин, начиная от 12 до 220 л. с. Оставлено лишь «окошко» в 68 л. с. для «Южмаша». Разработки находятся в разных стадиях: проект, испытание, а трактор ХТЗ-120 уже выходит на серийный выпуск. Но все же серийность низкая, загрузить мощности не удается.

Сегодня у завода появилась надежда на улучшение. Начальным толчком может стать декабрьское решение Кабинета министров Украины о выпуске тракторов по лизингу. Решающее значение имеет и то, что все 900 машин останутся в хозяйствах Харьковской области. Благодаря лизингу и поступившим заказам, ХТЗ может удвоить выпуск продукции и выйти на 6 тысяч тракторов Т-150. Расчет, даже с учетом сложившейся мизерной рентабельности, показывает - только за счет прибыли ХТЗ Харьковская область получит в виде налога 1 трлн. карбованцев.

Можно бы порадоваться за коллективы ХТЗ и других предприятий, если бы не одно «но»... Облгосадминистрацию, заводы-смежники настораживает качество продукции предприятий сельхозмаша. Уже сегодня два моторостроительных завода - «Серп и молот» и ХЗТД, поставляющие тракторному двигатели, отказываются от топливной аппаратуры чугуевского завода из-за низкого технического уровня и качества продукции. Специалисты утверждают, что этому предприятию уже никогда не достичь мирового уровня ввиду отсутствия у руководства завода интереса к повышению качества продукции. Более того, практически распалось конструкторское подразделение, в нем осталось во главе с главным конструктором всего пять человек. В то же время количество управленцев на предприятии составляет половину работающих, а это - тысячи человек. Особо обострился вопрос качества в связи с ростом цен за энергоносители и металл. Управлением промышленности и энергетики облгосадминистрации был проведен анализ качества наиболее металлоемких предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Наибольшее количество нареканий вызвало качество литья Купянского литейного завода. Например, блок-картеры, направленные Харьковскому заводу тракторных двигателей, оказались на 57 процентов бракованными, а поставки заводу «Серп и молот» оказались еще худшими - брак составил 82 процента. В таких условиях работать на рынок крайне сложно.

Сельскохозяйственный парк доведен до состояния, когда дальше уже некуда отступать. Руководители ряда сельскохозяйственных заводов убеждены, что если Украина не сможет поднять за год - два производство тракторов, то получит в «подарок» трактор «Джон-Дир», хотя сегодня цена американской машины в три раза выше техники, предлагаемой ХТЗ.