UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ТАВРИЯ» КАК ПРЕЗЕНТ ИЗ ЮЖНОЙ КОРЕИ

Но лишь после ограничения импорта бывших в употреблении автомобилей? Впервые за последние три года на «АвтоЗАЗе» вспомнили, что представляет собой не только своевременная выдача зарплаты, но и аванса...

Автор: Владимир Писковый

Но лишь после ограничения импорта бывших в употреблении автомобилей?

Впервые за последние три года на «АвтоЗАЗе» вспомнили, что представляет собой не только своевременная выдача зарплаты, но и аванса. Это стало возможным благодаря 30 миллионам долларов кредита, полученным от корпорации Daewoo. Теперь на неработающем предприятии вряд ли есть сомневающиеся в необходимости скорейшего подписания договора о создании украинско-южнокорейского СП по производству легковых автомобилей. Но вопреки ожиданиям, само подписание пока так и не состоялось. Даже несмотря на принятие весьма основательной нормативной базы, на которой столь упорно настаивали партнеры запорожцев.

Помимо законов о списании бюджетной задолженности АО «АвтоЗАЗ» и о стимулировании инвестиций в развитие автомобилестроения Украины, вступивших в силу в июле и сентябре прошлого года, правительством были утверждены механизм ввоза импортного сырья и комплектующих, принципы локализации их производства в Украине, утверждена инвестиционная программа. Наконец, на состоявшемся в середине ноября собрании акционеров «АвтоЗАЗа» фактически была зафиксирована девальвация и без того заниженной украинской доли имущественного взноса в уставный фонд будущего СП. Выразилось это в отказе от утвержденных ранее концепции и схемы реструктуризации, преследовавших цель уменьшения затрат непроизводственного характера. Сперва структурные подразделения, представлявшие собой целостные имущественные комплексы, были выведены из состава АО «АвтоЗАЗ». Но не прошло и года, как новоиспеченные акционерные общества (в частности, инструментальное производство, сервисная служба, строительный трест и даже Дом культуры) лишились самостоятельности и были возвращены под крыло «АвтоЗАЗа». Однако и после столь щедрого подарка азиатские партнеры сговорчивее не стали.

О причинах отсрочек подписания учредительного договора ходило много слухов. Поговаривали, например, о негативном влиянии кризиса, которому подверглась южнокорейская экономика на исходе года. И лишь накануне Рождества генеральный директор «АвтоЗАЗа» Александр Сотников публично заявил о том, что камнем преткновения является отсутствие постановления Кабмина, ограничивающего импорт автомобилей, бывших в употреблении.

Проект этого документа получил полную поддержку Минпромполитики, ГНА, Минюста и отдельные замечания министерств финансов, экономики, внешнеэкономических связей и торговли, Государственной таможенной службы. Основной предмет спора заключается в утверждении минимальной таможенной стоимости и максимального «возрастного ценза» на ввозимые автомобили. Отечественные инициаторы создания СП в обоих случаях настаивают на цифре 5. В смысле - пять тысяч долларов и пять лет. Подчеркивая при этом, что данное требование инициируется «АвтоЗАЗом», а не Daewoo, то есть преследует святую цель защиты отечественного производителя.

Что ж, цель и вправду не лишена благородства. Нет смысла спорить с тем, что импорт автомобилей (тем более - подержанных) при собственном неработающем заводе отечественную экономику не лечит. Ради нее, болезной, можно, в конце концов, и всеевропейским недовольством пренебречь, своя-то рубашка ближе к телу. И с какой стати мы должны входить в положение зарубежных автозаводов, которые неизбежно столкнутся с падением спроса на своих рынках из-за перенасыщения подержанными машинами?!

Однако у этой логики есть и оборотная сторона медали, имеющая отношение все к той же «рубашке». Ведь нам так долго внушали о безусловной необходимости сначала думать о Родине, что как-то исподволь возникает желание не упустить из виду и личный интерес.

Можно, конечно, не придавать значения естественному желанию южнокорейской корпорации не просто потеснить конкурентов на украинском рынке, а начисто их убрать. Но тогда придется смириться с тем, что абсолютная монополия неизбежно обернется против рядового потребителя, который был и остается ничуть не менее беззащитен, чем отечественный производитель в последнее время. Устав надеяться на украинский авторенессанс, наш покупатель не преминул воспользоваться шансом дешевле или за те же деньги приобрести пусть и не новую, но вполне приличную машину, которая, чего греха таить, существенно превосходит свежесобранное отечественное чудо на колесах. Теперь этой возможности его намерены лишить, предложив довольствоваться иномарками местной сборки по цене от 10,5 до 15,5 тысячи долларов.

В том, что качество этих автомобилей намного выше, чем привычных «Запорожцев», «Таврий», «Москвичей» и «Жигулей», нет никаких сомнений. Неясно лишь, почему инициаторы СП так опасаются, что их великолепным лимузинам составят конкуренцию десятилетние подержанные машины, стоимость которых сейчас в пределах 6-10 тысяч? Неужели они лучше новых?..

По оценкам западных экспертов, на которые делают ссылку на «АвтоЗАЗе», ежегодный ввоз в Украину автомобилей из-за рубежа составляет от 170 до 200 тысяч штук. Если взять эти цифры за показатель удовлетворения спроса отечественного авторынка, то следует их сравнить с декларируемыми объемами производства будущего СП. В течение первого года в общей сложности планируется выпустить 70 тысяч машин, на второй год - 90 тысяч, на третий - 150 тысяч. При таких темпах украинский авторынок неизбежно будет загнан в прокрустово ложе дефицита. А там, как известно, действует единственный, но безотказный аргумент: «Не нравится - не бери».

Примерно по такому принципу «Таврия» уже реализовалась. Из-за чего, кстати, в значительной мере ее судьба и сложилась столь незавидно. Хотя, говорят, справлять по ней поминки еще не время. Корейцы всерьез занялись модернизацией микролитражки, почти наполовину начиняя ее комплектующими собственного изготовления. Что из этого получится, неизвестно даже генеральному директору «АвтоЗАЗа», поскольку о прекрасном виде обновленной машины он пока судит только по фотографиям...