Когда на «круглом столе» в «ЗН» киевского голову спросили «Как у нас дела с тарифами?», его ответ очень напомнил известную поговорку советских времен: если они считают, что они нам платят, то пусть думают, что мы им работаем.
Как известно, в прошлом году Верховная Рада законодательно запретила повышение тарифов на жилищно-коммунальные и транспортные услуги. Президент опротестовал это решение в Конституционном суде, и только 14 февраля с.г. КС вынес решение в пользу истца. Стало быть, до этого срока никто не имел права поднимать тарифы. Однако прессинг президентской и правительственной команд местные игроки во власть выдержали не везде.
По-видимому, в Киеве прессинг был полегче, поскольку г-н Омельченко совмещает должности выбранного мэра и назначенного главы госадминистрации. Тем не менее Кабмин в стороне не остался и даже подключил к операции миссию МВФ. К счастью, президентская спецкомиссия подтвердила правоту столичного градоначальника и тот сумел продержаться до середины февраля, после чего поднял тарифы на газ на 2 коп. за кубометр, а на электроэнергию — на 3 коп. за киловатт. Штука, однако, вся в том, что народ в массе так же уверенно не платит по новым тарифам, как и по старым, ибо заложенные в местные бюджеты компенсации малообеспеченным слоям составляют лишь 6% от потребности.
В связи с вышеизложенным мэр написал ряд писем министру экономики С.Тигипко с просьбой поручить Институту экономики научным образом определить порог, до которого население способно платить за услуги. Когда плата за обслуживание средней трехкомнатной квартиры в 80—90 м2 обходится в 250—270 грн., даже заместитель мэра вынужден обращаться за субсидией. Если МВФ, который фактически курирует наш бюджет, найдет в нем резервы для выделения дополнительно только Киеву 700 млн. грн., г-н Омельченко готов пойти навстречу пожеланиям наших зарубежных друзей. Ответа пока нет. Посему киевская мэрия остановилась на достигнутом и намерена лишь с апреля повысить плату за теплоснабжение, чтобы киевляне могли начать осваивать тарифы на уровне лучших мировых стандартов с нового отопительного сезона.
Что касается транспортных «взлетов», то боль от финансовых утрат облегчат с помощью удешевленных проездных билетов. Скажем, если в метро при стоимости проезда 30 коп. месячный проездной стоит 19 грн., хотя ежедневная двукратная поездка должна была бы обойтись в 18 грн., то после повышения в ближайшее время стоимости проезда до 50 коп. месячный билет будет обходиться в 25 грн. вместо 30.
Цены на хлеб в марте останутся неизменными, а с апреля регулируемые цены будут сохранены лишь на четыре сорта изделий: хлеб украинский — в пределах гривни, батон, плетенка и арнаут — около 90 коп., а также на хлеб для диабетиков. Остальные хлебобулочные изделия будут отпущены «на волю».
Сейчас из Киева ежесуточно вывозится 180—200 тонн хлеба — почти как в последние советские и первые независимые годы. Что поделаешь: когда рыночные механизмы отключаются, к делу подключаются «кравчучки».
Полный отчет о «круглом столе» читайте в следующем номере «ЗН».