В споре сторон аргумент «По судам затаскаю!» становится едва ли не самым убедительным доводом в пользу неправого. Судиться не хочется никому. Да еще в условиях нашей действительности.
Но иногда суд становится последней инстанцией, где можно отстоять свои права. Особенно, когда спорить приходится с чиновниками, которые в любой ситуации упорно настаивают на своей правоте, и никак не иначе. Разумеется, со всеми вытекающими отсюда последствиями для тех, кто вздумает им перечить.
В последние два месяца мясоперерабатывающие предприятия познали все прелести общения с таможенным ведомством. Все они работают в условиях специальных экономических зон и территорий приоритетного развития и, в соответствии с законом, пользуются льготами по налогообложению. Трудно определить, именно это обстоятельство или же другие факторы подвигли таможенников «наехать» на отечественных мясопереработчиков, но без скрытых пружин здесь явно не обошлось. Не беда, что все по закону, документы и груз соответствуют декларациям. Повод, как известно, всегда найти можно.
В начале октября текущего года десятки рефрижераторов с импортным сырьем были заблокированы на таможенных постах в Закарпатье. Работникам возглавляемого Николаем Каленским ведомства не понравились низкие, по их мнению, цены на закупленный товар. В одночасье были отправлены талоны отказа и предписание сменить контрактные цены на так называемые индикативные. Последние, как правило, выше контрактных и устанавливаются законодательно на отдельные виды товаров, в перечне которых мясо не значится. Зато существует Закон Украины «О едином таможенном тарифе», где в части 2 статьи 16 говорится, что «таможенные органы... вправе самостоятельно определять таможенную стоимость только в случае, если заявленная таможенная стоимость явно не соответствует таможенной стоимости, определенной в соответствии с положениями этой статьи, или в случае невозможности проверки ее начисления». Еще в этой части закона говорится, что указанные «случаи исчерпывающие и не подлежат расширенной трактовке».
Похоже, отечественные таможенники из всего написанного уяснили лишь то, что они «вправе самостоятельно определять...». Тот факт, что в случае с мясоперерабатывающими предприятиями все документы были в порядке, а проверить контрактные цены не составляло особого труда, значения для стражей таможни уже не имел.
Законодательное таможенное «дышло» вкупе с рядом подзаконных актов становится питательной средой для взяточничества и произвола. Чего стоит постановление Кабмина №658, отменяющее ряд льгот по налогообложению, определенных Законом о СЭЗ и ТПР? Или правительственное постановление №1598, определенное судом как «не соответствующее требованиям законодательства»? Именно на него ссылались таможенники, пытаясь объяснить свои действия в хозяйственном суде, куда были вынуждены обратиться пострадавшие мясопереработчики. Для них именно суд как раз и стал единственной государственной инстанцией, способной защитить от чиновничьего произвола.
Однако решения ни хозяйственного, ни апелляционного судов, вынесенные в пользу мясопроизводителей, убедительным аргументом для таможенников не стали. Таможня подала кассационную жалобу в Высший хозяйственный суд уже на решения местных судебных инстанций. Пока тяжба продолжается, мясопереработчики несут убытки. По словам директора мясокомбината, из-за задержки с поставкой сырья предприятие вынужденно простаивают. Десятки рабочих отправлены в неоплачиваемые отпуска. Убытки исчисляются сотнями тысяч гривен. По решению суда таможенники заплатят «Агроторгу-3» лишь чуть больше 200 грн. судебных издержек.
Завидное упорство радетелей казенных интересов оборачивается десятками тысяч убытков для той же казны, ведь простаивающее предприятие продукцию не производит, а соответственно, не платит и налогов. Но даже если Высший хозяйственный суд вынесет решение в пользу мясопроизводителей, это не ограждает импортеров от таможенной «мясорубки». Во-первых, оно будет частным. И гарантий, что следующая партия грузов не будет безосновательно остановлена на запасных таможенных путях, нет никаких. Во-вторых, законодательные и подзаконные лазейки будут и впредь способствовать произвольным действиям чиновников. Для их окончательной локализации необходима нормальная работа закона.
Многочисленным противникам специальных экономических зон и территорий приоритетного развития следует знать, что льготные условия по налогообложению в условиях общегосударственного налогового пресса позволили за неполных пять лет привлечь в экономику только Донецкой области (этот регион наиболее успешен в привлечении инвестиций) почти 1,5 млрд. долл. инвестиционных средств. Сегодня в этой сфере трудоустроено более 35 тыс. работников. Около 3000 предприятий-смежников выполняют заказы по 169 утвержденным инвестиционным проектам. Суммы же налоговых и бюджетных отчислений в сфере СЭЗ и ТПР уже давно превысили условные потери от предоставленных льгот.
Следует осознать также тот факт, что более половины предприятий, успешно работающих в условиях специальных экономических зон и территорий приоритетного развития, были созданы только благодаря существующим налоговым льготам. Не было бы их — не было бы никаких налоговых отчислений. В этом контексте повышенное внимание таможенников к шести донецким мясопереработчикам-импортерам также вполне объяснимо. Других попросту не существует. Непросто привлечь капитал туда, где налоги превышают возможную прибыль.
Конечно, можно упрекать тех же мясопереработчиков в том, что не используют отечественное сырье. Но как объяснил директор одного из комбинатов «Агроторга» Андрей Зеленский, пока трудно обеспечить объемы производства качественными украинскими мясопродуктами. Однако в соответствии с бизнес-планом уже начато строительство собственного птичника на основе самых современных технологий. И если бы не искусственные чиновничьи преграды, то отечественная сырьевая база развивалась бы куда быстрее.
Пока же приходится констатировать: что-то слишком уж часто мы забываем восточную пословицу о бесполезности произношения слова «халва». Сколько ни говори, а слаще во рту не будет. В нашем случае за действиями таможенников пристально наблюдали зарубежные партнеры украинских производителей. Для них законодательная гарантия налоговых льгот вряд ли будет и впредь весомым аргументом для размещения собственных капиталов в нашей стране.
Наученные горьким опытом иностранцы сейчас спрашивают не о том, сколько они заработают, а о том, сколько потеряют.