UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЖИГАЯ РЕСУРСЫ, СЖИГАЕМ МОСТЫ

По уровню затратности крымская экономика все еще остается советской В нынешнем году спад производства промышленной продукции в Крыму составил 28 процентов, в то время как в целом по Украине - всего 2 процента...

Автор: Николай Семена

По уровню затратности крымская экономика все еще остается советской

В нынешнем году спад производства промышленной продукции в Крыму составил 28 процентов, в то время как в целом по Украине - всего 2 процента. Среди множества причин, возможно, коренной является неконкурентоспособность крымских изделий на потребительском рынке, в частности, их высокая стоимость, которая, как отмечалось на недавнем заседании Совета министров автономии, является следствием высоких затрат ресурсов, в первую очередь энергетических. Даже сейчас, когда энергоснабжающие компании из-за перегрузок вынуждены проводить веерные отключения электричества в сетях, когда не хватает топлива, по 33 из 70 учтенных статистикой видов продукции в автономии удельные затраты энергии... возросли.

Повышением затрат топлива на единицу продукции отличается каждое седьмое предприятие в Крыму, теплоэнергии - каждое шестое, электроэнергии - каждое пятое. Высокими остаются затраты энергии и других ресурсов в сельском хозяйстве. Старая болезнь советской экономики, как рак, поразившая все ее отрасли, - «прожорливость» и неадекватное использование ресурсов - ставит под сомнение выживаемость старых производств, сжигающих не просто огромное количество ресурсов, а мосты в будущее.

Расточительность - наша национальная черта

По признанию главы крымского правительства Анатолия Франчука, на полуострове в этом году 110 предприятий уменьшили выпуск продукции. Они составляют 37 процентов всего промышленного комплекса автономии, и это «самая высокая доля неудовлетворительно работающих предприятий среди областей Украины».

На заседании крымского правительства на прошлой неделе председатель правления ГАЭК «Крымэнерго» Сергей Ермилов отметил, что общая сумма долгов крымчан за электро- и теплоэнергию составляет 142 миллиона гривен, причем половина ее приходится на сельское хозяйство и промышленность. По его мнению, Крым мог бы увеличить производство своей электроэнергии вдвое, но из-за долгов потребителей невозможно закупить топливо для электростанций. В январе и Симферопольская, и Сакская ТЭС могут даже остановиться, потому что к тому времени сожгут запас мазута...

И в это время в производстве наблюдаются поистине парадоксальные процессы. Например, Камыш-Бурунский железорудный комбинат, согласно данным Госкомитета по статистике, снизил выпуск агломерата в 19 раз, но при этом увеличил расход топлива на 55 процентов, а электроэнергии - на 29,3 процента. Керченский металлургический комбинат снизил выпуск стального литья более чем в 2 раза, однако расход топлива увеличил на 73 процента. Симферопольская хлопчатобумажная ткацкая фабрика увеличила расход теплоэнергии на 4,6 процента, электроэнергии - на 13,9, а выпуск тканей снизился на 14 процентов.

Так можно относиться к энергоресурсам только в той системе, где потребители практически не знают им цены. Не удивительно, что многие директора сегодня не платят за них не потому, что не могут, а потому, что психологически привыкли к кажущейся «неистощимости» энергоресурсов и оплату их относят на самый последок.

Так же расточительно на производстве относятся к другим ресурсам, например, к рабочему времени и к труду. В промышленности Симферополя, по данным городского статотдела, потери рабочего времени составили 48,6 процента, а в строительстве и того больше - 69,9 процента всего использованного бюджета времени.

Неумелость наших хозяйственников в вопросах снижения ресурсоемкости продукции понятна. В централизованной экономике затраты легко перебрасываются с одной статьи на другую, а также между отраслями и таким образом легко регулируются из центра. Создается как бы иллюзия высокой эффективности, которая в конкретной рыночной экономике сразу пропадает. Это особенно наглядно проявляется в сельском хозяйстве, которым раньше так гордился Крым. Конечно, имея практически дармовую электроэнергию и комбикорма, легко было организовать сверхдешевое птицеводство, памятное крымчанам и доныне. Не то сейчас - за все надо платить его реальную цену. Высокой рентабельности отрасли как и не бывало. И хваленое крымское птицеводство удерживается от окончательной гибели уже героическими усилиями хозяйственников совместно с правительством.

Оценить «европейским взглядом»...

Оказалось, что самое трудное в экономических реформах - перестроить свое экономическое мышление. И это мы никак не в состоянии осилить.

Если взять наиболее характерную для Крыма отрасль села - садоводство, то, казалось бы, сама природа сделала его практически бесплатным: посадил яблоню и снимай ежегодно урожай. Но не тут-то было. Многие садоводы, как свидетельствует директор совхоза «Весна» Нижнегорского района Валентин Корниенко, сейчас вынуждены сдавать урожай яблок по 5-7 копеек за килограмм при себестоимости 20 копеек. Во многих случаях убыточны даже сбор и хранение плодов. Простая проблема - тара - стала у нас одной из наиболее затратных. Сегодня стоимость одного деревянного ящика для плодов (цена дощатки, перевозка, сбивка, складирование...) доходит до 3,5-5 гривен, то есть почти сравнялась с себестоимостью яблок в нем. Весит ящик 4-5 килограммов, что составляет 1/5 или 1/6 часть веса яблок. Следовательно, до 20 процентов груза, а с учетом обратной дороги и все 40 процентов - это холостой пробег... тары, за который кто-то должен платить. В иных случаях ящики заменяются контейнерами, однако проблема перевозки пустой тары, залоговых цен на нее не решается, превращаясь в проблему бесполезной траты энергетических и трудовых ресурсов.

Но если изучить опыт развитых стран, можно легко найти решение проблемы. Садоводы европейских стран 95 процентов своей продукции транспортируют в гофротаре. Картон в сотни раз дешевле, легче, лучше сохраняет продукцию, не создает даже неизбежной для деревянных ящиков потертости плодов, перевозится только в один конец. Преимущества очевидны...

По мнению специалистов, именно энергоемкость и ресурсоемкость многих предприятий, способных выпускать уникальную продукцию, делает их непривлекательными для всех видов инвестиций, в первую очередь иностранных. Поэтому ни масштабы, ни направление иностранных инвестиций не оказывают заметного влияния на подъем экономики полуострова. За 9 месяцев нынешнего года (более свежих данных органы статистики еще не имеют) в Крым поступило из-за рубежа только 36 миллионов долларов, что составляет десятую часть инвестиций в Украину. Отток инвестиционного капитала из Крыма составил больше 8 миллионов долларов. В мире никто уже не желает оплачивать непроизводительные траты любых видов ресурсов...

Такой же принцип действует применительно к денежным ресурсам. Как часто нам приходилось сталкиваться с жалобами хозяйственников о том, что «нет денег». Но правильно ли мы используем «энергию финансов»? С таким подходом, по мнению директора Крымской дирекции банка «Украина» Валерия Пробей-Головы, у нас их никогда и не будет. Наши директора берут у банков кредиты и используют их в качестве оборотных средств, т. е. зачастую деньги просто «проедаются». Отношение к кредитам во всем мире иное, считает банкир. Там банки не просто «дают деньги», но кредитуют только выгодные для всего общества инвестиционные проекты, которые всякий раз поднимают производство на более высокую ступень...

Недавно Кабинет министров Украины утвердил Комплексную долгосрочную программу социально-экономического развития и структурной перестройки экономики Крыма на срок до 2010 года, которая включает и внедрение ресурсосберегающих технологий. Она, по мнению Анатолия Франчука, предусматривает такие конечные параметры крымской экономики, которые позволят вывести регион на уровень энергетического и ресурсного баланса. Но до этого, кажется, еще так далеко, а производить надо сейчас. И желательно поэкономней...