Сообщение о беспошлинной поставке в Россию 600 тыс. тонн украинского сахара вызвало опасение, что Украина при нынешних объемах произведенного сладкого продукта не располагает необходимыми экспортными возможностями, а «победа» Украины в «сладкой» войне с Россией обернется тем, что ей придется самой закупать сахар за рубежом. Как предсказывают аналитики, отечественный потребитель почувствует дефицит продукта уже в марте. Разумеется, в данной ситуации прогнозируется и рост цен.
В этой ситуации не исключено, что правительство снимет запрет на переработку в Украине импортного тростникового сахара-сырца. Во всяком случае, заводы Украины, и в особенности одесский, питают на этот счет большие надежды.
Одесская область в вопросах переработки сахара-сырца давно занимает активную позицию. Однако предпринятые в конце 1996 и начале 1997 годов попытки убедить правительство в том, что производство сахара из тростникового сырья выгодно не только отдельным предприятиям и Одесскому региону, но и стране в целом, ничем не увенчались. Недавно Одесская облгосадминистрация вновь попыталась исправить положение, сложившееся в сахарной промышленности области, за счет сырца, из-за чего бюджет терял 0,5 млн. грн. ежемесячно. Были направлены письма в Кабинет министров и на имя Президента Украины…
Горькая доля сахарных заводов
В Одесской области в зоне рискованного земледелия, где урожайность сахарной свеклы может колебаться от 80 до 100 ц/га (т. е. ниже, чем в среднем по Украине), сахарные заводы худо-бедно, но выходили из положения за счет переработки в межсезонье импортного сырья. В последнее время тростниковый сахар спасал их от полного банкротства, к которому толкали уже не климатические условия, а нищая держава. Отсутствие государственного финансирования при острой нехватке собственных оборотных средств привело к тому, что посевные площади в области сократились с 59 до 24 тыс. га, заготовка свеклы - с 1 млн. тонн до 300-400 тыс. тонн, а производство сахара - со 100 до 47 тыс. тонн.
Единственно возможной для заводов стала давальческая схема переработки свеклы - схема, гибельная для производства. Правда, в мае 1997 года Кабмин своим постановлением «О регулировании рынка сахара» запретил переработку свеклы на давальческих условиях, предоставив возможность получения кредита на подготовку и проведение сезона.
Однако документ вышел с большим опозданием - договоры на переработку свеклы на давальческих условиях уже были заключены. В результате, по итогам сезона 1997 года свеклосахарные заводы области, несмотря на то, что произвели свыше 41 тыс. тонн продукции (т.е. в два раза больше, чем в 1996 года), сработали в убыток. Общая задолженность составила 15,5 млн. гривен.
Помимо производственных нужд, удавкой на шее заводов повисла социальная сфера. На балансе заводов находятся жилые поселки с населением в 7,5 тыс. человек. Сегодня у предприятий нет средств на обеспечение их теплом, газом, электроэнергией.
Одесская область заинтересована в переработке сахара-сырца еще и потому, что на ее территории расположен единственный в Украине (он был единственным и в Союзе) сахарорафинадный завод, специализирующийся исключительно на переработке тростникового сахара-сырца (мощностью около 300 тыс. тонн в год). Сегодня это «Одесская сахарная компания» - акционерное общество закрытого типа с иностранной инвестицией, где британской фирме принадлежит 35% акций.
После модернизации это предприятие производит продукцию, не имеющую аналогов в СНГ, - сорт рафинированного сахара европейского стандарта. Его называют «сахар достоинства кока-колы». (Компании «Кока-кола» и «Пепси-кола» для производства своих напитков используют сахар исключительно высокого качества.)
Но завод простаивает с октября 1996 года, когда правительство запретило переработку сахара-сырца в Украине, 650 его сотрудников разбежались кто куда: кто в долгосрочный отпуск, кто уволился. Тем, кому повезло, остались стеречь завод. Часть коллектива приобщилась к сахарному торговому бизнесу.
Судьба 2 млн. долларов, вложенных в качестве инвестиции британской компанией Tate & Lyle International (мировым лидером в производстве и продаже сахара), не ясна. Tate & Lyle намеревалась внести 15 млн. долларов, но теперь вся инвестиционная программа повисла в воздухе.
Имидж украинского предприятия, вышедшего на солидный уровень, подорван. Свою продукцию одесская компания поставляла представительству «Кока-колы» в России. В связи с запретом завод сорвал поставки. Национальное агентство Украины по реконструкции и развитию, УСПП, Госкомпищепром просили правительство в виде исключения позволить «Одесской сахарной компании» переработку тростникового сырья, мотивируя не только тем, что бюджет теряет дополнительные поступления, а область - рабочие места, но еще и тем, что Украина сама подрывает доверие потенциальных иностранных инвесторов. С аналогичной просьбой обращался и посол Великобритании в Украине Рой Рив, обеспокоенный судьбой инвестиций. Но, увы…
Во всем ли виновата давальческая схема?
Следует подчеркнуть, что правительство ввело ограничение на переработку тростникового сахара-сырца на давальческих условиях, при которых готовая продукция вывозилась из Украины. (Давальческая схема стала единственно возможной для предприятий из-за высокой ввозной пошлины.) 11 ноября 1996 года был издан совместный приказ МВСТорга и таможенного комитета Украины. Он-то и поставил крест на тростниковом сахаре, лишив его сертификата украинского происхождения (выдача какого-либо другого исключалась, так как сахар производился в Украине). Предприятиям напомнили, что, по правилам, утвержденным решением Совета глав правительств СНГ 24 сентября 1993 г. и соглашением между правительством Украины и России о свободной торговле, сертификат не положен. Оказывается, при переработке сахара-сырца затраты украинского завода составляют менее 50%, а для того, чтобы продукция считалась украинской, необходимо свыше 50%.
Чтобы получить сертификат, руководство «Одесской сахарной компании» предложило, как временный вариант, смешанную схему: в тростниковый сахар добавлять свекловичный, чтобы поднять адвалорную долю до 51%. Хотя при этом, как отмечал генеральный директор компании А.Мигуш, цена сахара подскочит с 380 до 430 долл. за тонну, что снизит его конкурентоспособность.
Помимо этого, «Одесская сахарная компания» заявила: поскольку правительство выступает против давальческой схемы, как разрушительной для экономики Украины, то она готова самостоятельно покупать сырье и продавать готовую продукцию (при давальческой схеме сахар является собственностью компании - поставщика сырья). Но при условии, если правительство разрешит заводу оплачивать ввозную пошлину и НДС простым векселем. (Тем самым предприятие обязуется реализовать продукцию за пределами Украины.)
Однако ни одно из этих предложений принято не было. МВСТорг согласилось лишь с тем, что потребности внутреннего рынка, а не внешнего, могут быть покрыты за счет дешевого тростникового сахара. Но если сахар продавать на внутреннем рынке, где сертификат не требуется, то его стоимость, по расчетам «Одесской сахарной компании», составит (с учетом 50% ввозной пошлины и 20% НДС) свыше 680 долл. за тонну. Кто же его купит, если на внутриукраинском рынке предлагается сахар по цене 600-700 грн./т?
В МВСТорге допускают возможность создания СП по переработке сахара-сырца с иностранным партнером и введение при этом сезонной пошлины на ввоз сырья. Но это в перспективе.
Во имя
спасения отрасли
Запрещая переработку сахара-сырца в Украине, правительство стремилось не допустить развала сахарной отрасли. Кстати, эту же цель преследовало руководство Одесской области, прося о снятии запрета. Позицию правительства очень четко выразил министр внешнеэкономических связей и торговли С.Осыка на встрече с послом Великобритании в Украине в начале прошлого года. По его словам, принятые правительством меры были вызваны рядом причин. Во-первых, ухудшением ситуации на мировом рынке сахара вследствие перепроизводства. Во-вторых, возможным введением Россией ограничений на импорт украинского продукта. В-третьих, тем, что производство тростникового сахара, ввиду его низкой себестоимости, создало в Украине трудности с реализацией свекловичного. С.Осыка исходил из прогнозируемых объемов производства отечественного сахара в Украине на 1997 год и уровня внутреннего потребления. Ожидалось, что 1,2-1,4 млн. тонн сахара будут свободными для экспорта. Поскольку Россия намеревалась и, как уже известно, ввела жесткую квоту на импорт сахара из Украины, то предполагалось, что дешевый в сравнении со свекловичным тростниковый и заполнит квоту. По данным МСВТорга в 1996 году, когда на территорию Украины было ввезено около 650 тыс. тонн сахара-сырца, экспорт свекловичного снизился почти на 20% (что вылилось в сумму 207 млн. долл.).
Но если говорить об «Одесской сахарной компании», то с 1994 года она производила (хотя и намеревалась увеличить объемы) около 60 тыс. тонн сахара, половину из которого поставляла «Кока-коле» в Россию. Специалисты считают, что продукция этого завода не составляла конкуренцию свекловичной. Теперь «Кока-кола» завозит сахар из Европы.
Что касается других предприятий Украины, то, по данным Госкомпищепрома, сегодня 45 заводов из 192 могут работать на тростниковом сахаре-сырце. В прежние годы они перерабатывали около 2 млн. тонн (около 30% от общего объема производства сахара в Украине). А начиная с 1990 года его объемы (так же, как и свекловичного) резко сократились и составили 8%. Но сегодня заводы при рентабельности 15-20%, переработав около 1 млн. тонн сахара-сырца (при условии закупок сырья напрямую), могли бы получить около 100 млн. грн. прибыли и перечислить в бюджет 50 млн. грн.
Источник валютных поступлений
может иссякнуть
Итак, прогнозы по поводу излишков свекловичного сахара не подтвердились. Этот факт дал повод одесситам еще раз высказать свою позицию насчет экспортных возможностей Украины. Они считают, что противники сахара-сырца не принимают во внимание ряд обстоятельств.
Во-первых, свекловичный сахар отечественного производства, учитывая мировые цены на внешнем рынке, неконкурентоспособен. В принципе, во всем мире себестоимость свекловичного выше тростникового. А рыночная цена формируется в основном за счет дешевого тростникового сахара. И если некоторые страны все же экспортируют свою свекловичную продукцию, то лишь благодаря ее удешевлению за счет госдотаций товаропроизводителей и высоких внутренних цен. При себестоимости в пределах 500-600 долл. за тонну объем дотаций должен составлять около 300 долл. Сегодня для Украины такие дотации - нереальны.
Во-вторых, прошлогодние и планируемые поставки в Россию свекловичного сахара, с точки зрения его конкурентоспособности, не показательны, считают одесситы. Ведь сахар реализуется по цене, ниже его себестоимости: по 600-700 грн. за тонну вместо 1200 грн. и выше (что, кстати, и является одной из главных причин разрушения сахарной отрасли). Переработка свеклы по давальческой схеме привела к тому, что колхозы и другие снабженченские организации, получив от заводов продукцию по бартеру, продали ее коммерческим структурам по выгодным для них ценам.
С точки зрения одесских специалистов, нынешняя политика государства приведет к тому, что производство сахара в Украине будет сведено к внутреннему потреблению. Что же касается экспортных возможностей, то они могут быть утрачены навсегда. Поставщики тростникового сахара-сырца после закрытия украинского рынка были вынуждены переключиться непосредственно на потребителей готовой продукции - Россию, Белоруссию, Молдову. Одесские специалисты, располагая данными о том, что Россия и Белоруссия в прошлом году переработали 2,2 млн. тонн сырца, считают, что Украина отдала (без боя) в руки своих ближайших соседей переработку тростникового сырья, что в конечном итоге приведет (если уже не привело) к потере традиционных рынков сбыта. Если учесть тот факт, что россияне, судя по публикациям в прессе, уже заявили о своем намерении обеспечить страну сахаром без чужой помощи за счет отечественной свеклы и тростникового сырья, то опасения украинских сахаропроизводителей, наверное, не безосновательны.
Теперь важно не потерять закавказский и ближневосточный рынки. Тем более сейчас, когда с Грузией достигнута договоренность о поставке в Закавказье украинского сахара. Для этого есть все возможности: Евро-Азиатский транспортный коридор (порты - Одесса, Ильичевск, Поти) мог бы решить транспортную проблему, а одесские заводы, находящиеся в непосредственной близости от порта, - обеспечить поставки сахара, выработанного из дешевого тростникового сырья.