Святцы капитализма:
десять выдающихся магнатов ХХ века
Журналист Тревор Сайкс из журнала «Австралийское финансовое обозрение» поставил перед собой задачу - назвать десять выдающихся магнатов уходящего столетия.
Акио Морита - патриарх японского бизнеса
По японской традиции Акио Морита как старший сын в семье должен был пойти по стопам отца и варить в Нагое пиво. Вместо этого он увлекся промасленными железками и пошел по инженерной стезе. Он окончил Осакский имперский институт по курсу физики и в 1944 году был зачислен на службу в императорские технические войска в звании лейтенанта. После войны Морита долго не мог найти работу и был вынужден сам создать для себя рабочее место. Он вложил на паях с другом 375 долларов в компанию, которой суждено было стать звездой мирового бизнеса под именем «Сони».
Четыре года прошло, прежде чем Морита добился заметного успеха. Когда одна американская компания запатентовала транзистор, Морита, угадавший перспективы этого изобретения, купил патент. Приобретению прав на изобретение долго сопротивлялось японское правительство, но Морита настоял на своем и использовал транзисторы в основных образцах продукции «Сони», принесших ей мировую славу: магнитофонах, радиоприемниках, телевизорах и видеокамерах.
Главным же достижением Мориты на поприще бизнеса считают тонкий, с точки зрения маркетинговой стратегии, ход - Морита убедил американские компании-импортеры японских товаров ввозить в Америку товары «Сони», не меняя их названия на более привычные американскому уху. Благодаря этому Америка, а за ней и весь мир, стали отождествлять высококачественную электронику с компанией «Сони» и Японией вообще. Акио Морита больше чем кто бы то ни было заслужил признание в своей стране за то, что нанес ее имя на карту международной коммерции.
Габриель Шанель:
ее любовники -
ее кредиторы
Ни одна из звезд бизнеса не начинала свой путь к богатству и славе в такой нищете и безвестности, как Габриель Шанель, дочь бедняка, просившего на улице подаяние, девочка, выросшая в провинциальном детском доме. В молодости она работала конторщицей на обувной фабрике, пела в барах, там и заслужила прозвище «Коко».
Поклявшись во что бы то ни стало бежать из провинции и добиться успеха, она в 25 лет становится любовницей красивого французского офицера Этьена Байсана и поселяется в его родовом замке под Парижем. С ним она разъезжает по модным французским курортам и сводит с ума курортных ловеласов в Виши, Довиле и Каннах.
Один из ее любовников обладал состоянием, достаточным для того, чтобы ссудить ее деньгами на обзаведение модной лавочкой в Довиле. Талант и работоспособность Габриель Шанель превосходят всякие описания. Она обратила свой маленький бутик в империю моды. Она добивалась в моде в первую очередь простоты, решительно порывая с традициями тяжеловесной моды 20-х годов. Во время Второй мировой войны, когда Германия оккупировала пол-Франции и целый мир - Париж, «Коко» закрыла двери «Дома Шанель». И только в 1954 году 71-летняя Габриель Шанель, приревновав к славе фирмы «Кристиан Диор», решила вернуть былую корону. Победить «Кристиан Диор» ей не удалось, но Габриель возродила славу фирмы «Шанель», не угасшую и в наши дни.
Сотиро Хонда: какой японец не любит быстрой езды!
Сотиро Хонда рос в безвестности - он родился в семье деревенского кузнеца, в 15 лет оказался подмастерьем в гараже, бредил гоночными машинами, собирал автомобили из всякого хлама, сам их обкатывал и довольно счастливо отделался, ухитрившись не расшибить голову. В 1937 году он открыл свое первое предприятие по выпуску гильз, поршневых колец и самолетных пропеллеров.
Послевоенная Япония нуждалась в транспорте; в 1946 году Сотиро Хонда купил на армейских складах 2000 маленьких дизельных моторчиков, приспособил их к велосипедным рамам, в 1949-м открыл корпорацию «Хонда моторс» и на этих тарахтелках въехал в историю мирового бизнеса. Уже к концу 1949 года он производил настоящие мотоциклы, которым, по его мнению, не хватало мощности, - это были двухтактные моторы. Он переделал их в четырехтактные. Он всегда повторял, что первые две тысячи мопедов удалось легко сбыть благодаря тому, что в них была комбинация скорости и мощности.
К 1959 году он стал крупнейшим в мире производителем мотоциклов (1,2 миллиона единиц в год). Рынок лежал у его ног, и Сотиро Хонда вторгся на соседний рынок, автомобильный, уже хорошо освоенный «Тойотой». Будучи по натуре изобретателем и продавцом, Хонда додумался взять в партнеры Такео Фудзисаву, гениального по части организации производства и общения с рабочими. Два партнера превосходно дополняли друг друга, и скоро корпорация «Хонда» превратилась в одно из совершеннейших промышленных производств в мире.