UA / RU
Поддержать ZN.ua

СВОБОДНЫЙ РЫНОК У НАС ЕЩЕ ВПЕРЕДИ

Милтону Фридману, известному американскому экономисту, патриарху идеологии свободного рынка, лауреату Нобелевской премии по экономике, сейчас 86 лет...

Автор: Евгений Сташевский

Милтону Фридману, известному американскому экономисту, патриарху идеологии свободного рынка, лауреату Нобелевской премии по экономике, сейчас 86 лет. Однако ни почтенный возраст, ни повсеместные нападки на крайне нежелательные издержки торжества свободно-рыночных отношений в виде нынешнего глобального финансового кризиса не повлияли на ход его рассуждений и на безупречность логических построений. Прежде всего г-н Фридман убежден, что от свободного рынка мир сейчас еще даже дальше, чем 50 лет назад. Разросшиеся правительства, непомерное бремя налогов, непрекращающиеся попытки протекционизма, с его точки зрения, в корне противоречат основным заповедям свободного рынка.

То, что с падением Берлинской стены распался фундамент строящегося социализма, еще не означает победы чистого капитализма. «У меня такое впечатление, что вам предстоит еще очень долго учиться различать то, что люди говорят, от того, что они делают», - говорит Милтон Фридман. Пока что можно говорить лишь о победе риторики свободного рынка, но никак не о победе самих свободно-рыночных отношений. Следовательно, пока еще рано говорить и об издержках несуществующего свободного рынка. А причины финансового кризиса, который он опять же не считает глобальным, поскольку экономики США и Западной Европы пока еще далеко не бедствуют, г-н Фридман видит в неправильной политике правительств пострадавших стран, а также в некомпетентных советах со стороны МВФ.

Тем не менее наступления светлой эры свободного рынка человечеству все равно не избежать, тем более что ее приход значительно приблизился с пришествием Интернета. Почему именно Интернет? Потому что, утверждает г-н Фридман, осуществление любых финансовых операций в киберпространстве значительно затрудняет для государственных органов задачу взимания различных поборов и в то же время значительно облегчает передвижение и товаров, и капиталов. «А чем выше степень свободы капиталов и людей, тем меньше роль правительства, - подчеркивает г-н Фридман. - Это определенный вид внешней силы, которая увеличивает влияние мощного интеллектуального потока, порождаемого логикой развития».

Евгений СТАШЕВСКИЙ

по материалам зарубежной прессы