Нет, пока изучают возможность кооперации
Местную власть не приходится упрекать в полном равнодушии к проблемам судостроения. Впрочем, как и центральную тоже. Меры по поддержке отрасли, финансированию предприятий, получению государственных гарантий для иностранных заказчиков, наконец, закон о государственной поддержке судостроительной отрасли, - все это призвано поддерживать последнюю «на плаву». Но для выведения судостроения из кризиса и дальнейшего подъема требуется нечто более радикальное.
Уже первые шаги по реструктуризации судостроения засвидетельствовали, что это средство действительно эффективное. На Николаевском государственном предприятии «Черноморский судостроительный завод» особенно четко видны положительные ее стороны. Страдавший раньше неповоротливостью и инерцией гигант отечественного судостроения породил на недавней конференции делегатов от всех подразделений судоверфи удачную структурную схему, состоящую из судоверфи «Меридиан» (поточное производство судов), производства машиностроения, предприятия «Радуга» (покрасочное производство), «Черномормебели» и других. Уже не говоря о прочих преимуществах, создание холдинговой компании из числа таких мобильных юридических лиц должно ускорить получение инвестиций.
Однако же первые попытки реструктуризации показали не только ее преимущества, но и убедили: три николаевских судостроительных завода не только требуют дробления, но и вполне определенной работы по кооперации в судостроении, расширению деловых связей. И здесь нелишне вспомнить, что в наиболее сложные периоды судостроительные заводы Николаева уже объединяли свои усилия.
Перспективы кооперации обсуждались на совещании с руководителями всех трех николаевских судостроительных заводов, которое провел глава николаевской облгосадминистрации Николай Круглов. Он, в частности, заявил о готовности местной исполнительной власти решить вопрос финансирования с помощью своеобразного «мозгового штурма». Если, конечно, администрация судостроительных заводов готова посмотреть на старые проблемы под новым углом.
А в том, что смотреть по-новому все-таки придется, убеждает недавний случай. Один из потенциальных заказчиков, которых немало приезжает в корабельную столицу Украины из разных стран, предложил заключить крупный контракт на серию судов нового класса. Предварительные прикидки показали, что для постройки заказанного судна технологические возможности любого из отдельно взятых николаевских судостроительных заводов недостаточны. Для строительства корпуса корабля, например, подходит сухой док завода «Океан», однако некоторые секции «потянет» только Черноморский судостроительный завод и т.д. Но готовы ли три николаевских судостроительных «кита» к этому?
В условиях, когда каждому заводу для выживания очень важно получить заказ, ясное дело, обостряется конкуренция. Но, увы, это не то состязание, в котором выиграет более добросовестный исполнитель, а то, которое позволяет заказчику, и особенно иностранному, играть на противоречиях родственных по профилю соседних заводов. Это еще один аргумент в пользу межзаводской кооперации.
На уже упоминавшемся совещании, надо сказать, впервые прозвучала мысль, что именно такой подход даст возможность создать единое высокотехнологическое производство. Это не просто важно, а жизненно необходимо. Ведь на международном рынке судостроения происходят процессы, на которые просто нельзя не реагировать. Правительства Германии, Испании и Греции с разрешения Европейского союза начинают более действенно поддерживать свои судостроительные компании, предоставляя им субвенции и погашая их долги. По словам специалистов судостроения, эта информация уже вызвала беспокойство у Ассоциации американских судостроителей. Ясное дело, что на нее должны отреагировать и в Украине, если мы не желаем оказаться на задворках процесса.
Закон о государственной поддержке судостроительной промышленности Украины, другие принимаемые меры уже начали обеспечивать более стабильную работу предприятий. По предварительным расчетам, в нынешнем году объем реализации судов превысит прошлогодний показатель на 40 процентов. Отечественным и иностранным заказчикам будет сдано 12 судов общей контрактной стоимостью 120 миллионов долларов. Но это лишь начало большой работы и изменения взаимоотношений внутри самой отрасли.