UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТРАНА ПОБЕДИВШЕГО ПЕФЕГИЗМА?

Светлана РЯБОШАПКА, УНИАР (специально для «ЗН») Проект закона о ПФГ (промышленно-финансовых группах) находится в Верховном Совете в последней стадии - третьего чтения...

Автор: Светлана Рябошапка

Светлана РЯБОШАПКА, УНИАР (специально для «ЗН»)

Проект закона о ПФГ (промышленно-финансовых группах) находится в Верховном Совете в последней стадии - третьего чтения. Публикации «ЗН» сопровождали развитие событий вокруг идеи создания подобных групп на всех стадиях. От первоначальных дискуссий, через указ Президента, реакцию на него Верховного Совета, воспользовавшегося своим правом вето, - до внесения проекта закона о ПФГ на рассмотрение парламента. Не будем нарушать традицию и, памятуя обо всем ранее написанном, продолжим тему - на последней стадии, как и было сказано. Заметим, что в случае принятия закона в таком виде, какой он приобрел к третьему чтению, прилагаемое «Краткое руководство для ПеФеГиста» весьма пригодится нашему изобретательному и сообразительному народу.

А что в этом плохого?

ПФГ - это вам не холдинг какой-нибудь. Это значительно хитрее. Фактически предусмотренная проектом закона система делает трудноуловимой ответственность ПФГ перед стороной, которая выделяет им финансовые или иные ресурсы. Третья сторона - в этом случае государство или представители других государств - долгожданные иностранные инвесторы. Головное предприятие, от имени ПФГ подписывающее всяческие договора, «по линии» промфингруппы никакой ответственности за подписанное не несет, поскольку сама по себе ПФГ юридическим лицом не является.

Созданная проектом закона система работает на вывоз капитала из Украины, а не на его могучий, как это декларировалось, приток. Почему? Чтобы не углубляться в законодательные дебри, предлагаем читателю представить себя на месте инвестора - подателя благ и денег. Предположим, что ПФГ создана, блага и деньги поданы. Тут оказывается, что вопрос «жить или не жить» новорожденному промышленно-финансовому образованию решает Кабинет министров, причем проект закона утверждает, что обжаловать решение кабминовских чиновников невозможно. Даже в судебном порядке...

Тут читателю стоит перестать представлять себя на месте инвестора - в целях сохранения здравого рассудка, а также благ и денег. Заместитель председателя парламентской группы «Реформы» Александр Ельяшкевич по этому поводу заметил: «Какой нормальный инвестор вложит свои деньги в ПФГ, зная, что некое собрание чиновников может в любой момент принять решение о нецелесообразности существования той или иной ПФГ? Значит, все ПФГ, которые будут создаваться, будут создаваться только для того, чтобы легализовать здешний теневой капитал (что неплохо. - С.Р.) и потом вывезти его за границу (для более разумного использования. - С.Р.)». То есть быстро вложили (легализовали), быстро «прокрутили» и еще быстрее вывезли - зачем рисковать?

Проектом закона следовало бы возмутиться и Национальному банку, ответствен-ному за здоровье банковской системы в целом. Дело в том, что условия функционирования банка-члена ПФГ существенно отличаются от тех, в которых живут банки «на воле». Иными словами, полноправное участие в ПФГ и, соответственно, в ее уставном фонде, может привести к перекапитализации (чрезмерному увеличению пассивной части) баланса банка и, следовательно, потере им ликвидности. Чем потом спасать такой банк? Разнообразными целевыми кредитами? Накладно получается.

Еще более накладной может оказаться процедура взимания налогов как с отдельных участников группы, так и с головного ее предприятия. Существует риск неполучения бюджетом налоговых средств. По проекту закона, в ПФГ «работают все» - может даже целая отрасль, - а платит налог только предприятие, выпускающее конечную продукцию (оно же, как правило, - головное). А если его продукция окажется в конечном счете нерентабельной, убыточной? Или вообще - не дай Бог - «конечное» предприятие обанкротится? В этом случае из налогового поля выпадет вся группа предприятий, работавших в ПФГ.

Кому выгодно?

Кто же и зачем пойдет в ПФГ? Прежде всего - соседские промышленные группы, которым для завершения своего производственного цикла не хватает каких-то украинских предприятий. Гораздо выгоднее использовать материальные и технические ресурсы недостающих в цепочке украинских предприятий с помощью создания ПФГ, чем, как это принято в отношениях между равными партнерами, создавать СП, АО и т.д. Речь, таким образом, идет о максимальном удовлетворении интересов крупных финансовых и промышленных кланов, в первую очередь российских. При этом понятно, что в Украине их интересуют отнюдь не «свечные заводики», а крупные работающие предприятия.

Но не будем поддаваться приступу русофобии - точно таким же образом через ПФГ может и должен сработать и украинский капитал любой страны, вывезенный туда на постоянное место жительства бывшими нашими гражданами. Через ПФГ вполне можно легализовать как вывезенные доходы, так и доходы оставшихся на родине друзей по бизнесу. Так что неизвестно, чего будет больше - российско-украинских ПФГ или швейцарско- кипро- люксембургских.

Естественно, заинтересован в таком законе об ПФГ и Кабинет министров. Его роль последней разрешающе-запретительной инстанции вполне устраивает.

Директора крупных предприятий тоже вроде бы - за. ПФГ, кроме уже перечисленных возможностей, дает еще одну - лично для директората: закрепиться в своем статусе управляющих госимуществом. Но очень и очень многих ждет на этом пути жестокое разочарование. Во-первых, безграничная власть головного предприятия ПФГ позволит его руководителям фактически диктовать свои условия директорам всех предприятий - членов ПФГ. Во-вторых, создание ПФГ - это только начало перераспределения крупной части собственности. Кроме большой вероятности чисто криминальных разборок, «старому» директорату угрожает и более прозаическая опасность: его просто «переиграют» более ловкие и обладающие мертвой хваткой конкуренты в борьбе за денежные знаки.

Впрочем, проект закона хорош - за исключением небольших недоработок и маленьких неприятностей для всей страны, о которых говорилось выше. Если хочется ИМЕННО ЭТОГО, что ж - нужно принимать.

Краткое методическое пособие ПеФеГиста,

или Как с помощью закона «О промышленно-финансовых группах» присваивать государственные деньги

1. Согласно пункту 1.2 головным предприятием ПФГ может быть любое предприятие, созданное в соответствии с законодательством УКРАИНЫ. Поэтому, сделав головным предприятием ПФГ предприятие с иностранными инвестициями (свободное от налогообложения), вы легально выводите всю прибыль вашей ПФГ из-под налогообложения. Можно пойти еще дальше - и вполне законно вывезти полученную таким образом прибыль за границу. А о потерях бюджета от такого механизма пускай беспокоятся правительство и народные депутаты, которые голосовали за этот пункт.

2. Согласно пункту 4.5 финансовая помощь может быть предоставлена головным предприятием ПФГ какому-либо участнику ПФГ резиденту УКРАИНЫ. Финансовая помощь, независимо от ее источников, не считается кредитом и освобождена от налогообложения.

Поэтому если головное предприятие в вашей ПФГ государственное, попытайтесь получить от него как можно больше финансовой помощи, и тогда государственное имущество, государственные средства, полученные в виде такой помощи, станут собственностью вашего приватизированного предприятия. Если повезет, вы сможете за государственный счет значительно расширить или модернизировать свое приватизированное предприятие, предприятие с иностранными инвестициями (главное - постоянно всех убеждать, что именно ваше производство очень необходимо ПФГ).

3. Согласно статьям 2.7, 2.4, 7 после ликвидации ПФГ погашение долгов кредиторам ПФГ не является возможным, так как вопрос об ответственности ПФГ - не юридических лиц законодательством не урегулирован.

Поэтому попробуйте получить как можно больше государственного кредитования ПФГ на головное предприятие. Потом головное предприятие согласно пункту 4.5 осуществляет финансовую помощь негосударственным участникам ПФГ (желательно, чтобы среди них были вы сами или верные вам люди). Через некоторое время ПФГ ликвидируется, и так как негосударственный участник ПФГ и головное предприятие отвечают только по своим обязательствам, государственные средства навсегда осядут в частных структурах. Государство может требовать возвращения ресурсов только от головного предприятия ПФГ, но у него их уже не может быть. А будут они у вас.

А вот права банков, согласно пункту 4.4, защищены самым надежным образом, даже после реорганизации и ликвидации ПФГ. Поэтому если вы банкир, можете не волноваться.

А.С. Ельяшкевич, зам.председателя депутатской группы «Реформы»