UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТРАДАНИЯ ЖЕЛЕЗНОГО ВЕРТЕРА

В феврале этого года представители 39 стран, входящих в число крупнейших мировых производителей стали, во Франции подписали Соглашение о дополнительных мерах по сокращению производства черных металлов...

Автор: Олег Гавриш

В феврале этого года представители 39 стран, входящих в число крупнейших мировых производителей стали, во Франции подписали Соглашение о дополнительных мерах по сокращению производства черных металлов. Украинские металлурги, экспортирующие 80% производимой продукции, надеются, что это решение напрямую не затронет отрасль, и продолжают искать пути ее реформирования за счет средств, полученных от реализации металла на внутренних и внешних рынках.

По данным International Iron and Steel Institute (IISI), в прошлом году наблюдался незначительный спад производства стали на мировом рынке. По сравнению с 2000 годом сокращение производства этого металла составило 0,7%. Причем две трети снижения производства пришлось на последний квартал прошлого года.

Динамика изменения уровня производства в разных регионах была неравномерной. Объем производства в Северной Америке и государствах ЕС снизился на 10,9% и 2,7% соответственно. Наибольшее «падение» в странах ЕС зафиксировано в Ирландии (58,3%), Португалии (28,7%), Франции (7,7%), Великобритании (9,7%), Бельгии (7,3%). В то же время в странах Азиатского региона (Китай, Южная Корея, Тайвань, Япония, Индия), доля которых в общемировом производстве составляет около 40,4%, суммарный объем производства стали увеличился на 4%. Увеличился также общий объем производства стали странами СНГ, в основном за счет Украины, в которой рост составил 5,8%, и Молдовы — 6,2%.

По мнению британской исследовательской фирмы MEPS, одной из причин стагнации производства является замедление темпов экономического роста, охватывающее все больше стран. Поэтому сокращение производственных мощностей по выплавке стали на 97,5 млн. тонн (при мощности мировой сталелитейной промышленности в 1,06 млрд. тонн в год), как считают британские специалисты, сбалансирует рыночный спрос и предложение. Они ожидают, что это будет способствовать поддержанию цен на металл на мировом рынке, которые снижались на протяжении последних десяти лет.

Вместе с тем спад производства в ЕС и странах североамериканского континента будет нивелирован продолжающимся увеличением производства стали в странах Азии, даже несмотря на то, что на китайском рынке в последнее время существует избыток предложения металлопродукции вследствие чрезмерного расширения производства и сокращения экспорта металла. Это обстоятельство и то, что емкий китайский рынок был «экспортной вотчиной» россиян, не помешали украинским металлургам нарастить объем поставок металла в Азию.

Желанные и не очень

Если объемы экспорта металлопродукции в 2001 году по сравнению с предыдущим изменились незначительно (сократились на 1,6%), то объемы и структура поставок по странам и континентам изменилась кардинальным образом.

«При уменьшении поставок в США, Восточную и Центральную Европу, в прошлом году значительно выросло присутствие украинского металла на рынках Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, странах СНГ, Евросоюза и даже в Африке», — констатирует исполнительный директор УкрАПЧерМет Владимир Терещенко.

Необычным выглядит увеличение металлоэкспорта в страны Евросоюза на фоне сокращения производства этой продукции и квотирования поставок для Украины. Как считают в УкрАПЧерМет, введенные квоты, собственно, и стали причиной увеличения экспорта в ЕС (на 6,8%) вообще и в Германию (7,2%) в частности. «Немцы заинтересованы в украинской продукции, качество которой их устраивает. В настоящее время практически вся экспортная продукция имеет международные сертификаты качества. И это не только увеличивает экспортный потенциал, но и стоимость продукции таких предприятий, как «Азовсталь», «Металлургический комбинат им. Ильича», «Запорожсталь», «Криворожсталь», — говорит Владимир Грановский, заместитель начальника управления металлургической промышленности Минпромполитики Украины. Наличие сертификатов, по его мнению, способствовало тому, что сокращение экспорта в стоимостном выражении в прошлом году было не так заметно — выручка от поставок за рубеж сократилась с 5,03 до 4,96 млрд. долларов.

В 2001-м, по сравнению с предыдущим годом, увеличились поставки украинского металла на Ближний Восток (на 15,6%), в Юго-Восточную (на 26,7%), Южную и Юго-Западную Азию; в страны СНГ (на 6,4%). Резкое сокращение экспорта произошло на австралийском (на 83,0%) и американском (на 80,1%) направлениях. Если учесть, что объем поставок металла в США в 250 раз выше, чем в Австралию и государства Океании, то очевидно, сколь веские потери понесли металлурги из-за сокращения поставок в Америку. «Рынок США просто провален, нас оттуда, по сути, выгнали», — констатирует В.Грановский.

Произошло это по нескольким причинам. Во-первых, по данным IISI, большая часть американских метпредприятий последний раз реконструировалась в 70-х годах. На низкие технологические возможности заводов накладывается высокая себестоимость производства (зарплата и цена энергоресурсов доходит до 40% стоимости проката). В связи с чем цена американского металла сегодня не выдерживает конкуренции ни с европейской, ни с украинской продукцией, и, естественно, американцы для сохранения объемов производства вынуждены действовать грубо.

Во-вторых, в США произошло резкое сокращение потребления металла. Если еще два года назад доля экспорта занимала 30% в 150-милионном ежегодном потреблении, то за два последних года потребление сократилось почти на 15%. Попытка американских металлургов переложить груз этого сокращения на плечи производителей из других стран выглядит оправданной. Удивление вызывает другой факт. «Американцы вместо реконструкции собственного производства сегодня вкладывают средства в бразильскую и южнокорейскую металлургию», — говорит В.Грановский.

Это раздражает европейских производителей и повлияло на решение Европейского Союза и Японии обратиться в WTO за разрешением на введение мер, аналогичных антидемпинговому закону, принятому в США еще в 1916 году. Если ЕС добьется принятия такого закона, то не только Штатам, но и Украине следует ожидать нового витка или скорее новых антидемпинговых расследований.

Наконец, в-третьих, процесс слияния металлургических предприятий Европы опережает слияние американской металлургической индустрии. А реструктуризация — даже медленней, чем в Украине. Например, американская компания «Бетлехем стил» еще десять лет назад по объемам выплавки стали занимала 9-е, а компания из Люксембурга «Арбед» — 10-е место в мире. Сегодня, после слияния французских «Юзинор» и «Сасилор» с «Арбед», европейский металлургический гигант делит с японскими компаниями первое-второе места в мире.

Качество и количество

Традиционно во всех странах мира экспорт металла не превышает 10% производимой продукции. Исключение составляет Япония с ее 30-процентным экспортным потенциалом и Украина — с 80%.

Наиболее емкими рынками прошлого года для отечественного металла были Ближний Восток, куда экспортировалось 9455 тыс. тонн металла (32,2% всего экспорта), Юго-Восточная Азия — 7832 тыс. тонн (26,7%), страны СНГ — 2634 тыс. тонн (9,0%), Восточной Европы — 2617 тыс. тонн (8,9%) и Европейского Союза — 2481 тыс. тонн (8,5%). Причем, выдерживая демпинговую конкуренцию с российским металлом, значительно выросла стоимость продукции, опережавшая рост объемов экспорта.

В Африку в прошлом году было поставлено продукции на 370,2 млн. долл., на Ближний Восток — на 1351,5 млн. долл., в Южную и Юго-Западную Азию — на 182 млн. долл., в страны ЕС — на 469,4 млн. долл. Например, увеличение экспорта в Евросоюз в абсолютных цифрах увеличилось на 6,8%, а в денежном эквиваленте — на 14,5%. Как уже говорилось, этому, кроме увеличения экспорта продукции с сертификатами от Ллойда, Веритас и ТЮФ, способствовало изменение структуры экспорта. «В прошлом году произошло увеличение экспорта высокотехнологичного готового проката», — уверяет В.Грановский.

Статистическая отчетность констатирует, что в 2001 году на 28,5% увеличился объем экспорта сортового проката (977 тыс. тонн), на 13,0% — горячекатаного плоского проката (5564 млн. тонн), на 8,0% — арматуры (3637 тыс. тонн). Практически не изменился объем экспорта полуфабрикатов — 9187 тыс. тонн, катанки — 1856 тыс. тонн. Среди сортамента, экспорт которого резко сократился, можно отметить «сырьевую составляющую»: поставки за рубеж чугуна сократились на 54,3% (737 тыс. тонн), а лома черных металлов — на 12,8% (4523 тыс. тонн). В то же время сократился на 12,4% экспорт холоднокатаного плоского проката (1118 тыс. тонн) и другой металлопродукции — на 14,8% (108 тыс. тонн).

Внутреннее и внешнее

Некоторую надежду отечественным производителям металлопродукции дают первые признаки оживления потребления видов металлопродукции в Украине, в частности стали.

Но украинские металлурги видят выход прежде всего в дальнейшей реструктуризации производственных мощностей, а точнее — в их сокращении, за счет чего уменьшится себестоимость продукции. Согласно Национальной программе развития ГМК (которая согласована с международными профильными ассоциациями), в Украине с 1993-го до окончания текущего года должны быть остановлены мощности по производству чугуна — 10 млн. тонн, стали — более 13,4 млн. тонн, проката — 3 млн. тонн.

Дальнейшие планы Украины по сокращению производственных мощностей вписываются в «парижское соглашение»: по стали, как и по чугуну, оно составит 5,6 —5,9 млн. тонн.

Но, по данным В.Грановского, Украина намерена продолжить вывод производственных мощностей из эксплуатации с 2006 года. Ускорить этот процесс может разве что беспроцентный (или под низкие проценты) кредит Всемирного банка на реструктуризацию отрасли. Одновременно с выводом производственных мощностей (что поможет снизить себестоимость металла) металлурги надеются на изменение законодательной базы и оживление внутреннего рынка. Прежде всего, считают специалисты отрасли, необходимо срочное реформирование финансово-кредитной системы и принятие нового Налогового кодекса, что способствовало бы снижению налогового пресса и оживлению всей промышленности, а не только отдельных предприятий ГМК, работающих в «экспериментальном режиме».

По данным Минпромполитики, в 2000 году внутреннее потребление металла составляло 4,2 млн. тонн, а в 2001-м — порядка 6 млн. В этом году прогнозируют увеличение внутреннего потребления на 20% (до 7 —7,2 млн. тонн).

Эксперты прогнозируют, что в 2002 году спрос на экспортный потенциал сохранят ближневосточный и азиатский рынки. «Несмотря на принимаемые Россией шаги по сокращению импорта украинских труб, нержавейки и листового проката, рынок СНГ для украинских металлургов все же будет сохранен. Причем перспективными остаются рынки стран Средней Азии, а также рынки стран, в которых нет собственной металлургии», — считает В.Терещенко.

Пытаются найти новую нишу на внешних рынках и «трубники».