UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТОИТ ЛИ КРЕДИТОВАТЬ ТЕНЕВОЙ ЭНЕРГОБИЗНЕС

Всемирный банк очень сомневается… Докатившийся до края пропасти энергокомплекс вынуждает своих ...

Автор: Наталка Прудка

Всемирный банк очень сомневается…

Докатившийся до края пропасти энергокомплекс вынуждает своих «генералов» идти на непопулярные для украинского бизнеса решения, в частности, ломать действовавшие ранее схемы расчетов. К этому подталкивает и позиция Всемирного банка: если сохраним энергорынок в первозданной его непрозрачности - очередных траншей 317-миллионного кредита от ВБ нам не видать…

С 11 по 13 июня в Национальном диспетчерском центре (НДЦ) Министерства энергетики проходило собрание Совета энергорынка. Директора генерирующих и энергоснабжающих компаний встретились, чтобы утвердить порядок распределения финансовых средств, поступающих на клиринговые счета энергорынка. По словам директора НДЦ Анатолия Баталова, в соответствии с принятым решением, начиная с 16 июня денежные поступления будут распределяться по утвержденному Советом алгоритму. Предварительно будут сверены все долги, возникшие к 1 июня 1997 года между энергоснабжающими организациями и генерирующими станциями (атомными, тепловыми и гидро-). Объемы долгов предполагается зафиксировать, чтобы в дальнейшем не учитывать их в расчетах между участниками энергорынка. Учитываться будут лишь текущие денежные средства, в том числе взаимозачеты с угольщиками, поставляющими топливо на станции.

По итогам мая платежи через энергорынок «живыми» деньгами несколько увеличились и достигли 18%, остальные шли в виде взаимозачетов, векселей и других форм безденежной оплаты. Месячные поступления «живых» ресурсов составили порядка 120 млн. гривен. Однако главное условие соглашения со Всемирным банком - при расчетах за потребленную электроэнергию через банковскую систему должно проходить 50% всех платежей - все равно не выполнялось.

В разгар знойного лета-97 теплоэнергетики в очередной раз озабочены будущим приходом зимы - к тому времени на складах теплоэлектростанций необходимо создать как минимум 40-дневные запасы топлива. Средств для его закупки в отрасли нет, так как ее рентабельность, по словам заместителя министра энергетики Валентина Бондаренко, составляет 1,2% - доходов не хватает даже людям на зарплату. К этому мизерному показателю достаточно приплюсовать кредиторскую задолженность, составляющую, по данным Минэнерго, 4,42 млрд. грн., чтобы понять ту бездну, над которой зависла энергетика Украины.

Основные поставщики топлива - угольщики - тоже не спасут ситуацию: падение угледобычи продолжается, невзирая на радужные прошлогодние правительственные обещания и заверения в будущих успехах. По данным Минуглепрома, за пять месяцев 1997 года план угледобычи выполнен на 87,8%, - добыто 32,6 млн. тонн угля вместо 32,6 млн. На счета угольных предприятий возвращается лишь 2-7% «живых» денег за отгруженную продукцию (данные Минуглепрома). По словам заместителя министра энергетики Юрия Улитича, за пять месяцев этого года энергетики перевели угольщикам 23% «живых» денег - это 111 млн. грн. В настоящее время угольщики должны энергетикам 337 млн. гривен, а долг энергетиков перед угольщиками составляет 222 млн. грн.

Однако не стоит воспринимать приведенные цифры слишком серьезно: так как измени угольщики схемы расчетов - и картина сразу же изменилась бы с точностью до наоборот. Видимо, руководителей угольных предприятий это не устраивает - неслучайно ведь ширятся разговоры о том, что на Черноморском побережье самые богатые виллы строят бароны угольной промышленности. Как здесь не вспомнить высказывание Ласло Ловея - эксперта Всемирного банка, который в начале года на встрече с журналистами назвал ключевой проблемой угольной отрасли именно неконтролируемое увеличение расходов на ее функционирование. И это при наметившейся пять лет назад стойкой тенденции сокращения собственной угледобычи и перманентных протестах шахтеров, порой по полгода не получающих зарплату.

Как видим, все надежды энергетиков - на Всемирный банк, рискнувший прошлой осенью протянуть руку помощи теплоэлектростанциям Украины, выделив им кредит в $317 млн. Под очередной транш кредита 25 июня 1997 года Министерство энергетики прекращает прием заявок на участие в тендере, который должен определить поставщиков топлива для ТЭС. Общая сумма кредита на закупку топлива достигнет порядка $123 млн.

Однако нет уверенности, что победители действительно-таки получат финансирование под проводимый украинской стороной тендер. Всемирный банк еще в начале мая уведомил министра финансов Игоря Митюкова о своем намерении прекратить кредитование так называемого энергорынка до тех пор, пока наша страна не будет выполнять подписанные соглашения. Их главные пункты обязывают украинское правительство покончить с неплатежами, отменить ограничения тарифов на электроэнергию. Судя по всему, Всемирный банк решительно не намерен оказывать кредитные услуги теневому сектору энергетического бизнеса в Украине, чьи масштабы измеряются несколькими миллиардами долларов в год.

24 июня в Украину прибывает миссия экспертов Банка с тем, чтобы проверить, как наша сторона выполняет подписанные кредитные соглашения. Заранее предвкушая серьезный разговор с кредитором, Кабинет министров совместно с Минэнерго в очередной раз объявил войну неплатежам: 21 мая утверждено постановление «Об усовершенствовании системы расчетов за использованную электрическую и тепловую энергию». Постановление обязало предприятия-потребители сделать текущие расчеты с государственными акционерными энергоснабженческими компаниями за потребленные тепло- и электроэнергию исключительно в виде денег. Однако для поставщиков топлива на атомные и тепловые станции предусмотрена отдушина: в счет поставленных объемов топлива с ними разрешено рассчитываться электроэнергией, однако не напрямую, как было ранее, а через компанию «Энергорынок» (компания до сих пор не учреждена, поэтому ее функции выполняет НДЦ).

Согласно постановлению, поставщики топлива должны стать членами энергорынка. Для этого им необходимо получить лицензии в Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики на право торговать электричеством, а также подписать договор энергорынка. Прошел почти месяц с момента выхода майского постановления, но угольные предприятия, конечно же, не успели выполнить его предписания, - пока что они разрабатывают необходимую документацию. Время еще есть: накопившиеся к 1 апреля 1997 года долги должны быть погашены до 1 октября 1997 года.

Кроме того, к этому моменту запланировано внедрить механизмы реструктуризации долгов бюджетных организаций. По данным Минэнерго, к 12 июня на 8,7 тыс. предприятий составлены графики погашения долгов - это 26% общего количества должников. В случае необходимости, погашение долгов бюджетников обеспечит Минфин (в виде векселей Государственного казначейства). Дай-то Бог, чтобы сызнова не повторилась история с энерговекселями, нанесшими значительный ущерб бюджету и обеспечившими неплохой навар для избранных за счет дисконта, достигавшего в некоторых случаях 90%.

Вернемся все же к правительственному постановлению. Для осуществления задуманного облгосадминистрации обязаны создать специальные комиссии по контролю за расчетами за электроэнергию, а персональную ответственность несет министр энергетики Юрий Бочкарев. Противодействие начатому - колоссальное. Нетрудно предсказать, что камни в очередной раз полетят в сторону Всемирного банка, который, видите ли, требует сломать накатанные правила игры теневого энергобизнеса…

По данным Минэнерго, к 15 июня с.г. необходимо было подписать новые договора с потребителями, обязывающие их рассчитываться деньгами; но к 12 июня договора заключены лишь с 2,7 тыс. из 3,9 тыс. мощнейших предприятий. Кроме того, в Украине насчитывается порядка 140 тыс. более мелких потребителей, с которыми также в течение двух месяцев необходимо подписать новые договора (пока же удалось «охватить» лишь 16%).В первые 12 дней июня ограничение отпуска электроэнергии привело к сокращению количества должников на 3,1 тыс., то есть на 15,7%. Кроме того, были отключены от сети 23,8 тыс. бытовых потребителей.

Столь стремительная расправа с неплательщиками не очень радует. Однако отступать некуда: из-за отсутствия денег на топливо можем и вовсе остаться без «лампочки Ильича».