Что происходит
с туризмом?
Справка. На сегодняшний день, по данным Госкомтуризма Украины, получили лицензию на право предоставления туристических услуг в Украине и за ее пределами свыше 2 тысяч фирм - частных, государственных, коллективных и прочих. Около десятка - иностранных, получивших лицензию на предоставление туристических услуг для граждан Украины от нашего Госкомтуризма. Однако в списке, изданном Госкомтуризмом отдельным каталогом, «в лучшем случае работают две трети фирм», так оценил ситуацию начальник управления по контролю за деятельностью туристических предприятий Виктор Мыцык.
Госкомтуризм, озабоченный неразберихой в учете и контроле туристических фирм, начал проводить плановые проверки. Они привели к лишению лицензий за различные нарушения нескольких десятков субъектов предпринимательской деятельности в области туризма, а также к приостановке действия лицензий примерно сотни фирм. Насколько справедливы такие действия?
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «Международный туризм» (лицензия №000365) - телефон в каталоге туристических фирм отсутствует. Лицензия приостановлена. ООО «Феникс-ЛТД» (приостановлена лицензия) - телефон на многочисленные звонки не отвечает. ООО «Арс-Вояж» (приостановлена лицензия) - дозвониться невозможно. ООО «Оранта Тур» - собеседник, отозвавшийся на телефонный звонок, заявил, что по значащемуся в каталоге номеру телефона вышеуказанной фирмы нет уже более года. Частное предприятие «Лыбидь - Тур» (приостановлена лицензия) - телефон молчал. ООО «Монт Сервин» - «ничего не знаю - такой фирмы по указанному в каталоге телефону нет». ООО «Ворлдвайд менеджмент» (транскрипция названия - по каталогу Госкомтуризма) - «в начале июля еще уехали, новый адрес, равно как и телефон, не оставили». Украинско-египетское ООО «Планета тур Рамзес» - «ничего не знаем о такой фирме». Частное предприятие «Арви» - «по этому номеру телефона всегда был дом быта «Столичный». О турагентстве ничего никогда не слышали». Это все - ответы новых владельцев телефонных номеров, указанных в каталогах Госкомтуризма как номера фирм.
Фирма «Арт энд Джорней» - в каталоге указан юридический адрес и номер телефона во Львове. Звоню - «это неправильный номер телефона. Позвоните по другому». Звоню - никакой реакции. В то же время появляется реклама этой фирмы с указанием киевского номера телефона. Дозвониться - невозможно. Украинско-турецкое ООО «Сутал» - «это - юридический адрес фирмы, - сказал по телефону неизвестный, - а где она находится, я не знаю» (?!).
Так и не удалось получить хоть сколько-нибудь вразумительный комментарий со стороны «обиженных» Госкомтуризмом фирм. Но самый поразительный случай произошел с фирмой «Ориентир» (лицензия №000213). Некая киевская фирма «Yener» (реклама в «АиФ», №48 за 1996 год), предлагавшая индивидуальные туры в США, Францию и прочие страны, не указала в рекламном объявлении номер своей лицензии. Обращаюсь. Некто Оля (так она назвалась) заявила, что ее фирма «вообще-то не имеет своей лицензии и работает по поручению фирмы «Ориентир». Когда я обратился туда - в «Ориентире» были просто шокированы тем фактом, что от них кто-то, оказывается, работает. Наверное, достаточно.
Откуда проблемы?
Ранее, до развала СССР, три монополиста диктовали всю политику государства в этой отрасли: «Спутник», «Интурист» и туристическое подразделение ВЦСПС (профсоюзы). То есть все управленческие кадры в области туризма были сосредоточены в Москве. Украине после получения независимости пришлось (как, впрочем, и в других отраслях) создавать свою политику в области туризма практически с нуля. Это и было одной из главных причин того, что, не зная отрасли (а в некоторых странах ее даже не берутся определять как отдельную, поскольку она многопланова), тысячи людей бросились в нее. И, не добившись успеха, стали сворачивать деятельность. Процесс отмирания одних фирм шел параллельно возникновению новых, причем специализация их менялась.
Дело в том, что так называемый внутренний туризм - когда граждане Украины путешествуют по Украине же - на долгое время пришел в упадок по простой причине обнищания основной массы населения. Иностранный туризм - когда наши фирмы пытаются предоставить иностранцам на территории Украины достойный отдых - провалился из-за отсутствия инфраструктуры по обслуживанию туристов в Украине. Остался туризм зарубежный, в котором преобладали две категории выезжающих за рубеж украинских граждан: «новые украинцы» и собственно «челноки». Если «новые украинцы» ездили за рубеж и будут ездить при любых обстоятельствах, то «шоп-туристы» в изменившихся условиях не смогут этого себе позволить. Причина - введение гривни и последовавший за ним запрет на расчеты за предоставленные даже за рубежом услуги в иностранной валюте, а вместе с этим автоматическое взимание налоговыми инспекциями
20-процентного НДС, названного представителями туристического бизнеса практически налогом с оборота. Это удорожает стоимость путевок на те же 20%, поскольку туристические фирмы вынуждены будут перекладывать свои затраты от НДС на клиентов. Многие, даже крупные турфирмы сразу же «сели на картотеку»: вынуждены были платить дополнительный налог за уже предоставленные услуги. А в перспективе сотни фирм обанкротятся, выбросив на рынок рабочей силы уже тысячи людей, лишат возможности самостоятельно, не прося помощи у государства, заработать на существование миллионы «челноков». Но об этом - ниже.
Туризм: на чем стоим?
На том, из чего состоит туризм как таковой, останавливаться не будем. Напомним лишь некоторые постулаты. Во-первых, тот, что собственно туризм не является нигде в мире высокорентабельной отраслью экономики. Он выгоден прежде всего той стране, в которую совершаются туры. Нужна мощная инфраструктура для приема туристов, которая и могла бы на этом зарабатывать и давать государству доход от налога.
Что же имеем мы? Гостиничный сервис - отвратителен, цены - дикие, в том числе на туристические услуги.
- Собрать группу для путешествия в Украину очень сложно, - рассказывает заместитель директора туристической фирмы САМ Анатолий Матвиенко. - Причины? Итальянская группа, которая пребывала у нас в Киеве, была поражена ценами в «Каштане», изумлена стоимостью пива. Виза в Украину стоит 75 долларов (в Испанию - 30, в Италию - 31), 10-процентный гостиничный сбор от предоставляемых услуг, которого в других странах нет, также удорожает услуги. А вспомним трехчасовые мытарства на таможне в Борисполе, которые у нас шокировали очень привередливую тайскую группу, а многочасовые задержки в связи с тем, что бастовавшие шахтеры перекрыли дороги в Донбассе. Резонансные убийства (того же Щербаня), ограбления по наводке в частных квартирах-гостиницах также не привлекают туристов в Украину. А прошедшая в сентябре Лондонская туристическая биржа показала еще и то, что нам с крупными западными фирмами конкурировать невозможно.
Туристическая деятельность в Украине регламентируется собственно законом «О туризме». Во многом декларативном, частично повторяющем декларативные пункты Конституции. Это - законодательная база. Что касается тех, кто создает туристические услуги, то они повседневно сталкиваются с подзаконной регламентацией своей деятельности: налоговыми, таможенными и целым рядом прочих инструкций исполнительных органов. Кроме того, они контролируются более чем десятком проверяющих инстанций. И попадают под перекрестный «огонь».
В законе «О туризме» у туристов имеются такие права, как «беспрепятственный доступ в службы здравоохранения», но не указано, за чей счет. Непонятно, какой логикой руководствовались законодатели, написав в одном месте «безопасность туристов на территории Украины гарантируется государством», а в другом, что «субъекты туристической деятельности разрабатывают конкретные меры по обеспечению безопасности туристов ...и несут ответственность за их выполнение». Последнее в общем-то логично, поскольку туризм - самая приватизированная отрасль в Украине (около 90% туристических фирм - либо частные, либо акционерные общества). Но логики, увы, нет.
Как нет и многого другого. Скажем, не расшифрованы в законе термины «туроператор» и «турагент». Отсюда вытекает невозможность ответить на вопрос о том, много ли у нас туристических фирм. Две тысячи турагентов - многовато. Две тысячи туроператоров - нормально. По данным Украинской туристической ассоциации (создана три месяца назад как организация для защиты интересов туристических фирм), крупных туристических фирм (турагентов) в Украине около 100. Остальные - типичные туроператоры, и вряд ли вырастут до крупных, поскольку очень мало имеют собственного имущества, арендуя его у государства. 90% стоимости путевки у них составляют расходы на транспорт, проживание туристов в месте пребывания, питание. Государство в лице Госкомитета по туризму ведет себя в общем-то логично, требуя от туристических фирм активизации иностранного туризма в Украине. Но больно бьет этим самым по мелким туристическим фирмам (причины указаны выше). Плюс к этому добавляется еще и вышеописанный 20-процентный НДС. Посему председатель Украинской туристической ассоциации Эдуард Лойко прогнозирует в наступившем году падение так называемого челнокового туризма на несколько миллионов поездок за год. По его данным, в Украине кормились «челночной» торговлей около 3,5 миллиона человек, а всего выездов за рубеж в 1995 году было около 40 миллионов. В 1996 году выездов было меньше, поскольку туристический сезон начался на месяц позже обычного (точных данных пока нет).
Точку в проблеме ставить рано, поскольку Украинская туристическая ассоциация рьяно взялась воевать за интересы своих членов, обратилась во все властные инстанции. Но всем причастным к туризму рекомендую быть реалистами, поскольку за всем происходящим тот же Эдуард Лойко видит интересы крупных поставщиков иностранного ширпотреба из-за рубежа, которым «челноки» составляли серьезную конкуренцию и заодно не допускали монопольного повышения цен.