UA / RU
Поддержать ZN.ua

«СТАЛЬНЫЕ СЛИВКИ» С ПРОБЛЕМНОГО ЗАВОДА СОБИРАЕТСЯ СНЯТЬ ЕГО РУКОВОДСТВО

Иногда, когда пишешь материал об ущемлении прав акционеров в том или ином акционерном обществе, ло...

Автор: Иван Оникийчук

Иногда, когда пишешь материал об ущемлении прав акционеров в том или ином акционерном обществе, ловишь себя на мысли, что пытаешься втиснуть все происходящие события в шаблонную схему: мол, собрались нехорошие люди (обычно - из руководства АО), и давай строить свои мрачные долгосрочные планы наиболее циничного пренебрежения правами других акционеров. На самом же деле, реальные движущие мотивы несколько иные, хотя ситуация столь же шаблонна: просто одни акционеры (обычно - ничтожное меньшинство) пытаются решить свои проблемы за счет других, при этом зачастую не считаясь с положениями действующего законодательства.

Очередной типичный случай, мягко говоря, волюнтаризма руководства ОАО дал нам запорожский завод «Днепроспецсталь». Причем, можно сказать, даже «многократно» типичный: и завод находится в кризисной ситуации, и работники по многу месяцев не получают зарплату, а потому охотно продают принадлежащие им акции сторонним инвесторам, в связи с чем руководство завода начинает бить тревогу по поводу возможного выхода акционеров общества из-под его контроля.

И вот 14 апреля сего года собирается правление ОАО «Днепроспецсталь» под председательством директора Г.Кийко. На повестке дня - вопрос «О мерах по уменьшению оттока акций, продаваемых сторонним организациям акционерами ОАО «Днепроспецсталь». Действительно, только за первый квартал, предшествовавший данному заседанию, количество акций, продаваемых акционерами завода сторонним организациям, превысило 40 тысяч штук, или 4%. Суммарно же у сторонних юридических лиц количество акций ОАО «Днепроспецсталь» перевалило за 40%, в то время как пакет акций трудового коллектива за полтора года уменьшился с 42% до 27% (остальные акции находятся в государственной собственности и частично будут проданы на аукционах).

С точки зрения руководства (в лице правления ОАО), сохранившийся за трудовым коллективом пакет акций «стал по величине «критическим» для решения всех производственно-финансовых и социальных вопросов электрометаллургов» (цитата взята из протокола заседания правления ОАО «Днепроспецсталь»). Здесь, конечно, можно было бы отметить, что и с большим, т.е. «не критическим», пакетом руководство довело завод до нынешнего критического состояния, так что дело, видимо, не в величине пакета, а в способностях руководства. Но в связи с тем, что способности - вещь нематериальная и субъективная, вновь вернемся к реалиям акционерной собственности.

Тогда же, 14 апреля 1998 года, правление постановило:

- принять обращение к акционерам завода о прекращении продажи акций сторонним организациям;

- главному бухгалтеру изыскать минимальную возможность и найти 50-80 тыс. гривен для покупки у заводчан акций в собственность ОАО;

- подготовить пакет документов по созданию и регистрации общества с ограниченной ответственностью «Днепроспецсталь-инвест», учредителями которого могли бы стать заводские работники, акционеры;

- организовать временную систему покупки акций у акционеров завода через независимого регистратора «Металлург» для работников завода, желающих купить (докупить) акции и для завода, как юридического лица (внутреннее перераспределение акций);

- ежедневно (!) отслеживать количество проданных заводчанами акций, выявляя тех, кто продал их сторонним организациям, а также с целью выявления активных скупщиков акций ОАО «Днепроспецсталь»;

- цену на покупаемые акции определять ежедневно, но не ниже, чем на «внутреннем рынке» (в городе).

(Последний пункт цитируется дословно).

На сегодняшний день можно констатировать, что программа действий, намеченная правлением в апреле, выполняется практически в полном объеме - видимо, потому что это значительно проще, чем выводить вверенный завод из кризиса. Однако возникают серьезные сомнения в легитимности принятых правлением ОАО решений - как бы не пришлось потом в момент высшего счастья достижения цели «играть обратно», например, по решению арбитражного суда.

Во-первых, в рамках действующего законодательства правление ОАО явно превысило свои полномочия: принятие обращения к акционерам завода о прекращении продажи акций сторонним покупателям, организации временной системы скупки акций через независимого регистратора, подготовка документов для регистрации ООО «Днепроспецсталь-инвест», выделение денег для выкупа заводом собственных акций входит в исключительную компетенцию общего собрания акционеров. При этом упомянутый в решении правления независимый регистратор «Металлург» ведет реестр акционеров ОАО «Днепроспецсталь», что автоматически устраняет его из числа лиц, имеющих право продавать и покупать акции данного ОАО.

Вызывает серьезные сомнения и вводимый правлением контроль за продажей акций работниками завода - любому «советскому» человеку сразу же представляется широкомасштабная «добровольно-принудительная» акция с целью заставить работников завода либо продать свои акции «кому надо», либо доверить их в управление правлению ОАО, и работникам особо некуда деваться: хроническая невыплата зарплаты делает продажу принадлежащих акций одним из немногий способов пополнения семейного бюджета, а чисто советская привычка держаться за свое рабочее место делает для многих работников «Днепроспецстали» предпочтительной продажу по более низкой цене, но своему заводу. При этом стоит вернуться к последнему пункту постановления правления от 14.04.98 г., процитированному дословно - у кого-то может сложиться впечатление, что в городе Запорожье сформировался полноценный вторичный рынок акций ОАО «Днепроспецсталь» с жесткими котировками. Но мы (как, видимо, и правление) прекрасно понимаем абсурдность понятия «цена на внутреннем рынке (в городе)», а, следовательно, цена на покупаемые заводом акции может быть любой, в смысле - сколь угодно низкой.

Но самым загадочным моментом во всей этой истории является создание ООО «Днепроспецсталь-инвест», устав которого был зарегистрирован в горисполкоме Запорожья 28 июля 1998 г. Учредителями ООО являются акционерный банк «Металлург» (более 80% акций) и 48 физических лиц, среди которых директор завода и ряд членов правления ОАО «Днепроспецсталь». Местные наблюдатели сходятся на том, что мы имеем дело с попыткой реализации американского принципа «мухи отдельно - котлеты отдельно» в нашей, отечественной интерпретации: долги завода - отдельно (ОАО «Днепроспецсталь»), долги заводу - отдельно (ООО «Днепроспецсталь-инвест»).

В этой связи становится понятным, почему руководство «Днепроспецстали» считает величину пакета в 27% критической - для него крайне важно сохранить блокирующий пакет (25%+1), а еще лучше - не дать «сторонним организациям» собрать контрольный пакет.